Скачать 60.88 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 9 классе Тема урока: Строение сложноподчиненного предложения. Место урока в учебном плане: первый в разделе «Сложноподчиненные предложения» Класс: 9 Тип урока: Урок изучения нового материала Цели урока Обучающая: углубить понятие о сложноподчиненном предложении; формировать умение находить главное и придаточное предложение, определять место придаточного и средства его связи с главным; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Развивающая: развивать логическое мышление; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности. Воспитывающая: повышать мотивацию к изучению законов русского языка; формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования. Методы обучения: эвристическая беседа, упражнения, наблюдения, работа с учебником. Оборудование:
Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint Windows 2000| XP Цифровые ресурсы: CD-ROM «1С: Образование 4. Русский язык. 9 класс/Под ред. О.И. Руденко-Моргун. – М., 2008» CD-ROM «Словари. Этимологический словарь русского языка. Фасмер М. – М., 2004» Презентация «Строение сложноподчиненного предложения» Аннотация. Урок на тему «Строение сложноподчиненного предложения» - первый урок в разделе «Сложноподчиненное предложение». На нем фронтально и индивидуально закрепляются орфографические навыки правописания о-е-ё после шипящих, дается определение сложноподчиненного предложения, расширяются представления обучающихся о его строении, совершенствуются навыки постановки запятой в сложном предложении. Сочетание инновационных и традиционных приемов, форм и методов обучения повышает активность обучающихся, развивает зрительную, слуховую и моторную память. Универсальность разработки урока заключается в возможности использования конспекта независимо от программы, по которой идет преподавание русского языка. Любой учитель сможет творчески использовать представленный материал и смоделировать свой урок. Мотивацию к изучению предмета повышает использование цифровых образовательных ресурсов CD-ROM «1С: Образование 4. Русский язык. 9 класс/Под ред. О.И. Руденко-Моргун. – М., 2008», CD-ROM «Словари. Этимологический словарь русского языка. Фасмер М. – М., 2004», презентация «Строение сложноподчиненного предложения». План урока
Конспект урока
Орфографическая работа. Слайд 3. «Гласные о-е-ё после шипящих». 1) Устная фронтальная работа с теоретической частью таблицы (схематическая запись правил правописания гласных). 2) Распределение слов по группам и запись их в тетрадях и на интерактивной доске. Корнишон, жёлудь, почёт, бечёвка, чопорный, пшёнка, шок, печёный, ночёвка, девчонка, крючок, парчовый, горячо, грушевый, ключом, репортажем, стережёт, плющом, товарищем, большой, испечёт. 3) Несколько учеников получают карточки с индивидуальным заданием. Карточка 1 Распределите слова на три группы: с О после шипящей, с Е после шипящей, с Ё после шипящей. Холщ-вый, ж-кей, расч-санный, изж-га, ж-лчный, прож-рливый, трещ-тка, крыж-венный, поч-т, ж-нглер, меш-чек, пожарищ-м, копч-ный, ш-рох, ш-пот, через плеч-, туш-нка, деш-вый, ож-г руки, подж-г хворост, ч-рточка, расч-т, стаж-р, раздраж-нный, протеч-т, береж-те. Карточка 2 Выпишите слов с пропущенными буквами, схематично объясните их написание. В раннее весеннее утро, когда солнце ещ_ не горяч_ и в воздухе свеж_, ребята во главе со стаж_ром-биологом и сторож_м провели в саду борьбу с листож_ром на груш_вых и алыч_вых деревьях. Над камыш_м мелководной реч_нки кружатся бирюзовые стрекозы. В лице до тонкости отточ_н был каждой ч_рточкой расч_т. В ж_лто-золоч_ном цвете видел Есенин рож_к месяца над крыш_й, долину, освещ_нную солнц_м. Герасим толкнул дверь плеч_м и ввалился в дом со своей нош_ей. Ноч_вка в лесу после тяж_лой дороги нам очень понравилась. У небольш_го моста сбегал по ж_лобу прозрчный ручей. Карточка 3
Слово учителя. Посмотрите на тему урока. Какие два ключевых понятия ее составляют? Что вы уже знаете о сложноподчиненном предложении? Что сегодня надо узнать на уроке? Сформулируйте вопросы, на которые надо ответить. Слайд 4. (Какими признаками обладает сложноподчиненное предложение? Как построено сложноподчиненное предложение?)
1) Работа с теоретическим материалом. Страница электронного учебника «Определение сложноподчиненного предложения». 2) Работа с основными признаками сложноподчиненного предложения, сопоставление с признаками сложносочиненного предложения. Слайд 5 «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение» В результате сравнения строения двух предложений обучающиеся приходят к выводу: в сложноподчиненном предложении одна часть зависит от другой и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Проблемный вопрос: как найти придаточное предложение? 3) Закрепление изученного материала. Страница электронного учебника «Электронное задание по определению главного и придаточного предложения». 4) Страница электронного учебника «Как составить схему сложноподчиненного предложения». Слайд 6. Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Сделайте вывод о месте придаточного предложения по отношению к главному. 5) Одним из признаков СПП является наличие подчинительных союзов и союзных слов. Как отличить союз от союзного слова? Чтение теоретического материала в традиционном учебнике на с. 37.
1) Страницы электронного учебника «Контроль». 2) Сравнительный анализ теоретического материала в традиционном учебнике на с. 41-42 с устными выводами, сделанными обучающимися. 3) Письменное выполнение упражнения 78. 7. Домашнее задание. Параграф 9 (прочитать, запомнить), упражнение 79 (письменно). 8. Подведение итогов урока. |