№ п/ п
| Тема урока
| Деятельность учащихся
| Дата проведения урока
Планир./ фактическая
|
1
| Введение.
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
| Составление плана ( тезисов) статьи, устные и письменные ответы на вопросы. Тестирование
|
|
2
| Древнерусская литература.
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве
| Выразительное чтение фрагментов, запись положений лекции, участие в коллективном диалоге
|
|
3
| Образы героев « Слова...» Художественные особенности произведения. Подготовка к домашнему сочинению.
| Составление плана, характеристика героев, формулирование вопросов к произведению
|
|
4
| Литература 18 века Классицизм в русском и мировом искусстве.
| Индивидуальная, запись положений лекции, работа со словарем .
|
|
5
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием Величестве…», особенности содержания и формы произведения.
| Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя и ученого
|
|
6
| «Ода на день восшествия…Елисаветы Петровны1747 года».
| Фронтальная,
Индивидуальная
|
|
7
| ВН/ЧТ.
Г.Р. Державин. Слово о поэте – философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в ст-и «Властителям и судиям»
| Выразительное чтение фрагментов произведений .
|
|
8
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина «Памятник». Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии.
| Фронтальная,
Индивидуальная . Практикум.
|
|
9
| А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву".
| Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя, формулирование вопросов по тексту произведения
|
|
10
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение
| Практикум
|
|
11
| Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие сентиментализма. «Осень» «Бедная Лиза».
| Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя, формулирование вопросов по тексту произведения
|
|
12
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы
| Выразительное чтение фрагментов произведения, устные ответы на вопросы
|
|
13
| Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»
| Составление плана, редактирование черновых вариантов письменных работ
|
|
14
| Литература 19 века.
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.
| Конспектирование лекции, коллективный диалог
|
|
15
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое»
| Подбор материала о биографии поэта, выразительное чтение стихотворений
|
|
16
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини.
| Составление плана анализа стихотворения, его письменный анализ по плану, характеристика сюжета баллады
|
|
17
| ВН/ЧТ.
К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»
Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза» и др.
|
|
|
18
| А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.
| Подбор материала о биографии писателя, истории создания произведения
|
|
19
| Комедия «Горе от ума».
Обзор содержания. Особенности композиции
| Чтение ключевых сцен пьесы, работа со словарем, коллективный диалог
|
|
20
| Фамусовская Москва в комедии:
«век минувший»
| Формулирование вопросов по тексту произведения, характеристика героев пьесы.
|
|
21-22
| «Век нынешний» : Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
| Характеристика героев пьесы, выразительное чтение отрывков по ролям, составление плана характеристики героев.
|
|
23
| Р/Р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.
| Составление плана анализа фрагмента драматического произведения
|
|
24
| Р/Р. Критика о комедии. (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»).Подготовка к домашнему сочинению
| Подбор цитат и конспектирование статьи
|
|
25
| А.С Пушкин. Этапы жизненного и творческого пути. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве.
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение наизусть
|
|
26
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема Родины и власти в лирике Пушкина.
| Выявление тематики , проблематики стихотворений, коллективный диалог, устные ответы на вопросы
|
|
27
| Любовная лирика поэта. «На холмах Грузии», «Я вас любил» Адресаты любовной лирики поэта
| Выразительное чтение наизусть, составление плана и анализ стихотворений,
|
|
28
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Памятник», «Бесы» Раздумья о смысле жизни, о поэзии
| Выразительное чтение наизусть, составление плана и анализ стихотворений, диалог
|
|
29
| Контрольная работа по романтической лирике 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина
| Урок контроля
|
|
30
| ВН/ ЧТ. А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы».
| Выразительное чтение отрывков поэмы, формулирование вопросов по тексту произведения,
|
|
31
| Роман «Евгений Онегин». История создания, особенности жанра, замысел и композиция.
