Скачать 41.7 Kb.
|
Педагогические размышления Дидактические материалы О.А. Сунцова учитель русского языка и литературы МБОУСОШ№ 39 г. Воронежа ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного на (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключением уроков, организуемых в нетрадиционной, нестандартной, форме) отводилась учителю, то в соответствии с ФГОС эта роль переходит к учащимся. Учитель же выполняет роль скорее организатора, нежели того, кто объясняет новый материал. В процессе обучения всегда существовали проблемные методы обучения. И в современных образовательных условиях именно этим формам работы отводится первостепенная роль. Современный урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого «погружения в тему», что обуславливает тот факт, что учащиеся самостоятельно должны сформулировать тему урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и общий. Подобные требования ведут за собой и изменения при подготовке учителя к уроку. При традиционной подготовке, то гсть при написании привычного нам конспекта урока (неважно подробный это конспект или же план-конспект) учитель обращает внимание на содержательную сторону урока, что отража- ется в дальнейшем и при самоанализе проведенного урока. Сс временные же требования приводят нас к другой форме заика планируемого урока - к технологической карте урока. Технологическая карта урока - это способ графически: проектирования урока, таблица, позволяющая структурировал урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрам* могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельное"* обучающихся, деятельность учителя и деятельность учащихся. Технологическая карта незаменима при самоанализе у ка. Очень часто при самоанализе урока учитель просто пе] зывает его ход, опираясь на подготовленный конспект, и трудняется в обосновании выбора содержания, используе методов и организационных форм обучения. В традицио плане, как уже было отмечено, расписана в основном содержательная' сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карп дает возможность максимально детализировать его еще на сп дни подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, видов учебви! деятельности на каждом этапе урока. Рассмотрим в качестве примера фрагмент технологической карты урока русского языка в 5 классе, составленного $ соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебнни Русский язык 5 класс Л.М.Рыбченковой (часть 2, параграф 49 • Тема урока: Глагол как часть речи. Цель: развитие умений анализировать и характеризовать грамматическое значение, морфологические признаки глапиш, его синтаксическую роль. Формируемые универсальные учебные действия: Предметные: Знать: глагол как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, роль глагола в повествовательных текстах. Уметь: опознавать глагол, определять роль в повествовательном тексте, анализировать и характеризовать общее гралг-матическое значение, морфологические признаки , определи» синтаксическую роль. Метапредметные: Личностные: овладевать новыми умениями, совершенст-вовать имеющиеся. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты. Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, ото-бражать в речи содержание совершаемых действий. Содержание образования: глагол как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтак¬сическая роль, роль глагола в текстах. Вид деятельности обучающихся:организация совместной учебной деятельности, работы в группах, чтение и анализ учебного текста, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, применение полученных знаний с учетом решаемых задач. Формы диагностики и контроля познавательных УУД: уровень знаний по предмету, выполнение упражнений, ответы на вопросы, личные наблюдения учителя, анализ текста. Представленная в таблице форма технологической карты урока лишь один из возможных вариантов. Ход урока
|