Скачать 41.09 Kb.
|
План конспект урока русского языка (9 класс) Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание. Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе. Ход урока Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь. И.В.Гете I. Объявление темы и цели урока II. Мотивация учебной деятельности школьников Чтение эпиграфа и работа с ним. III. актуализация опорных знаний учащихся
(Учащиеся читают толкование слов «изъяснить», «изъяснительный».) 2. Беседа с учащимися. 1) Что такое сложное предложение? 2) Какие существуют виды сложных предложений? 3) Какие виды придаточных предложений вы знаете? 4) На какие вопросы придаточные определительные? 3. Лингвистическое моделирование. Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.
IV. Изучение нового материала
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы говорения и мысли ( сказал, ответил, спросил, подумал, вспомнил, решил, гордился,обрадовался, почувствовал и др.), реже – другие части речи: прилагательные, наречия, существительные ( рад, известно, ясно; разговор, сообщение и др.).
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:
В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. С р а в н и т е : 1) Ему было трудно признаться, что он совершил этот поступок. 2) Ему было трнудно признаться в том, что он совершил этот поступок. Придаточное изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы – косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли – косвенные вопросы ( после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится). V. Закрепление изученного материала 1. Анализ языковых явлений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.
2. Лингвистическое конструирование. Преобразуйте простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания; выделите грамматические основы. О б р а з е ц: 1) Участвующие в спектакле ушли на репетицию.- Те, кто участвует в спектакле, ушли на репетицию.2) Мы читали о путешествиях Пржевальского.- Мы читали о том, как путешествовал Пржевальский. 1)Приезжающие в Киев любуются прекрасными памятниками (древне)русской литературы и иску..тва. 2)Он рассказывал о поездке по Днепру. 3)Прибывшие на к..нференцию были размещены в городской гостинице. 4)Мы внимательно следили за игрой нашей сборной. 5)Он попросил помощи у друзей. 6)Все были рады наступлению долгожда(н/нн)ой весны. 3. Лингвистическое моделирование. Составте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, используя слова в рамках; выделите грамматические основы.
VI. Подведение итогов урока Беседа с учащимися.
VII. Домашнее задание Выучить и повторить теоретический материал. |