ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 901, ЮАО г.Москвы
Конспект урока в ТДМ
Учитель (ФИО)
|
Матюшкина Мария Евгеньевна
| Предмет
| Русский язык
| Класс
| 5 «б»
| Тема:
| «Буквы О – А в корне –ЛАГ- - - ЛОЖ - »
| Дата
| 15. 02. 2012.
| Целевые установки:
| предметные:
- продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно;
-совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне- лаг -, -лож-;
-развивать орфографическую зоркость;
-продолжить работу над развитием связной речи;
-воспитывать внимание к языковым явлениям в русском языке
метапредметные:
- формирование у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- развивать внимание, память, речь, логическое мышление;
-учить алгоритмизировать свои действия.
| Оснащение урока (материалы к уроку)
| учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык ,5 класс» (М, « Просвещение»);
рабочая тетрадь;
тетрадь для правил
|
№
| Этапы урока
| Содержание этапа
|
| Мотивация к учебной деятельности:
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”)
| -Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? ( Морфемику).
-С каким интересным языковым явлением мы познакомились на прошлых уроках ? ( с чередованием гласных и согласных в корне слова).
-Почему так важно знать чередования и их виды? ( потому что без этих знаний невозможно понять некоторые орфографические правила).
-А зачем надо знать правила орфографии? (чтобы грамотно писать, чтобы стать успешным).
-Как вы думаете, что вам надо сделать, чтобы грамотно писать корни с чередованием? ( узнать новые правила).
Вот вы и будете сегодня составлять новое правило, сами сможете его сформулировать и, я уверена, захотите своё правило начать применять для грамотного письма. А я вам буду помогать.
|
| Этап актуализации и пробного учебного действия:
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий
- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.
- индивидуальное задание, требующее нового способа;
- фиксация учащимися возникшего затруднения
| -Что такое чередование гласных и согласных? ( замена буквы в корне)
-Какие гласные и согласные могут чередоваться в корне? ( е-и в словах СОБИРАТЬ-СОБЕРУ, ВЫТИРАТЬ-ВЫТЕР; о-а в словах РАСТИ-ПОДРОС; рука-ручка, нога-ножка, муха-мушка итд ).
-На доске написаны слова. Давайте определим, являются ли они однокоренными:
Сложить, слагаемое, приложение, прилагательное, уложить, положить.
(да, являются однокоренными, так как у них общий корень и общее лексическое значение корня)
-Какой корень вы мне посоветуете выделить? ( -лаг-, -лож-).
-Почему я всё время говорю «корень», а не «корни»? ( потому что это один корень с чередованием). Какие буквы чередуются в этом корне? (а–о, г-ж). Какое общее значение у этих слов ? Воспользуемся Толковым словарём словообразовательных единиц ( имеют отношение к действию « положить, присоединить» ).
|
| Этап выявления места и причины затруднения:
Цель: выявление места и причины затруднения
- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем
| Понаблюдаем за написанным на доске. Узнали ли вы орфограмму? Назовите её. Попробуйте решить языковую задачу - вставьте пропущенное, выделяя корень. В случае затруднения не заполняйте пропуски.
Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, маленькая л…жка, разл…жим по полочкам, сл…жное предл…жение. -Какая возникает проблема при написании ? ( не знаем, какую гласную выбрать).
- Можно ли проверить написание в корнях с чередованием, используя известное нам правило о проверке безударной гласной? (нет).
-Что же нам делать? ( надо сформулировать правило и воспользоваться им).
|
| Этап построения проекта выхода из затруднения:
Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем
учащиеся в коммуникативной форме :
- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
- согласовывают тему урока;
- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель
| -Я нарисовала морфемный «шкафчик». Разложите слова по « полочкам»:
-ЛАГ- -ЛОЖ-
-Понаблюдайте, как связано написание букв а-о с чередованием согласных .
-В какой позиции происходит это чередование? ( в слабой).
-Как будете выделять орфограмму? ( графическое выделение буквы- орфограммы, буквы- « помощника», обозначение безударной позиции чередующейся гласной).
-Сформулируйте правило , которым будете пользоваться, решая, какую букву написать в этом корне. Важно ли указать в правиле, что гласные безударные?
-А теперь вы можете ещё и точно сформулировать тему нашего урока и название правила ( « Как проверить безударную гласную в корне с чередованием –ЛАГ- - -ЛОЖ- « )
-Запишите название правила и само правило в ТДП ( в какой раздел записать лучше – в « Морфемику» или в « Орфографию»?)
|
| Этап реализации построенного проекта:
Цель: усвоение нового способа действий
- обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;
-выбирается оптимальный вариант;
-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;
-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;
-уточняется общий характер нового знания ;
-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения
| - Прочитайте, какие у вас получились записи. Чья запись точнее, грамотнее? Чьей записью легче будет пользоваться при вполнении заданий?
- Сравните ,как это правило сформулировано в учебнике. А как там записана тема? Где точнее?
|
| Этап первичного закрепления
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении
Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства
| - Вернёмся к записанному на доске упражнению.
Зная правило, попробуйте его применить ( учащиеся выполняют задание « по цепочке»).
Комментируйте ваши действия.
-Какие примеры нельзя записывать, используя правило? Почему? ( в них гласная в сильной позиции, её не нужно проверять).
|
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:
Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели
- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
- самостоятельная проверка по эталону;
- создание ситуации успеха;
- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки
| -Выполните теперь задачки на это правило, решая их самостоятельно:
полОжительный герой, слОжение чисел, предлОжить помощь, удачное излОжение, предлАгать дружбу.
А теперь сравните, как сделали вы и как это получилось у меня. Поменяйтесь теперь тетрадями и выполните взаимопроверку.
|
| Этап включения в систему знаний и повторения:
Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания
- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;
- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
|
-Рассмотрите( прослушайте) примеры. Какие из них можно решить, используя сегодняшнее правило? Отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов; предположения не осуществились;
изменить положение; слагать стихи; положим на стол, высокая гора, мягкая трава. Какие примеры не смогли решить? Мы сделаем это на следующем уроке.
|
| Этап рефлексии:
· Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности
· Соотнесение учащимися своих целей и результатов
· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности
| -Вспомните, какова была наша цель на уроке. Смогли ли мы её добиться? Что мы для этого сделали?
-Что вы сегодня узнали и чему научились?
- Довольны ли вы вашей работой?
- Оцените свою работу .
|
|