Скачать 65.06 Kb.
|
КОНСПЕКТ урока литературы в 8 классе Тема урока: 1.Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Цель урока: помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел. Методические приёмы: аналитическая беседа с чтением эпизодов, работа в группах.. Ход урока I.Оргмомент. 2.. Беседа (с использованием интерактивной доски)-закрепление изученного на предыдущем уроке. - Почему это произведение по своему жанру является рассказом? - Какое событие описано в рассказе? (Бал у губернаторского предводителя, влюблённость героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала.) - Что необычного вы заметили в построении рассказа?(прочитать начало ) (Рассказ начинается внезапно, разговор ведётся о нравственных ценностях человеческого бытия: «… что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия. Среди которых живут люди…», «что хорошо что дурно…» и так завершается внезапно без выводов.) - Что такое нравственность? Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. -Какие нравственные качества обозначены в теме урока? Оформи таблицу, работу над которой будем вести в течение урока.
III. Работа в группах Задание 1. 1 группа Скажите, какими вы представили себе Ивана Васильевича и полковника? Какое воздействие оказал на вас рассказ? - Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала. 2 группа. Каким вы представили рассказчика? Есть ли его портрет в произведении? Или для его характеристики важно что-то другое? Задание2. (проверка письменной домашней работы) 1группа – «Наблюдение за языковыми средствами» (эпитеты обрисовки праздника на балу у губернаторского предводителя). (Рассказывается содержание 1-й части с опорой на ключевые слова – эпитеты. Слова: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив в мазурке звучит беспрерывно. Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У неё смеющееся , разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой. С широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженными глазами, нежными чувствами). 2 группа – (эпитеты во второй части рассказа (сцена наказания солдата). Перескажите близко к тексту содержание 2-й части. ( в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях; лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами; кузнец в засаленном полушубке; что-то чёрное, пёстрое, мокрое, красное, чёрные люди; солдаты в чёрных мундирах, неприятная визгливая мелодия, перед поражённым наблюдателем, странная картина наказания.) - Чем объяснить , что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»? (Он влюблён, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты). Задание 3.Одним из художественных средств изобразительности в рассказе является КОНТРАСТ. Докажите это на примере двух фрагментов. Прочитайте описание пейзажа. Помогает ли пейзажная зарисовка понять радостное состояние героя? Сопоставьте полковника и наказываемого солдата. IV. Работа с таблицей (проверка д\з)
Вывод: Полковник всё тот же: с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. -Почему автор своего героя ведёт на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата? III. Заключение. 1.Кто из героев рассказа обладает данными качествами?
Сделайте вывод: Какими качествами не обладает рассказчик? 2.Работая над рассказом, Л.Н.Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте понять логику писателя: чем он обосновывает изменение названия? Почему остановился на последнем? - Какие выводы можно сделать из наших наблюдений? Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа . Контрастное изображение героев: их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности. IV. Домашнее задание: Подготовиться к сочинению по рассказу Л. Толстого «После бала» Темы: Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу <<После бала>>) Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого <<После бала>> Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого <<После бала>> Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого <<После бала>>) |