Скачать 0.55 Mb.
|
Литература 10 класс Автор программы: В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский . Русская литература XIX-XX веков: программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Базовый уровень . Год издания: 2009, 7-е издание, Издательство: «Дрофа». Количество учебных часов: 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Количество учебных часов для выполнения: • контрольных работ: 5 • административных работ : 1 • творческих работ: 7
Цели и задачи обучения литературе Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: - осмысление литературы как особой формы культурной традиции, - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, - формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, - овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть, - приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки, - свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью, - получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 кл. В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен знать / понимать: - образную природу словесного искусства; - тематику творчества русских классиков и содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова); - изученные теоретико-литературные понятия (литературный процесс, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, эпос, лирика, лиро-эпический род, драма, роман, роман в письмах, роман-путешествие, готический роман, утопический роман, роман-эпопея, роман в стихах, рассказ, повесть, анакреонтическая лирика, ода, лирическая песня, элегия, поэма, баллада, басня, трагедия, комедия, драма, сатира, стихотворные размеры и др.); уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению; - участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для: - создания связного текста; - определения своего круга чтения; - поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.
|