Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 165.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер165.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа

Программа элективного курса «Практическое языкознание». Пояснительная записка.


Программа курса «Практическое языкознание» предназначена для выпускных классов общей средней школы. Курс направлен на совершенствование орфографических, пунктуационных, а также речевых навыков в процессе повторения основных разделов языкознания. Содержание данного курса систематизирует материал по словообразованию, грамматике, орфографии и пунктуации в 5- 9 классах, совершенствует умение практического использования сведений о языке.

Требования к знаниям и умениям обучающихся отражают качественный уровень, представленный Государственным стандартом Российской Федерации. Навыки, на углубление которых направлен курс, будут способствовать успешной адаптации и самореализации обучающихся в условиях повышения требований к лингвистической компетенции. Материал программы представлен системно, отражает деятельный подход в обучении.

Курс рассчитан на 34 часа, из которых треть отводится на выполнение практических заданий и создание творческих работ. Практическая направленность курса дает возможность подготовить обучающихся к итоговой аттестации, выполнению заданий ЕГЭ.

Цель данного курса: изучение трудных вопросов грамматики, орфографии и пунктуации, а также формирование лингвистической компетенции, коммуникативных умений и навыков обучающихся.

Практические цели курса реализуются в ходе решения следующих задач:

1. Систематизация сведений о языке

2. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

3. Выработка умений создания и редактирования текстов различных стилей.

4. Развитие интеллектуальной сферы обучающихся.

5. Воспитание интереса к русскому языку, вопросам культуры речи.

Углубленное изучение грамматических категорий языка способствует выработке умений работы с лингвистическим материалом, формирует навыки типологического, стилистического, грамматического анализа текстов различной сложности.

Формы проведения занятий разнообразны: лекции, практикумы и семинары, фронтальная работа, деятельность в группах, выполнение индивидуальных заданий, круглый стол, лаборатория.

Формы контроля различны: самостоятельные работы, решение лингвистических задач, выполнение тестовых заданий, различные виды диктантов, написание творческих работ.


Учебно-тематический план.




Тема

Кол-во

часов

Вид

Занятия.

Образоват.

продукт.


1
2
3


4

5
6

7
8

9


10

11
12
13


14

15


16
17

18

19

20

21
22


23


24


25

26

27
28

Разделы языкознания.

Орфография.

Морфологический принцип правописания.

Правописание гласных и согласных в приставках
Буквы з-с на конце приставок.

Правописание приставок пре-, при-. Буквы ы-и после приставок.

Правописание ъ и ь.
Правописание гласных в корнях слов.

Проверяемые гласные, чередующиеся а- о, е- и,

Гласные о- ё, ы –и после шипящих и ц.

Правописание суффиксов существительных чик-, щик, ек-, ик и других.

Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

(енн, -онн, -ан, - ин; - ащ, -ящ; ущ, -ющ.

Буква о в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, ё в суффиксах причастий и окончаний глаголов.

Дефис в различных частях речи (существительных, прилагательных, наречиях).

Правописание частиц.

Слитное написание слов.

Буква ь после шипящих на конце слов.
Правописание производных предлогов и сложных союзов.
Правописание частицы не с различными частями речи.

Частицы не и ни.

Нормы употребления существительных.
Нормы образования и употребления прилагательных.

Нормы использования в речи глаголов, причастий и деепричастий.

Типы словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

Обособленные члены предложения.

Прямая и косвенная речь. Способы цитирования. Оформление цитат.

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым, перед обобщающим словом, в неполном предложении.
Типы сложных предложений. Пунктуация в сложных предложениях.

Функционирование стилей русского языка.

Отбор языковых явлений при создании текста.

Структура текстов различных типов.

Особенности написания рецензии.

Итоговая контрольная работа.

(Проверочный тест).




1
1

1

1
1

1
1

1
1

1


2

1
2
2


1


2
1
1


1
2


1


1
1


1

1

1

1
1

2


Лекция.

Практикум.
Разработка опорной схемы.

Составление

Словарного диктанта.
Практикум.
Защита проекта.
Консультация.

Практикум.
Круглый стол.

Семинарское занятие.


Лаборатория.

Семинар.

Практикум.

Лабораторная работа.
Исследование.
Практикум.

Устный

журнал.
Викторина.
Конференция.

Творческая лаборатория.
Практикум.
Практикум.

Круглый стол.
Семинар.

Лекция.


Исследование.
Практикум.
Урок-контроль.



Конспект.
Конспект. Тест.
Опорная схема.


Таблица.
Словарный диктант.
Опорная схема.
Таблица.

Перфокарты.

Редактированный

Текст.

Сказка о суффиксах.


Тест.

Кроссворд.

Каточки-задания.

Опорная схема.

Эссе.

Анализ текста.
Тест.
Сочинение.


Тест.


Практикум.


Практикум.

Таблица.

Эссе.


Практикум.

Эссе.


Анализ текста.
Защита проекта.


Сочинение.

Тест.



Содержание программы.
1. Разделы языкознания. Орфография как совокупность правил, регулирующих написание слов. Принципы русского правописания: фонетический, морфологический и традиционный.

2. Морфологический принцип правописания. Сущность морфологического характера русского правописания. Морфемы русского языка. Чередование звуков в морфемах. Типы морфем.

3. Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные и согласные в приставках. Правописание приставок, изменяющихся и не изменяющихся на письме.

4. Буквы с, з на конце приставок. Правописание приставок при-, пре-. Гласные ы, и после приставок. Приставки на –з и приставка с. Различение на письме приставок на –з и -с. Значение приставок пре- при-.

5. Правописание ъ и ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Употребление Ь в некоторых падежных и глагольных формах. Правописание ъ после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание буквы ь в корнях слов перед Е, Ё, Ю, Я.

6. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слов. Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимые согласные, традиционный принцип написания удвоенных согласных, удвоенные согласные на стыке морфем.

7. Проверяемые гласные, чередующиеся а- о, е- и, Чередование гласных в корнях: -кас – кос-; - лаг- лож; гор- гар; зор- зар; клан – клон; равн- ровн и других,

Чередование букв е- и в корнях: бер – бир; дер- дир, стел – стил и других. Принцип написание морфем.

8. Гласные о- ё, ы –и после шипящих и ц. Правописание букв о –ё в корнях слов после шипящих. Суффикс ёр в именах существительных. Гласные Ы- И в корнях слов.

9. Правописание суффиксов существительных.

Правописание суффиксов, образующих существительные с новым значением

(-чик, - щик; -отн, -ость, - изн,- ет, -изн).

Правописание суффиксов, вносящих добавочные оттенки значения (-ек, -ик; -ец, -иц; -ечк, -иц- к; -ищ, - оньк, -еньк). Использование уменьшительных суффиксов в речи.

10. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. Одна и две буквы н в прилагательных. Прилагательные с суффиксами –к- и –ск-. Прилагательные с суффиксами –чив-, -лив-, -чат-, -оньк-, -еньк-, -ив-. Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях.

Гласная перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени.

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени (суффиксы ащ- ящ; -ущ – ющ).

11. Буква о в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, ё в суффиксах причастий и окончаний. Правописание буквы О. в суффиксах существительных – онок, -ок, суффикс прилагательных –ов.

12. Дефис в различных частях речи (существительных, прилагательных,

наречиях). Слитное и раздельное написание слов.

Правописание частиц: -то, -либо, - нибудь, кое-, таки. –ка.

Правописание сложных существительных. Дефисное написание сложных прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис и образованных от сочинительных словосочетаний. Дефисное написание наречий.

Правописание предлогов: из-за, из-под, по-над. Правописание производных предлогов: в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, несмотря на, и других. Правописание союзов: также, тоже, чтобы, как будто, потому что и - омонимичных частей речи. Международные словообразовательные элементы: авиа, аудио-, библио- и др.

13. Буква ь после шипящих на конце слов. Буква ь после шипящих на конце слова для обозначения грамматических категорий. Ь на конце глаголов, наречий, существительных 3 склонения, частиц. Отсутствие Ь на конце существительных 1, 2 склонения, кратких прилагательных.

14 Правописание производных предлогов и сложных союзов. Правописание производных предлогов (ввиду, навстречу, вокруг, вследствие, насчет и др), правописание союзов: чтобы, тоже, также, как будто, их отличие от омонимичных частей речи.

Использование производных предлогов в речи.

15Правописание частицы не с различными частями речи. Раздельное написание существительных, прилагательных, наречий, причастий при наличии противопоставления, раздельное написание частицы не с глаголами, деепричастиями, числительными, местоимениями, имеющими в своем составе

предлоги, краткими прилагательными и причастиями, причастиями с зависимыми словами. Приставка недо- в глаголах.

16. Частицы не и ни. Значение частиц не и ни. Употребление данных частиц в речи. Различение на письме частиц не и ни. Употребление частицы ни во фразеологизмах. Частица ни в составе повторяющегося соединительного союза ни- ни. Восклицательные и вопросительные предложения с частицей не.

17. Нормы употребления существительных. Образование и правописание существительных в родительном падеже множественного числа. Род имен существительных. Число имен существительных.

18. Нормы образования и употребления прилагательных.

Употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Использование краткой формы прилагательных. Использование прилагательных в текстах различных стилей. Эпитеты.

19. Нормы использования в речи глаголов, причастий и деепричастий. Вид глагола. Синонимия глаголов. Использование глаголов в разговорной речи и текстах научного стиля. Образование глаголов повелительного наклонения. Глаголы с неполными парадигмами. Употребление возвратных глаголов. Образование и употребление причастий и причастных оборотов. Современные нормы употребления деепричастных оборотов. Возможные ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

20. Типы словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

Нормы управления и согласования. Согласование существительного и определения. Согласование подлежащего и сказуемого.

21. Обособленные члены предложения. Обособление определений, выраженных прилагательными и причастными оборотами. Обособление приложений. Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.

Выделение дополнений, выраженных существительными с производными предлогами. Обособление сравнительных оборотов и уточняющих оборотов.

22. Прямая и косвенная речь. Способы цитирования. Оформление цитат.

Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Виды цитат. Знаки препинания при цитатах. Эпиграф, значение и использование.

23. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Условия постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении при отсутствии одного из членов. Тире после однородных членов перед обобщающим словом. Выделение вводных слов и предложений с целью пояснения или дополнения.

24. Типы сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненных и в сложноподчиненных предложениях . Союзные и бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

25. Функционирование стилей русского языка. Использование стилей различных типов в зависимости от назначения текстов. Морфологические особенности текстов. Жанры научного стиля. Особенности публицистического стиля. Недопустимость использования жаргонизмов и канцеляризмов в литературной речи.

26. Отбор языковых явлений при создании текста. Словарное богатство русского языка. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Нейтральная лексика, профессиональная. Терминология. Лексическая сочетаемость. Избыточность речи. Тавтология. Повторы. Синонимия языковых конструкций.

27. Структура текстов различных типов. Особенности построения текстов описания, повествования, рассуждения. Сочетание текстов различных стилей.

28. Итоговое занятие.
Требования к знаниям и умениям.

В процессе изучения курса обучающиеся должны.

Иметь представление о системе уровней языка, словообразовательных процессах в русском языке, исторических изменениях в языке, особенностях функционирования стилей русского языка, современных процессах внутри языка.

Обучающиеся должны знать: принципы написания слов,

- типы норм русского языка,

- свод орфографических правил языка,

- типы простых и сложных предложений,

- систему пунктограмм простого и сложного предложений,

- типы словосочетаний,

- морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения,

- порядок морфемного и словообразовательного разбора слова,

- морфологические и синтаксические признаки самостоятельных и служебных частей речи,

- структуру текстов различных типов,

- языковые особенности текстов различных типов,

- особенности жанров различных стилей русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять различные виды грамматического разбора,

- находить орфограммы в словах,

- обосновывать выбор орфограммы, подбирать примеры слов с определенной орфограммой,

- строить словосочетания и предложения с учетом современных норм русского языка,

- создавать тексты различных стилей и типов,

- отбирать языковой материал для создания текстов в соответствии с коммуникативной задачей,

- редактировать тексты различных стилей,

- пользоваться многообразием типов троп и синтаксических фигур при создании текстов нужного стиля.
Литература для учителя:

  1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. Сост. М. Т. Баранов. - М.,1990.

  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М.,1996.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию " Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11классы. : Кн. для учителя.-2-е изд.-М. Просвещение.2000.

  4. Ивченко П. Ф. Контрольно-тренировочные упражнения на уроках русского языка.- М., 1987.

  5. Кулюкина.Л. Я. Русский язык в вопросах и ответах. Подготовка к выпускному и вступительным экзаменам.- М.: ООО "Издательство Астрель" 2002.

  6. Львова С. И.,Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку.11 класс.- М.:Дрофа,2002.

  7. Львова С. И., Рыбченкова Л. М. материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку. – М.: Дрофа, 2002.

  8. ЛМ. Издательский центр "Академия"1996.

  9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.,1985.

  10. Тростенцова Л. А.Обучение русскому языку как целенаправленный процесс.-

  11. М.,1990.

  12. ЧижоваТ.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. - М., 1991.

  13. Лингвистические знания - основа умений и навыков. Сост. Т.А.Злобина.

  14. Шанский Н. М. Оценка качества подготовки выпускников средней ( полной ) школы по русскому языку. – М. Дрофа, 2001.

  15. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии.-

М.,1991.

Литература для учащихся.

  • Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 классы. М. Дрофа. 1996.

  • Баранов, М.Т., Костяева Т. А. Прудникова А. В. Русский язык:

  • Справочные материалы. М., 1997.

  • Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи.10-11классы-М.,1997.

  • Купалова А. Ю., Пичугов. Русский язык 9 класс. Практика. М. Дрофа. 2002.

  • Макарова Б. А. Абсолютная пунктуационная грамотность за 20 дней. – М.: Астрель, 2005.

  • Никитина Е. Н. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. М. Дрофа. 2002..

  • Универсальное пособие. Новый справочник школьника.5-11класс.Т.1.-СПб.: ИД

  • "Весть", 2003.\

  • 8. Текучева. И. В. Русский язык. Руководство для подготовки к экзаменам. М.: Астрель. 2004.

  • 9. Экзаменационные пособия. Русский язык. М.: АСТ-ПРЕСС,2000.

  • Школьные словари русского языка.

  • Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- М.,1997.

  • Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка.-М.,1997.

  • Жуков В. П., Жуков А. П. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М., 1994.

  • Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка.-М.,1981.

  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.,1987.

  • Одинцов Ю. В. Школьный словарь иностранных слов русского языка.- М.,1994.

  • Панов М.В., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.-М.,1991.

  • Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка.-М..1987.

  • Пикова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка.

  • Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.,1997.

  • Шанский Н. М.,Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка.- М.,1994.

  • 12. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и другие. Русский язык: 5- 7 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский, - М.; Просвещение, 2002 – 2004.

  • 13. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. И., Русский язык 5-9 классы под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. –





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск