Скачать 44.66 Kb.
|
План конспект урока русского языка (9 класс). Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание. Цель: познакомить учащихся с признаками придаточных изъяснительных, приёмами разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичным союзом и союзным словом что; научить определять место придаточных в СПП, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе. Ход урока Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь. И.В.Гете I. Объявление темы и цели урока (учащиеся читают тему, говорять , что им известно по этой темы, а что неизвестно) II. Мотивация учебной деятельности школьников Чтение эпиграфа и работа с ним. III. актуализация опорных знаний учащихся
(Учащиеся читают толкование слов «изъяснить», «изъяснительный».) 2. Беседа с учащимися. 1) Что такое сложное предложение? 2) Какие существуют виды сложных предложений? 3) Какие виды придаточных предложений вы знаете? 4) На какие вопросы придаточные определительные? 3. Лингвистическое моделирование. Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений. 1.Артур сказал: «Мне нравятся книги о Великой Отечественной войне» 2. «Многие писатели в своїх произведениях правдиво и без прикрас зображали тяжёлый период истории», - добавила Анна Ивановна. IV. Изучение нового материала
Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы говорения и мысли ( сказал, ответил, спросил, подумал, вспомнил, решил, гордился,обрадовался, почувствовал и др.), реже – другие части речи: прилагательные, наречия, существительные ( рад, известно, ясно; разговор, сообщение и др.). 2. Работа с учеником. Учащиеся ищут ответ на вопрос : как придаточные изъяснительные могут прикрепляться к поясняемому слову. Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:
В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. 3. Учащиеся сравнивают предложения и пытаются самостоятельно сделать вывод: 1) Ему было трудно признаться, что он совершил этот поступок. 2) Ему было трнудно признаться в том, что он совершил этот поступок. Вывод:придаточное изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы – косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли – косвенные вопросы ( после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится). Физкультпауза и гимнастика для глаз. V. Закрепление изученного материала 1. Анализ языковых явлений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.
2. Лингвистическое конструирование. Преобразуйте простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания; выделите грамматические основы. О б р а з е ц: 1) Участвующие в постановке ушли на репетицию.- Те, кто участвует в постановке, ушли на репетицию.2) Мы читали о путешествиях Пржевальского.- Мы читали о том, как путешествовал Пржевальский. 1)Приезжающие в Нижний Новгород любуются прекрасными памятниками (древне)русской литературы и иску..тва. 2)Он рассказывал о поездке по Катуни. 3)Прибывшие на соревнование были размещены в районной гостинице. 4)Мы внимательно следили за игрой нашей команды. 5)Он попросил помощи у своих родственников. 6)Все были рады наступлению долг.жда(н/нн)ых каникул. 3. Лингвистическое моделирование. Составте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, используя слова в рамках; выделите грамматические основы.
VI. Подведение итогов урока Беседа с учащимися.
VII. Рефлексия
YIII. Домашнее задание дифференцированного характера: а). Выучить и теоретический материал, упр.123. б).выписать из призведений худ.литературы 6 предложений с придаточными изъяснительными. |