ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Типы сложносочиненного предложения по характеру союза и значению.
| ФИО (полностью)
| Типцова Елена Анатольевна
|
| Место работы
| МОУ СОШ №2 с.Камень-Рыболов
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| Русский язык
|
| Класс
| 9
|
| Тема и номер урока в теме
| Типы сложносочиненного предложения по характеру союза и значению.
|
| Базовый учебник
| В.В.Бабайцева «Русский язык. Практика. 8-9 класс»
|
Цель урока: повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по характеру союзов и значению; формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; контроль знаний по теме.
9. Задачи:
– обучающие: познакомить учащихся с основными значениями сложносочиненных предложений по союзам; формирование умения различать виды сложносочиненного предложения по союзам и их значению;
– развивающие: формировать умения монологической речи учащихся:, работать над постановкой знаков препинания; развивать творческие способности учащихся;
– воспитательные: формирование учащихся интереса к русскому языку, употреблению в речи сложносочиненных предложений.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование интерактивная доска, компьютер
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Этап урока № 1. Организационный момент: объявление темы урока, цели.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Объявляет тему урока и его цели
| Учащиеся слушают, записывают тему урока в тетрадь.
| 3 минуты
|
Этап урока № 2. Воспроизведение опорных знаний.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Учитель начинает фронтальный опрос по изученной теме. Начинает предложения, которые должны закончить учащиеся:
1Сложными называются предложения….
2.Простые предложения в составе сложного объединяются…
3.Сочинительные союзы делятся на…
4. К соединительным относятся…
5. К противительным относятся..
6.К разделительным относятся…
| Слушают учителя. Продолжают предложение, начатое учителем.
Показывают знания изученного материала, демонстрируют монологическую речь.
| 5 минут
|
Этап урока № 3. Проверка знаний. Использование ЭОР. Интерактивная таблица «Соединительные, противительные, разделительные союзы».
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Демонстрация таблицы и работа по ней. Посмотрим на таблицу, где записаны виды союзов и их значение. На основе примеров, данных в таблице, указать союз, который соответствует данному виду.
Учитель исправляет допущенные учениками ошибки или неточности.
| Работают с интерактивной таблицей.
Открывают название союзов по значению, примеры. Делают выводы. Учащиеся записывают по одному примеру в тетрадь.
| 5минут
|
Этап урока № 4. Индивидуальная работа учащихся.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Учитель предлагает ученикам самостоятельно заполнить таблицу, в которой указаны союзы, их значение и дописать свои примеры. После окончания работы проходит проверка выполненного.
| Учащиеся начинают работу с таблицей, заполняя ее своими примерами. После окончания работы зачитывают свои примеры, слушают примеры одноклассников, исправляют неверные.
| 7 минут
|
Тип ССП
| СОЮЗЫ
| ПРИМЕРЫ
| 1Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
| И, да(и), ни…ни, да и, тоже, также, не только, но и…
|
| 2. Сложносочиненные предложения с противительными союзами
| а, да(но), но, однако(но), зато, а то, не то, не то..,
|
| 3. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
| или, либо, не то.., не то, то ли.., то ли…
|
|
Этап урока № 5. Урок – контроль. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Использование ЭОР. Электронное задание: «Определить значение сложносочиненного предложения».
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Демонстрация электронного задания. Выдаются разноцветные карандаши.
Учитель объясняет, что учащиеся должны выделить синим цветом предложения, которые выражают значение одновременности, зеленым- последовательности, коричневым-причинно-следственные.
Учитель контролирует процесс проверки, ее оценивания.
| Учащиеся работают с электронным заданием. Передают выполненную работу однокласснику, который ее проверяет и оценивает.
Учащиеся обоснованно объясняют поставленную оценку, используя в своей речи сложносочиненные предложения
| 7минут
|
Этап урока № 6. Развитие творческих способностей учащихся.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
Учитель дает задание: «Составьте связный текст со сложносочиненными предложениями по картине, употребляя разные сочинительные союзы.
Учитель анализирует ответы учащихся
| Учащиеся рассматривают репродукцию картины И.Репина, составляют связный текст, состоящий из предложений с сочинительными союзами.
Зачитывают текст.
| 10 минут
|
Этап урока № 7. Обобщение сведений об изученном. Использование ЭОР. Электронное задание «Какие значения выражают части сложносочиненного предложения?»
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Демонстрация задания. Учитель объясняет задание и просит выполнить его устно. Учитель предлагает учащимся повторить и обобщить знания по теме «Типы сложносочиненного предложения по характеру союза и значению»:
Назовите виды сочинительных союзов.
Укажите их смысловые значения.
| Учащиеся выполняют задание коллективно. Выбирают правильный ответ, обосновывая его выбор.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и делают выводы, обобщая изученный материал.
| 5 минут
|
Этап урока № 8. Подведение итогов урока, домашнее задание
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Учитель объявляет оценки учащимся, полученные за урок, и комментирует их.
Задает домашнее задание: п. 204, № 339
| Учащиеся записывают домашнее задание.
| 3 минуты
|
Приложение к плану-конспекту урока
Типы сложносочиненного предложения
по характеру союза и значению.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |