Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 89.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.11.2013
Размер89.92 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 п. Спирово Выдропужская ОШ

Методическая разработка урока по теме:

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

автор: учитель русского языка и

литературы Голубева Елена Евгеньевна

Выдропужск

2013
Содержание:
1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.

2. Контрольно – измерительные материалы.

3. Список литературы.


Урок-практикум.

9 класс.

Тема: Сложносочиненные предложения.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами.

Задачи:

формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП;

формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры;

развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Повторение.

а) Графический диктант.

- Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа.

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.

- Какие типы предложений встретились в этом тексте?

- Какие пунктограммы вы вспомнили?
б) Самостоятельная работа
1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,…………

Или надо было ехать на юг,………

2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;

3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

  1. Знакомство с темой урока.

На доске:

Группы союзов по значению

Значение

Союзы (примеры)

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

И, да (=и), ни-ни, тоже, также

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

Или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

Противопоставление явлений

А, но, да (=но), однако, зато, же



- Части сложносочинённого предложения, соединённые союзами соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли….ли, то….то, не то…не то) разделяются запятыми:

Например:

Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то всё дальше и дальше.

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о жизни учёных и полководцев, а Мамочкин был любознателен.

- Но в некоторых предложениях между частями сложносочинённого предложения запятая отсутствует:

а) если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ, стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).

б) если части ССП выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава:

Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).

в) Если части ССП выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединёнными общей интонацией:

Когда приедет делегация и кто будет её встречать?

На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить!

г) если части ССП включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:

Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К. Паустовский).


  1. Синтаксический разбор ССП.

- Давайте с вами вспомним, как разбирается ССП.

- На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберём два предложения по этой схеме.

а) Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы потеряли свои контуры.

б) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт.
Схема синтаксического разбора предложения.

  1. Найти грамматические основы предложения, прочитать простые предложения.

  2. Указать какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.

  3. Определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование).

  4. Объяснить расстановку знаков препинания.

  5. Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав ССП.



  1. Предупредительный диктант.


- На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача – прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует, записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.


  1. Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и навек потомкам завещали золотую родину беречь.

  2. Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.

  3. Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и, точно белый лепесток на паутине замарает.

  4. Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.

  5. Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студёный ручей.




  1. Закрепление новых знаний на практике.

А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Рассветало и ……. 2) … и в старом саду стало тихо, грустно.

3) …. и нигде ни души.

Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите его схему.

1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным разбойным свистом.

2) Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.

7. Итог урока.

- Расскажите о постановке запятой в ССП.

- Приведите пример ССП, где запятая ставится, и может не ставиться.

8. Домашнее задание.


Контрольно-измерительные материалы.

9 класс.

Цель: Проверка знаний и умений учащихся по теме „Сложносочинённое предложение”.

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

    1. Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.

    2. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.

    3. Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.

    4. Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.



  1. Найдите ССП

а) 1,2 б) 2,3 в) 2 г) 1,3


  1. Укажите предложение, соответствующее схеме.

[двусоставное], союз [двусоставное, осложнено однородными членами].


  1. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) 1,2 б) 3 в) 1,3 г) 4


  1. В каком предложении есть вводное слово?

а) 1,2 б) 4 в) 1,3 г) 2


  1. Укажите сочинительный соединительный союз.

а) то….то б) и в) но г) будто


  1. Как расставить запятые в предложении?

Он очнулся 1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4 никого 5 и ничего не было.

а) 1, 3, 4, 5 б) 1, 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 1, 2, 3, 4


  1. Какое из утверждений неверно?

а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.

б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует

в) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.

г) Части сложносочинённого предложения равноправны.

  1. Какой схеме соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?


Орешник тебя отрешает от дня

И мшистые солнца ложатся с опушки

То решкой на плотное тление пня

То мутно-зелёным орлом на лягушке.
а) [ ], и [ ]

б) [ ], то [ ], то [ ]

в) [ ], и [ ], то [ ]

г) то [ ], то [ ]


  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания, сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения (разберите по членам, укажите, какими частями речи они выражены, составьте схему, дайте характеристику).


Над Москвой было ещё светло и небо чистое и прозрачное зеленело к западу.

За мною жадно бушевало море а над нами высились и гудели тополи.

Дождь перестал но отец ушедший в море ещё утром всё не возвращался.

Ночью шёл тихий дождь но утром погода разгулялась.

Отец курил откинувшись в кресло рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу а мама в очках старательно зашивала под её светом маленький шелковый мешочек.
(И. Бунин).

Список используемой литературы.


      1. Бабайцева В.В. Обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 2007.

      2. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 2001.

      3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации (8-11 классы). – М.:Дрофа, 2000.

      4. Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку. – М.: Просвещение, 1999.

      5. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – Просвещение, 1999.

      6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: Издательство „Астра”, 1996.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск