Скачать 120.41 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока русского языка в 6 классе «Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных». « Секреты здорового питания» Разработала: учитель русского языка и литературы МБОУ «Берёзовская СОШ» Никифорова Лариса Александровна с. Берёзовка, 2013 год Тема: «Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных» Тип урока: повторительно-обобщающий Имя урока: « Секреты здорового питания» (из цикла уроков по русскому языку «Диалоги о здоровье») Цели урока: образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Оборудование: проектор (задействован в начале урока и в конце урока) мультимедийная презентация, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, оценочная карта Формы работы:
Методы:
Технологии, используемые на уроке:
Ход урока 1. Организационный этап Всем доброе утро. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен! У меня всё получится!». Покажите мне, пожалуйста, свое настроение. У меня оно такое (учитель и дети показывают карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой или тучки). Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот, Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. 2. Мобилизующий этап Словарный диктант На доске написаны ряды слов: 1. Г..г..ена, п..л..клиника, г..мнастика, пагубные пр…вычки, пр…филактика заболеваний, н..гативные ..моции, ав..таминоз, к..мпьютер, варё(н,нн)ые овощи; 2. Медиц…на, мышц.., щипц.., газирова(н,нн)ые напитки; 3. Стре(с, сс)ы, депре(с,сс)ия, и(м,мм)унитет, сваре(н,нн)ый борщ 4. Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Попробуйте сформулировать задание. Задание: из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключённые слова написать в четвёртую строку. Записать ряды слов, вставить и объяснить пропущенные буквы. (проверка написания слов) 3. Формулирование темы и цели урока
1.Повторить… 2.Учиться… 3.Познакомиться…
Учитель: Сегодня урок русского языка будет необычным и интересным. Мы не только повторим правила написания н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Я вам предлагаю поговорить о значимости правильного питания для здоровья человека. Давайте назовём наш диалог, нашу беседу «Секреты здорового питания». А ещё вы узнаете рецепты вкусных и полезных блюд. Согласны с таким планом работы? Тогда за работу! 4. Актуализация знаний учащихся (работа в группах) Задание для 1 группы: рассказать о правописании н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных; Задание для 2 группы: придумать примеры на каждый пункт правила; Задание для 3 группы: оценить ответы учащихся Примечание: по ходу урока в оценочной карте учащиеся оценивают свою активность и качество своей работы условными значками. (см. Приложение) 5. Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. 6. Тренировочные упражнения Немецкий поэт Г. Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье». А здоровье во многом зависит от того, что мы едим. Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей и это неудивительно, т.к. от характера питания зависят рост и развитие организма, его здоровье. В то же время не утихают споры о том, что же значит "правильно питаться." Кто из вас попробует ответить на этот вопрос? №1. Рассмотрите пирамиду здорового питания. Назовите продукты, которые являются главными для здорового питания (слайд 3) №2. Работа с текстом Ребята, вы, наверное, помните рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка»? Прочитайте отрывок из этого рассказа (карточки) Я горячо люблю п..льмени, и особенно в..трушки, если они свежие, но ч..рствые тоже ничего. Можно овся…ое печенье и ванильные сухари. А ещё я люблю кильку, сайру, судака в м..ринаде, бычков в томате, частика в собстве(н,нн)ом соку, икру баклажа(н,нн)ую и жаре(н,нн)ую картошку. Варё(н,нн)ую колбасу люблю прямо безумно! И столовую люблю, и чайную, и копче(н,нн)ую, и полукопче(н,нн)ую, и сырокопче(н,нн)ую! Очень люблю макароны с маслом, в..