Скачать 89.92 Kb.
|
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 п. Спирово Выдропужская ОШ Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”. автор: учитель русского языка и литературы Голубева Елена Евгеньевна Выдропужск 2013 Содержание: 1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”. 2. Контрольно – измерительные материалы. 3. Список литературы. Урок-практикум. 9 класс. Тема: Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами. Задачи: формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП; формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры; развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие. Ход урока:
а) Графический диктант. - Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа. Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий. Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте! Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый. - Какие типы предложений встретились в этом тексте? - Какие пунктограммы вы вспомнили? б) Самостоятельная работа 1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,………… Или надо было ехать на юг,……… 2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами; 3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
На доске:
- Части сложносочинённого предложения, соединённые союзами соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли….ли, то….то, не то…не то) разделяются запятыми: Например: Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то всё дальше и дальше. Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно. Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески. Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о жизни учёных и полководцев, а Мамочкин был любознателен. - Но в некоторых предложениях между частями сложносочинённого предложения запятая отсутствует: а) если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: Уже совсем рассвело и народ, стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой). Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов). б) если части ССП выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава: Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов). в) Если части ССП выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединёнными общей интонацией: Когда приедет делегация и кто будет её встречать? На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить! г) если части ССП включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения: Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К. Паустовский).
- Давайте с вами вспомним, как разбирается ССП. - На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберём два предложения по этой схеме. а) Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы потеряли свои контуры. б) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт. Схема синтаксического разбора предложения.
- На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача – прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует, записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.
А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите, расставляя недостающие знаки препинания. 1) Рассветало и ……. 2) … и в старом саду стало тихо, грустно. 3) …. и нигде ни души. Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите его схему. 1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным разбойным свистом. 2) Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели. 7. Итог урока. - Расскажите о постановке запятой в ССП. - Приведите пример ССП, где запятая ставится, и может не ставиться. 8. Домашнее задание. Контрольно-измерительные материалы. 9 класс. Цель: Проверка знаний и умений учащихся по теме „Сложносочинённое предложение”. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
а) 1,2 б) 2,3 в) 2 г) 1,3
[двусоставное], союз [двусоставное, осложнено однородными членами].
а) 1,2 б) 3 в) 1,3 г) 4
а) 1,2 б) 4 в) 1,3 г) 2
а) то….то б) и в) но г) будто
Он очнулся 1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4 никого 5 и ничего не было. а) 1, 3, 4, 5 б) 1, 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 1, 2, 3, 4
а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные. б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует в) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией. г) Части сложносочинённого предложения равноправны.
Орешник тебя отрешает от дня И мшистые солнца ложатся с опушки То решкой на плотное тление пня То мутно-зелёным орлом на лягушке. а) [ ], и [ ] б) [ ], то [ ], то [ ] в) [ ], и [ ], то [ ] г) то [ ], то [ ]
Над Москвой было ещё светло и небо чистое и прозрачное зеленело к западу. За мною жадно бушевало море а над нами высились и гудели тополи. Дождь перестал но отец ушедший в море ещё утром всё не возвращался. Ночью шёл тихий дождь но утром погода разгулялась. Отец курил откинувшись в кресло рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу а мама в очках старательно зашивала под её светом маленький шелковый мешочек. (И. Бунин). Список используемой литературы.
|