| Коллективный диалог, характеристика сюжета, конспектирование статьи учебника
|
|
32
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
| Составление сравнительной характеристики героев романа,, составление плана на проблемный вопрос
|
|
33
| Татьяна Ларина– нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
| Сопоставление персонажей, составление плана характеристики героев
|
|
34
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ 2х писем.
| Анализ, коллективный диалог, ответ на проблемный вопрос
|
|
35
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
| Анализ различных форм выражения авторской позиции
|
|
36
| Пушкинская эпоха в романе. «Энциклопедия русской жизни». Реализм романа.
| Диалог, устные ответы на вопросы, обсуждение.
|
|
37
| Р/Р. Пушкинский роман в зеркале критики:В.Г. Белинский, Д.И.Писарев, А.А. Грибоедов, Ф.М. Достоевский. Роман Пушкина и опера Чайковского. Подготовка к домашнему сочинению
| Восприятие текста литературно-критических статей, конспектирование фрагментов
|
|
38
| ВН/ЧТ. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»: проблема гения и злодейства.
| Диалог, устные ответы на вопросы, обсуждение работа со словарем
|
|
39
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Парус», «И скучно, и грустно…»
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение наизусть
|
|
40
| Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»
| Выразительное чтение наизусть, составление плана и анализ стихотворений
|
|
41
| Адресаты любовной лирики поэта. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
| Выразительное чтение наизусть, составление плана и анализ стихотворений
|
|
42
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина».
| Характеристика, тематики, проблематики произведений, Составление плана и письменный анализ стихотворений
|
|
43
| «Герой нашего времени».Обзор содержания. История создания романа, сюжет, композиция. Проблематика романа. Век Лермонтова в романе.
| Конспектирование, ответы на вопросы, обсуждение
|
|
44
| Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина. «Бэла», «Максим Максимыч»
| Составление плана ответа на проблемный вопрос, подбор цитат
|
|
45-46
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
| Коллективный диалог, устные ответы на вопросы,
|
|
47
| Печорин в системе мужских образов романа, дружба в жизни Печорина
| Составление плана анализа характеристики героя романа, сравнительная характеристика персонажей
|
|
48
| Печорин в системе женских образов романа, любовь в жизни Печорина
| сравнительная характеристика персонажей, выразительное чтение отрывков, диалог
|
|
49
| Споры о романтизме и реализме романа. Лирика Лермонтова и роман в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
| Конспектирование литературно-критической статьи
|
|
50
| К/Р по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
|
|
|
51
| Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Вечера…», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников.
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение отрывков произведений
|
|
52
| Поэма Гоголя «Мертвые души». Замысел и история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия
| Формулирование вопросов по тексту произведения, коллективный диалог, работа со словарем
|
|
53
| Система образов поэмы. Образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души».
| Подбор цитат из текста по заданной теме, составление плана анализа эпизода
|
|
54
| Образ города в поэме «Мёртвые души»
| Беседа
|
|
55
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
| Сравнительная характеристика героев поэмы
|
|
56
| «Мертвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценке критиков.
| Конспектирование, обсуждение, анализ эпизода
|
|
57
| Классное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
| Обсуждение и редактирование черновых вариантов,написание сочинения,
|
|
58
| А.Н. Островский. Слово о писателе. Театр Островского.
Пьеса «Бедность не порок».
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение отрывков пьесы
|
|
59
| Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев. Комедия как жанр драматургии
| Формулирование вопросов по тексту произведения, коллективный диалог, работа со словарем
|
|
60
| Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи».
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение отрывков пьесы по ролям
|
|
61
| Петербург Достоевского. Тема одиночества человека в странном мире ночей.
| Устные ответы на вопросы, формулирование проблемных вопросов по тексту пьесы
|
|
62
| Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл сентиментальности в понимании Достоевского
| Беседа
|
|
63
| ВН/ЧТ. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. Повесть «Юность».
