Скачать 68.16 Kb.
|
Поэзия А.Фета и Ф. Тютчева глазами десятиклассников: оформление электронного сборника. Тема «Художественный мир Ф. Тютчева и А. Фета» изучался в 10 гуманитарном классе на уроках экстерната. Занятия эвристического погружения по этой теме включали в себя:
В итоге была составлена памятка, отражающая основные черты художественного мира, особенности поэтики и мировоззрения поэтов. Перед вами одна из них. Памятка Художественный мир Тютчева Жанровое своеобразие От оды - интерес к теме «человек и вселенная»; от элегии - тип героя. Однако Т. ориентируется на форму отрывка или фрагмента. (Поэтика фрагмента развита немецкими романтиками, она допускает смешение разнородного материала. Фрагмент выражает идею незавершенности, открытости художественного мира, но вместе с тем подразумевает полноту и цельность.) Тютчевские «фрагменты» образуют своеобразный лирический дневник. Он «скреплен» целым рядом устойчивых мотивов. Приемы композиции Т. стремится к стройности композиции, так как этого требует форма лирического фрагмента. Композиционные приемы, к которым Т. постоянно прибегает: повтор, антитеза, симметрия. Повтор обычно подчеркивает основную тему стихотворения. Антитеза организует повествование, с помощью антитезы чередуются различные смысловые планы (покой - движение; сон - явь; день - ночь; зима - лето; юг - север; внешнее - внутреннее; земное - небесное и т.д.). Симметрия подчеркивает ситуацию спора с самим собой или с воображаемым собеседником, либо ситуацию диалога. Симметрия может также подчеркнуть важность сопоставления, например, мира человека и мира природы, земного и небесного. Поэтому Т. любит двухстрофные или четырехстрофные стихотворения. Они дают возможность симметричного построения. Стиль Тютчев сочетает интонации оды с интонациями элегии. Т. использует архаическую лексику со штампами элегической поэзии. У Тютчева находим черты суггестивного стиля, как у Жуковского. Зрительные образы смешивает со слуховыми и т.д. Тютчев стремится к афористичности. Т. активно использует книжную лексику, церковнославянскую. Для его стиля характерны риторические вопросы, восклицания, обращения. Часто использует сложные эпитеты. Быстрая смена интонаций - излюбленный прием Тютчева. После этого можно было приступать к составлению сборника, который предназначался десятиклассникам технического направления, изучавшим этих поэтов самостоятельно (экстернат). Данный урок — один из последних в работе над сборником. Работа над вступительными статьями и комментариями проходит самостоятельно. Особенности поэтики Тютчева
воспринимается драматически. Однако с этим сочетается неиссякаемая любовь к жизни.
человеческой души созвучны видимым явлениям природы.
сочетает звукопись с неожиданными красками, цветными образами. Основные мотивы лирики Тютчева. Человек на краю бездны. Катастрофа, борьба и гибель. Тайна и интуиция. Ночь и день. Одиночество. Природа. Земля и небо. Воспоминание. Любовь. Мировоззрение и литературная позиция
отдельной личности противостоят «мировая душа», космос, «всеобщая жизнь природы.
Итогом изучения темы является готовый сборник на электронном носителе, имеющий название, содержащий стихотворения, объединенные темой, мотивом (их может быть 3-5). Вступительная статья, как и комментарии, должна соответствовать критериям, разработанным на занятиях эстерната. 2-3 стихотворения должны быть оформлены в виде слайдов (так, как мы выполняли на данном уроке). Урок по Тютчеву Тема: Оформление одного слайда к сборнику «Поэзия Тютчева глазами десятиклассников». Цель: 1) Подготовить наглядность сборника. 2) Утвердить варианты вступительных статей к сборнику; воспитывать эстетическое восприятие произведений словесности. 3) Совместить умения и компетенции по информатике и литературе. Ход занятия
Вступительное слово: Сегодня мы с вами должны приступить к звуковому оформлению сборника и оформлению репродукциями картин русских художников, которые, с вашей точки зрения, помогают увидеть художественный мир поэта. Предварительно дадим слово экспертной группе, которая подведёт итоги анализа вступительных статей к сборнику.
Экспертная группа (3 человека) доводит итоги и анализирует заполненные таблицы – критерии оценивания вступительной статьи сборника. Критерии оценивания вступительной статьи
Экспертная группа выделяет три лучших статьи. Учащиеся читают их на уроке. !!!ВСТАВИТЬ СТАТЬИ!!! Учитель: Теперь приступаем к оформлению одного стихотворения в виде слайда. Садимся за компьютеры. Перед вами на экране карточка-информатор.
(Работаем 20 минут: выход в Интернет, выбор картины, наложение музыки, подобранной дома).
Требования к оформлению слайдов (на парте):
Стихотворения, то есть передает или помогает понять характер конфликта?
По окончании работы по оформлению одного слайда учащиеся представляют его по плану, который тоже находится на парте. Представление слайда.
III. Подведение итогов. Сегодня мы посмотрели, каким должен быть наш сборник. Осталось оформить ещё 2 или 4 слайда и добавить комментарии. Учащиеся получают памятку «Требования к комментариям», которая поможет выполнить домашнее задание
Получившиеся сборники гимназисты – гуманитарии подарили гимназистам – технарям. |