Скачать 80.24 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Чудодейственная сила причастия»
- закрепление пунктуационных навыков выделения причастного оборота. 9. Задачи: - обучающие: - повторение способов образования причастия; - анализ промежуточного положения причастий между глаголом и именем прилагательным; - закрепление пунктуационных навыков выделения причастного оборота; - формирование навыков употребления в связной речи причастий; -развивающие: - развитие опознавательных навыков учащихся в определении причастия как части речи; - развитие творческого воображения и эстетического вкуса учащихся; - развитие логического мышления учащихся; -воспитательные: - воспитание интереса и любви к живому русскому слову, русской природе.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Ход урока. Учитель приветствует детей, просматривает готовность учащихся к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей; сообщает тему и цели урока. 1.Организационный момент - Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию - путешествие в мир языка и обобщим теоретические знания о причастии как единице речи. 2.Повторение и обобщение изученного материала. Русский язык чрезвычайно богат причастиями. Почему? (Причастия происходят от глагола, а русский язык составляют 40% существительных и 35% глаголов). Прочитайте высказывания писателей и учёных о причастии. Что особенного в этих словах? Сделайте выводы. (Ресурс: Текст «Лингвисты о причастии) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm Итак, первый маршрут - ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ. Прослушайте лингвистическую сказку и ответьте, какое лингвистическое правило она иллюстрирует? Как можно озаглавить сказку? Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье. Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу». - Спасибо! - в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало. Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам. - Возьмите мои окончания, они вам очень помогут. - Спасибо, доброе Прилагательное! И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил: - Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться. Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но недолго им удавалось лентяйничать. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников. Глагол сказал: - Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: настоящее и прошедшее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида — совершенный и несовершенный. - А я наказываю вас тем. Что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное. С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
Индивидуальная работа учащихся: записать / перечислить в тетради: 1 вариант - признаки прилагательного у причастия (род, число, падеж, полная / краткая форма, согласование с существительным); 2 вариант - признаки глагола у причастия (возвратность, переходность, вид, время, залог, в предложении - сказуемое). «Слабым» учащимся на этом этапе предлагаются индивидуальные карточки по теме «Правописание причастий». А теперь проверим, как вы справились с поставленной задачей, выполните интерактивное задание «Распределите признаки причастия по таблице». Какие признаки прилагательного и глагола вы не увидели в данной таблице, но вы записали их в тетради? (Ресурс: Интерактивное задание «Распределите признаки причастия по таблице») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26131914-73ab-471e-a0bb-b4d7e3c9fe5d/%5BRUS7_133%5D_%5BIM_207%5D.swf - Итак, вы вспомнили и повторили признаки глагола и прилагательного у причастия, а теперь прослушайте ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ЗАГАДКУ: Если глагол находится в пункте А, а прилагательное в пункте Б, то покажите примерно, где находится причастие: ближе к прилагательному или ближе к глаголу? —А————Аб————аб————аБ————Б— Глагол Прилагательное - Предлагаю образовать причастие, используя морфемы других частей речи. Для этого запишем в столбик слова: 1. прекрасный - приставку (пре) 2. описать - приставку (о) 3. доля - корень (дол) 4. потчевать - суффикс (ева) 5. борющийся - суффикс (ющ) 6. колющий - окончание (ий). ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЙ - Рассмотрим получившееся слово. Составьте словосочетания: 1 вариант - чтобы причастие было зависимым словом; 2 вариант - чтобы это причастие было главным словом. Подберите зависимые от него слова. - Запишем с этим словом предложение, разберем его. Человек, успешно преодолевающий свою лень, может добиться многого. Чем осложнено данное предложение? - Мы продолжаем экспедицию и следующий маршрут - ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Давайте вспомним с вами, что такое причастный оборот и когда он обособляется. Проверим ваши ответы с помощью гипертекстового определения «Причастный оборот». (Ресурс: Гипертекстовое определение «Причастный оборот») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6afadfdd-d8ad-48a2-9be7-3aba88ab4602/%5BRUS7_135%5D_%5BTD_231%5D.htm -Сейчас вам предстоит поработать корректором. Ваша задача закончить предложения, графически обозначить причастные обороты. 1. Равнина, расстилавшаяся... 2. Двор, заросший... 3. Елочная игрушка, склеенная... - После этого маршрута вы подготовлены к следующему - ТВОРЧЕСКОМУ. (Ресурс: Иллюстрация картины И.И.Шишкина «Рожь») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65f058e9-be97-4adb-967d-35b853d3f094/Shishkin.Rozh.jpg Рассмотрите иллюстрацию картины И.И.Шишкина «Рожь». - Какое настроение передает картина? - Какие краски использует автор в своей картине? Составьте и запишите несколько предложений с причастиями, описывая то, что вы видите на картине. 3.Подведение итогов. Сделаем выводы урока: «В чем заключается чудодейственная сила причастия?» 4.Домашнее задание. Написать МИНИ-СОЧИНЕНИЕ на тему «Мое впечатление от картины И.И.Шишкина «Рожь». Приложение к плану-конспекту урока по русскому языку в 6 классе «Чудодейственная сила причастия» Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|