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение отрывков произведений, диалог
|
|
64
| А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение отрывков.
|
|
65
| «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
| Формулирование вопросов по тексту рассказа, устные и письменные ответы на вопросы, характеристика героев.
|
|
66
| Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»
|
|
|
67
| ВН/ЧТ. Особенности поэзии Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
| Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений
|
|
68
| Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений
| Конспектирование, диалог
|
|
69
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви героев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, выразительное чтение отрывков
|
|
70
| Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования
| Восприятие и выразительное чтение фрагментов, характеристика сюжета
|
|
71
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести.
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, выразительное чтение фрагментов повести
|
|
72
| «Собачье сердце». Поэтика повести. Художественная условность, фантастика, сатира и гротеск и их художественная роль в повести.
| Формулирование вопросов по тексту рассказа, устные и письменные ответы на вопросы, характеристика героев.
|
|
73
| М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, выразительное чтение фрагментов рассказа
|
|
74
| «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
| Устные и письменные ответы на вопросы, формулирование вопросов по тексту рассказа
|
|
75
| А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, выразительное чтение фрагментов рассказа
|
|
76
| Образ праведницы Матрены. Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
| Характеристика героев рассказа, составление плана анализ эпизода
|
|
77
| Контрольная работа по произведениям 2 половины 19 века и 20 века
| практикум
|
|
78
| Русская поэзия Серебряного века
| Подбор материала о биографии и творчестве поэтов, выразительное чтение произведений в том числе наизусть, коллективное обсуждение
|
|
79
| Поэзия А.А. Блока. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…», «Заклятие огнём и мраком»
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, истории создания произведений, выразительное чтение
|
|
80
| А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе..». Трагедия утраченной любви.
| Практикум
|
|
81
| Поэзия С.А. Есенина. Слово о поэте. Основные мотивы в лирике поэта. Тема Родины «Вот уж вечер…», «Край ты мой заброшенный…»
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, истории создания произведений, выразительное чтение
|
|
82
| Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Отговорила роща золотая…» Народно-песенная основа лирики С. Есенина.
| Анализ лирического произведения по составленному плану, ответы на вопросы
|
|
83
| В.В. Маяковский.. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы…», «Люблю»
| Конспектирование, формулирование вопросов по тексту стихотворений
|
|
84
| М.И. Цветаева. Слово о поэте. Основные мотивы лирики Цветаевой.
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, выразительное чтение
|
|
85
| Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».
| Анализ стихотворений, устные и письменные ответы на вопросы
|
|
86
| Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, выразительное чтение
|
|
87
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, выразительное чтение, диалог
|
|
88
| Стихи А.А.Ахматовой и поэте и поэзии. Особенности поэтики
| Фронтальная,
Индивидуальная
|
|
89
| Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Пастернака
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, выразительное чтение, диалог, цитирование
|
|
90
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…»
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, выразительное чтение, диалог, анализ стихотворений
|
|
91
| А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывок)
| Беседа
|
|
92
| ВН/ЧТ. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков
| Выразительное чтение наизусть, сообщение об истории создания произведений, прослушивание
|
|
93
| Зачетное занятие по русской лирике 20 века
| фронтальная
|
|
94
| ВН/ЧТ. Античная лирика. Катулл.. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.
| Подбор материала о биографии и творчестве писателей, истории создания их произведений, выразительное чтение фрагментов
|
|
95-96
| Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия»(фрагменты).
| Конспектирование, устные и письменные ответы на проблемные вопросы, подбор цитат из текста
|
|
97
| У. Шекспир. Слово о поэте. Трагедия «Гамлет».
| Подбор материала о биографии и творчестве писателя, выразительное чтение фрагментов, характеристика сюжета
|
|
98
| ВН/ЧТ. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
| Характеристика героев произведения, подбор цитат, анализ эпизода драматического произведения
|
|
99
| И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст».
| Подбор материала о биографии и творчестве поэта, выразительное чтение отдельных сцен, характеристика сюжета
|
|
100
| ВН/ЧТ. Фауст как вечный образ мировой литературы.
| Характеристика героев, работа со словарем , диалог, беседа
|
|
101-102
| Выявление уровня литературного развития уч-ся. Итоги года и задания для летнего чтения
| Беседа
|
|