Скачать 67.56 Kb.
|
Урок русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным". 9-й классУспанова Лязат Жакасовна, заместитель директора по ВР Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка Урок апробирован на уровне образовательного учреждения. Данная синтаксическая тема является традиционно сложной для усвоения учащимися, что объясняется разными причинами, среди которых основными можно назвать объективными трудностями, связанные с опознаванием и классификацией СПП разного вида, необходимостью различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова, присоединяющие разные виды придаточных. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.Н. Лихачев Цели урока (СЛАЙД 2) Формирование умений:
Приложение. Презентация к уроку. Ход урока I. Организационный момент. Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.). II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний (2 мин). НА доске разбор: В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать своим орудием иронию и насмешку. Дать определение Сложного предложения. Выполнить задание. Задание 1.Слепая схема, добавить недостающее (СЛАЙД 3) Задание 2.Различение предложений на слух (цифровой диктант) (СЛАЙД 4) В тетрадях у детей запись:
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
Дать определение СПП. 3. СПП состоят: (СЛАЙД 5) а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных. 4. Придаточное может стоять: (СЛАЙД 6) а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, в середине главного и после главного предложения. Русский язык необычайно богат и выразителен. Поэты и писатели старались максимально использовать его возможности. На уроке мы изучаем СПП с придаточным определительным. III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
Заполняем таблицу. Указательное СЛОВО (отдельный слайд) (СЛАЙД 8) А предложения на доске – грамматические синонимы, (СЛАЙД 9) которые различаются оттенками:
Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их. Вопросы для первичного закрепления (СЛАЙД 10)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Н. Лихачев) Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей. V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Обратимся к учебнику стр.45 упр.91 у доски -2 ученика. 1 и 2 предложения с классом, 3 - ученик комментирует. 1. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 2. Ноздрев захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек. У ДОСКИ: 3. В небольшой комнате куда я вошел было довольно темно. Обратимся к учебнику стр.46 упр.93 Аэродром, на котором приземлился самолет, был в получасе езды от центра города. (Аэродром, куда приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.) Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. (Село, откуда мы выехали скоро, скрылось из вида) Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко. ( Лес, куда ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.) Неправильное построение спп с придаточным определительным является грамматической ошибкой в письменной работе. Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ: Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна». Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Такие задания могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? (СЛАЙД 11)
VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Что особенно понравилось? (СЛАЙД 12) Научились:
Оформление лестницы Успеха Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». Комментирование Домашнего задания В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
Комментирование оценок |