План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Автор: Чернега Виктория Станиславовна, учитель русского языка и литературы гимназия МИИТ, город Москва
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект занятия по литературе для учащихся 5 класса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, а также познакомит детей с одним из самых ярких патриотических произведений русской литературы.
План-конспект урока литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с патриотическим стихотворением «Бородино» и его исторической основой, научить анализировать и синтезировать информацию текста.
Задачи урока:
Образовательная. Введение учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, рассмотрение особенностей поэтического таланта М.Ю.Лермонтова, выявление выразительных средств стихотворения.
Актуализация уже сформированных понятии: ритм, эпитет, метафора, аллегория и др. Показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в различных видах искусства (литература, история, изобразительное искусство).
Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи.
Воспитывающая. Привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь и уважения к великому прошлому России, воспитание патриотических чувств на основе произведения.
Средства обучения: учебник, интерактивная доска, репродукции картин, словарь литературоведческих терминов.
Методы обучения:
- групповой.
Ход урока
Дози
ровка
| Содержание
| Работа учеников
| 11 мин
| Подготовительная часть.
|
| мин
| Приветствие. Объявление темы урока (На экран проецируется слайд с темой урока и эпиграфом к уроку «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно»).
| Запись темы и эпиграфа учениками в тетрадях.
| 8 мин
| Проверка домашнего задания.
(Одновременно на экран поочередно проецируются портреты Лермонтова в разном возрасте с комментарием биографии).
| Заранее подготовленный пересказ учениками основных этапов биографии Лермонтова.
| 26 мин
| Основная часть.
|
| 2 мин
6 мин
8 мин
10 мин
| Чтение стихотворения учителем.
Вопросы по содержанию текста с одновременным показом на экране:
Какому событию посвящено стихотворение?
Знакомо ли вам слово «Бородино»? (На экран выводится вопрос, а затем, после догадок учеников, появляется подсказка)
Вспомните историю. Известны ли вам фамилии полководцев, участников войны 1812 года? (На экране показаны портреты М.И.Кутузова и Б.Наполеона)
Известны ли вам полотна, посвященные истории этой войны? (На экране появляются репродукции картин Рубо, Верещагина, Смирнова)
Работа с вопросами учебника и запись ответов в тетради (стр.8, вопросы №2-4):
Все ли слова текста стихотворения вам понятны? Давайте запишем объяснение некоторых из них. (На экране появляются поочередно слова, затем появляется комментарий к ним, определение)
Какими чувствами пронизан текст произведения? Найдите подтверждающие примеры в тексте и запишите их в тетрадь. (Одновременно с ответами учеников на экране появляются слова-подсказки и их объяснение)
От лица кого ведется рассказ о сражении? Что этим достигается? Какие чувства он испытывает?
Актуализация знаний. Беседа об изобразительно-выразительных средствах стихотворения:
Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства вы уже знаете?
Назовите те изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в стихотворении.
А в этом произведении есть такие средства как аллегория и звукопись. Запишите их названия и определения в тетрадь: звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи, аллегория – иносказание, изображение абстрактного объекта посредством конкретного образа.
Давайте попробуем их найти в тексте стихотворения.
| Прослушивание стихотворения.
Устные ответы учащихся:
Стих-е посвящено Бородинской битве в Отечественной войне 1812 года.
Бородино – название места под Москвой, где произошло сражение войны 1812 года.
Багратион, Наполеон, Кутузов.
Просмотр репродукций картин.
Ответы учащихся:
Поиск иноязычных, непонятных слов в тексте, объяснение их с подсказками учителя, запись в тетрадях составление историко-лингвистического комментария.
Оно пронизано мыслью любви к родине, мужеством, храбростью, отвагой солдат. Запись примеров из текста в тетрадь.
Рассказ ведется от лица старого солдата-участника битвы. Т.о., можно ощутить себя на поле боя, почувствовать себя участником битвы. Старый солдат сожалеет о такой битве, но радуется силу и мужеству русского войска: если бы не Высшие силы, не отдали б Москвы; во что бы то ни стало, будут биться до конца. Он настоящий полководец, отец солдатам.
Демонстрация знаний уже изученных терминов с объяснением значения с записью нескольких примеров в тетрадь:
Эпитет, метафора, сравнение.
Эпитеты: большое (поле), грозная (сечь), ночная (тень), избитый (кивер), летучий (дым), пестрые (значки), кровавые (тела), удалый (бой), протяжный (вой), могучее, лихое (племя). Метафоры: ликовал француз, спит в земле сырой, сверкнув очами. Сравнения: носились знамена, как тени; французы двинулись, как тучи.
Запись учениками под диктовку учителя терминов и их определений. Затем поиск учениками в тексте стихотворения примеров с записью в тетрадь:
Звукопись: всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй, вот затрещали барабаны. Аллегория: басурманы.
| 3 мин
| Заключительная часть.
|
| 1 мин
| Подведение итогов урока, вывод (На экране показан вывод урока):
Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал стихотворение?
О чем мы должны помнить?
| Ответы учащихся:
Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть.
Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках.
| 2 мин
| Объяснение домашнего задания (На экран проецируется слайд с домашним заданием).
| Запись д/з.
|
Литература:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… : Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2012.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.
Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М: Просвещение, 2013.
|