рмишель с маслом, сыр с дырочками и без дырочек. Люблю варе(н,нн)ики с творогом; люблю яблоки, тёртые с сахаром, а если яблоки очище(н,нн)ые, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, - кожуру! Люблю печ..нку, к..тлеты, селёдку, фасолевый суп, зеленый горошек, варе(н,нн)ое мясо, ириски, сахар, чай, джем, г..зировку с сиропом. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пше(н,нн)ой кашей. А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороже(н,нн)ое. За семь, за девять, за тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. (По В. Драгунскому)
№3. Объяснительный диктант Запишите словосочетания, раскрыв скобки, укажите часть речи. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья. Жаре(н,нн)ые грибы, поджаре(н,нн)ый картофель, жаре(н,нн)ый с рисом индюк, моче(н,нн)ые яблоки, соле(н,нн)ая в кадке капуста, копче(н,нн)ая колбаса, нежаре(н,нн)ая рыба, фарширова(н,нн)ые помидоры, туше(н,нн)ые овощи, пече(н,нн)ые пирожки, слое(н,нн)ый пирог, макароны, запече(н,нн)ые в сметане. Физкультминутка Вы сегодня потрудились для души, До чего же вы, ребята, хороши. А сейчас мы все немного отдохнем И работать с новой силою начнем. Из-за парты встанем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Мы глаза слегка прикроем, Душу – сердце приоткроем, Раз – глубокий вдох все вместе, Два- покружимся на месте, 3- всем классом мы присели, Как на детской карусели. Счет 4 - наклоняйся, ничему не удивляйся. Потому что на счет 5 будем делать вдох опять. 6- попрыгаем на ножке, правой, левой понемножку. 7- улыбка на лице очень красит вас. В конце нашей маленькой зарядки подгибайте по порядку пальцы правой, левой рук, не коснулся, чтоб недуг никаких суставов ваших ни у …, ни у …, (имена учащихся) на счет 8 потянулись, поясницей все прогнулись. 9- в окна посмотрели 10- тихо, дружно сели. № 4. Игра «Составь меню» (Работа в группах) А сейчас представьте, что вы участвуете в конкурсе на самое здоровое и питательное меню для летнего оздоровительного лагеря. Из данных слов и словосочетаний (можно добавлять свои слова) составьте и запишите меню. Побеждает та группа, чьё меню ребята признают лучшим и полезным. Завтрак: овсяная каша, сыр, попкорн, масло сливочное, хлеб зерновой, напиток кофейный на молоке, пепси-кола, чипсы, пирожное, чизбургер, сосиска в тесте, мюсли, пончики, бутерброд с колбасой. Обед: салат из моркови с яблоками, бульон «Роллтон», суп картофельный с зелёным горошком, котлеты куриные, овощное рагу, «Фанта», кисель, хлеб ржано-пшеничный, плоды и ягоды свежие, «Кириешки», картофель фри, салат из квашеной капусты, тушёный картофель с копчёной грудинкой, лимонад, морс, голубцы с варёным мясом, грибы, тушённые в сметане. Полдник: булочки с маком, засахаренная вишня, натуральный сок, пряники, жареные куриные окорочка, торт, хорошо промасленный, пирожки печеные Ужин: тушеная рыба, ход-дог, рис отварной с овощами, картофельное пюре «Роллтон», компот из сухофруктов, творожная запеканка, сильногазированный напиток, некипячёное молоко, макароны, запеченные с сыром, рыба, жаренная в тесте, голубцы с вареным мясом, «Спрайт».
№ 5. Работа с текстом Ребята, а как вы думаете, торты, пирожные – это полезная еда? Вы совершенно правы, это не самая лучшая еда для детей, хотя очень вкусная. Но, оказывается, бывает и полезное пирожное. Хотите узнать рецепт? (карточки) Он перед вами! Запишите его и дома попробуйте приготовить. Приятного аппетита! Рецепт полезного пирожного Геркулес перемолоть в кофемолк.. (подойдёт и сваре(н,нн)ая каша), залить водой, чтобы получилось что-то вроде магази(н,нн)ой сметаны. Потом нарезать б..нан, в нагретом виде он делает(?)ся очень сла..ким, а в пирожном – нежным. Высыпать стакан изюма, перемешать и вып..кать в духовом шкафу.
