Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 112
Согласовано. Утверждено
Зам. директора по УВР директором ГБОУ ВСОШ № 112
«30» августа 2013г. «30» августа 2013г.
______ Г.О.Соколова __________Кочкина С.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя русского языка и литературы
Арчуговой Дины Витальевны
по русскому языку для 10-х классов
2013-2014 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 10 классе с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
- авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику
« Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»/Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2004 год );
- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;
-познавательных интересов учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
УМК по русскому языку
1 Программа для общеобразовательных учреждений .Русский язык. 10-11кл.,Москва,Просвещение . 2010г
2.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2010г
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
4.Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2011г.
5.Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. Пособие для учащихся 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2010.
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось:
соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
завершённость учебной линии;
обеспеченность образовательного учреждения учебниками.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Программа рассчитана на 36 часов учебного времени, в т.ч. количество часов для проведения контрольных. В связи с тем, что программой курса не определены сроки проведения контрольных работ, считаем, что в данном классе целесообразно провести их таким образом:
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение русского языка в 10 классе на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, т.е. достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Метапредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирования общеучебных умений.
Наилучший результат обучения достигается лишь при комплексном применении различных методов и других дидактических средств.
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- сочинения-рассуждения,
- сравнение текстов;
-взаиморецензирование;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-лекция, урок-семинар,
урок-практикум,
урок развития речи ( комплексный анализ текста, подготовка к написанию сочинений)
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения,
технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых
технологий, информационных технологий.
Раздел 2.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса
№
урока
| Календарные сроки
| Тема занятия
| Тип урока
| Основные требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся
| Подготовка к ЕГЭ
|
|
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ:
6+1т.
|
|
|
| 1
|
| Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества. Основное предназначение языка.
| Освоение новых знаний
| Уметь работать с текстами разных типов,стилей и жанров
| А13, А14, А15, А29
| 2
|
| Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражение культуры в языке.
Язык и история народа.
| Освоение новых знаний
| Знать особенности речевого этикета в официально-деловой,научной и публицистической сферах общения
| А29-А30, В1-В8
Составление плана, тезисов статьи по теме урока, С1
| 3
|
| Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного за курс основной школы».
| Урок контроля
|
|
| 4
|
| Три периода в истории русского языка.
| Урок развития речи
| Совершенствование культуры разговорной речи. Монологическое высказывание «Три периода в истории русского языка»
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления,
| Понятие «сочинение-рассуждение», С1
| 5
|
| Русский язык в современном мире. Функции русского языка как государственного.
| . Урок -лекция
| Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.
| А1, А11 – орфоэпические нормы, роль буквы «Е».
| 6
|
| Активные процессы в современном русском языке.
| Урок -лекция
| Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
|
| 7
|
| Проблемы экологии языка. Культура речи.
| Урок развития речи
| Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
| С1, определение тезисов и аргументов, развивающих глав. мысль автора.
|
|
| ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ : 4+1р/р
|
|
|
| 8
|
| Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.
Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Роль ударения в стихотворной речи.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь делать сообщение о звуках речи ,особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану.
| Фонетический разбор с элементами анализа орфограф.
затруднений; А1, А11-А18.
| 9
|
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь из вариантов ударений выбиратьправильный
| Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство, А1, В8.
| 10
|
| Принципы русской орфографии.
| Урок освоения новых знаний
| Уметь определять принципы написания орфограмм
| А1, А11-А18.
| 11
|
| Фонетический и орфоэпический разбор.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь делать фонетический и орфоэпический разбор
| А1, правила произношения звуков.
| 12
|
| Рр. Контрольное сочинение по тексту публицистического стиля.
| Урок контроля
|
|
|
|
| ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ :
5
|
|
|
| 13
|
| Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь различать многозначные слова, омонимы.Синонимы. Антонимы. Паронимы.
| Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. А30, С1.
| 14
|
| Русская лексика с точки зрения ее происхождения .
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь различать исконно русскую и заимствованную лексику
| А30, С1
| 15
|
| Русская лексика с точки зрения ее употребления. Межстилевая лексика.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь различать исконно русскую и заимствованную лексику
|
| 16
|
| Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Лексические средства выразительности.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь находить архаизмы, историзмы, неологизмы.
| Языковые средства выразительности.
А2, А11, А30, В8.
| 17
|
| Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексические и фразеологические словари.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь использовать фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки.
| Лексико-фразеологический анализ текста.
|
|
| МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ :
3+1р/р
|
|
|
| 18
|
| Обобщающее повторение ранее изученного по теме «Морфемика и словообразование».
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь производить сопоставительный анализ слов ,имеющих в корне омонимы
| В1, В8.
| 19
|
| Выразительные словообразовательные средства.
| Повторительно-обобщающий урок
| Использовать в своей речи фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки.
| В8
| 20
|
| Словообразовательный разбор.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь делать словообразовательный разбор
| В1, В8.
| 21
|
| Зачёт № 1 «Фонетика и словообразование»
| Урок контроля
|
|
|
|
| МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (7+1р/р)
|
|
|
| 22
|
| Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения,морфологических признаков.
| А3-морфологические нормы слова, А10-части речи. Правописание омонимичных частей речи.
| 23
|
| Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных,прилагательных и наречий..
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь применять правила написания-н- и -нн- в существительных,прилагательных и наречиях
| В7, В8.
| 24
|
| Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь применять правила написания-н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных
| А12.
| 25
|
| Правописание не и ни с разными частями речи
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
| 26
|
| Правописание наречий
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь распознавать наречия на основе общего грамматического значения,морфологических признаков,синтаксичес кой роли и типичных суффиксов. Различать наречия и слова категории состояния,образовывать степени сравнения наречий,определять группы наречий,связанные с их написанием.
|
| 27
|
| Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать о слитном, раздельном и дефисном написании
| В8, С1. Употребление языковых средств в зависимости от речевых ситуаций.
|
|
|
|
|
|
| 28
|
| Морфологический разбор частей речи.
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь делать морфологический разбор
| А10, В2.
| 30
|
| Рр. Контрольное сочинение по тексту публицистического стиля.
| Урок развития речи
|
|
|
|
| РЕЧЬ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ : 2+1р/р
|
|
|
| 31
|
| Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, выписки, реферат, аннотация.
| Урок освоения новых знаний
| Уметь составлять устное монологическое .высказывание.Уметь преобразовывать текст
| А6, А7, А28, А29, В7, В8, С1, А27-приемы сжатия текста. Информационная переработка текста.
| 32
|
| Функциональные стили речи, их общая характеристика. Анализ художественного текста.
| Повторительно-обобщающий урокё
| Уметь различать стили речи.
| Стили речи.
| 33
|
| Рр. Контрольное сочинение по тексту художественного стиля.
| Урок контроля и развития речи
|
|
|
|
| НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ :
2+1т.
|
|
|
| 34
|
| Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология.
|
| Использование средств научного стиля.
| Лексическое значение слова, Средства связи предложений в тексте. Синтаксис ССП и СПП.
| 35
|
| Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
| Урок развития речи
| Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей ,понимать их функции сферу применения
| А3, А4.В6 – В8
| 36
|
| Зачет № 2 «Орфография» Тестирование
|
|
| Контроль знаний в форме ЕГЭ.
| Содержание программы учебного предмета 10КЛАСС Общие сведения о языке (7 ч )
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (4 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (3 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (5 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (2 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (4 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля. |