№ п.п
| Тема урока
| Домашнее задание
|
1.
| Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
| Стр.3
|
2.
| Из древнерусской литературы(2 часа).
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
| Стр.8-34
|
3.
| Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства «Слова…»
|
|
4.
| Из русской литературы 18 века
(10 часов).
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русского классицизма.
| Стр.39
|
5.
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление». Особенности содержания и формы произведения.
| Стр.42-50
|
6.
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
| Стр.50-58
|
7.
| ВЧ Г.Р.Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
| Стр.59-63
|
8.
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина.
| Стр.64-67
|
9.
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
| Стр.68
|
10.
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
|
11.
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.»Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
|
|
12.
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
| Стр.85-102
|
13.
| РР Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
|
|
14.
| Из русской литературы 19 века
(54 часа).
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
| Стр.106-114
|
15.
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
| Стр.114-132
|
16.
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
| Стр.132-140
|
17.
| ВЧ К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Развитие представлений о лирическом герое.
Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Понятие об элегии как романтическом жанре.
|
|
18.
| А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
| Стр.141-158
|
19.
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
| 1-2 действие
|
20.
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| 3-4 действие
|
21-22
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
| Конспект урока
|
23.
| РР Язык комедии Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
| Анализ эпизода
|
24.
| РР И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
| Стр.158-166
|
25.
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
| Стр.167-171
|
26.
| Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».
| Стр.171-181
|
27.
| Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.
| Стр.185-187
|
28.
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу стихотворения.
| Стр.178,192
|
29.
| Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.
| Подготовка к внеклассному чтению
|
30.
| ВЧ А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
|
|
31.
| Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
| Стр.215-242
|
32.
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
| Индивид.задания
|
33.
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
| Конспект урока
|
34.
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.
| Наизусть отрывок из романа
|
35.
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
|
|
36.
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
| Доклады
|
37-39
| РР Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века.
Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Евгений Онегин».
Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
| Подготовка к внеклассному чтению
|
40.
| ВЧ А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
| Стр.199-214
|
41.
| М.Ю Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно…»
| Стр.250-259
|
42.
| Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».
| Стр.263,273,275
|
43.
| Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
| Стр.280
|
44.
| Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии
| Стр.269
|
45.
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
| Стр.288-315
|
46.
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла»и «Максим Максимыч».
| Конспект урока
|
47-48
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
| Чтение глав
|
49.
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
| Доклады
|
50.
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
| Конспект урока
|
51.
| Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского.
Подготовка к сочинению
| Сочинение по роману «Герой нашего времени»
|
52.
| Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману«Герой нашего времени».
| Доклады по биографии Н.В.Гоголя
|
53.
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Вечера…», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
| Стр.319-366
|
54-55.
| Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.
| Анализ эпизода
|
56.
| Образ города в поэме «Мёртвые души».
| Доклады по теме урока
|
57.
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
| Конспект урока
|
58-59.
| «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценках Белинского.
Подготовка к сочинению.
| Подготовка к сочинению
|
60-61.
| РР Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
|
|
62.
| Анализ сочинений.
| Доклады по биографии А.П.Чехова
|
63.
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в рус. литературе 19 в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
| Стр.3-28
|
64.
| А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
| Доклады
|
65-66.
| РР Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев в произведениях А.П.Чехова».
|
|
67.
| ВЧ Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.
|
|
68.
| Из русской литературы 20 века
(26 часов).
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений
|
|
69.
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
| Стр.32-48
|
70.
| Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.
| Анализ текста
|
71.
| М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.
| Стр.97-104
|
72.
| Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце».Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.
|
|
73.
| М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
| С.153-176
|
74.
| Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
| Конспект урока
|
75.
| А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
| Стр.218-262
|
76.
| Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи.
| Подготовка к контрольной работе
|
77.
| Контрольная работа (зачётное занятие) по произведениям 2-й половины 19 и 20 веков.
|
|
78.
| Русская поэзия Серебряного века. Обзорная лекция, художественное чтение, прослушивание фонозаписей.
|
|
79.
| А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире».
| Стр.49-63
|
80.
| А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
|
|
81.
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике с.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»
| С.64-83
|
82.
| Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано….», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.Есенина.
|
|
83.
| В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие ст. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
| С.84-96
|
84.
| М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», и др. Особенности поэтики М.Цветаевой.
| Стр.105-115
|
85.
| Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
| Биография Н.А.Заболоцкого
|
86.
| Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.
| Стр.134-152
|
87.
| А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.
| С.116-133
|
88.
| Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
| Доклад по биографии Б.Л.Пастернака
|
89.
| Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…» Философская глубина лирики Пастернака.
| Стр.180-193
|
90.
| А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».
| Стр.194-215
|
91.
| А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки0. Мечта о преображении родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.
|
|
92.
| ВЧ Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 вв.
| Стр.267-281
|
93.
| Зачётное занятие по русской литературе 20 века.
|
|
94.
| Из зарубежной литературы ( 7 часов).
Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла.
Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
| Стр.288-294
|
95-96.
| Данте Алигьери. «Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
| Стр.300
|
97.
| У.Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
| Стр.311-320
|
98.
| Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
|
|
99.
| И.-В.Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
| Стр.320-332
|
100.
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
|
|
101-102
| Итоговое занятие (2 часа).
Литературная викторина.
Рекомендации к летним каникулам.
|
|