7. Итог урока Наш урок подошёл к концу. Мне было интересно с вами работать. Спасибо! - Что дал вам этот урок? Чему научил? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? - Удалось ли реализовать цели урока? Закончи предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… мне захотелось… За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? Примечание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (слайд - Убедились ли вы в том, что правильное питание необходимо человеку, чтобы быть здоровым? - Каким образом вы сможете полученное на уроке использовать в будущей жизни? А сейчас сдайте, пожалуйста, свои оценочные карты, рабочие тетради и откройте дневники. 8. Домашнее задание Я предлагаю вам создать кулинарную книгу 6 а класса «Секреты здорового питания». Каждый внесёт свою лепту в создание этой книги. Дома напишите рецепт полезного и вкусного блюда на листе размером А4 (можно выписать из кулинарных книг или придумать рецепт самим). Не забудьте об эстетическом оформлении вашей работы и правильном написании суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Список литературы:
Приложение №1 Оценочная карта
Для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке учащиеся условно отмечают свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Приложение 2 Работа с текстом №1 Я горячо люблю п..льмени, и особенно в..трушки, если они свежие, но ч..рствые тоже ничего. Можно овся…ое печенье и ванильные сухари. А ещё я люблю кильку, сайру, судака в м..ринаде, бычков в томате, частика в собстве(н,нн)ом соку, икру баклажа(н,нн)ую и жаре(н,нн)ую картошку. Варё(н,нн)ую колбасу люблю прямо безумно! И столовую люблю, и чайную, и копче(н,нн)ую, и полукопче(н,нн)ую, и сырокопче(н,нн)ую! Очень люблю макароны с маслом, в..рмишель с маслом, сыр с дырочками и без дырочек. Люблю варе(н,нн)ики с творогом; люблю яблоки, тёртые с сахаром, а если яблоки очище(н,нн)ые, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, - кожуру! Люблю печ..нку, к..тлеты, селёдку, фасолевый суп, зеленый горошек, варе(н,нн)ое мясо, ириски, сахар, чай, джем, г..зировку с сиропом. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пше(н,нн)ой кашей. А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороже(н,нн)ое. За семь, за девять, за тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. (По В. Драгунскому)
Приложение 3 Игра «Составь меню» Завтрак: овсяная каша, сыр, попкорн, масло сливочное, хлеб зерновой, напиток кофейный на молоке, пепси-кола, чипсы, пирожное, чизбургер, сосиска в тесте, мюсли, пончики, бутерброд с колбасой. Обед: салат из моркови с яблоками, бульон «Роллтон», суп картофельный с зелёным горошком, котлеты куриные, овощное рагу, «Фанта», кисель, хлеб ржано-пшеничный, плоды и ягоды свежие, «Кириешки», картофель фри, салат из квашеной капусты, тушёный картофель с копчёной грудинкой, лимонад, морс, голубцы с варёным мясом, грибы, тушённые в сметане. Полдник: булочки с маком, засахаренная вишня, натуральный сок, пряники, жареные куриные окорочка, торт, хорошо промасленный, пирожки печеные Ужин: тушеная рыба, ход-дог, рис отварной с овощами, картофельное пюре «Роллтон», компот из сухофруктов, творожная запеканка, сильногазированный напиток, некипячёное молоко, макароны, запеченные с сыром, рыба, жаренная в тесте, голубцы с вареным мясом, «Спрайт». Приложение 4 Рецепт полезного пирожного Геркулес перемолоть в кофемолк.. (подойдёт и сваре(н,нн)ая каша), залить водой, чтобы получилось что-то вроде магази(н,нн)ой сметаны. Потом нарезать б..нан, в нагретом виде он делает(?)ся очень сла..ким, а в пирожном – нежным. Высыпать стакан изюма, перемешать и вып..кать в духовом шкафу. |