Скачать 47.61 Kb.
|
Конспект урока русского языка по теме: «Лингвистические открытия месяца вьюг и метелей» (Служебные и самостоятельные части речи) Класс: 7. Дата проведения: февраль Цели урока: 1. Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей речи. 2. Развивать речь, орфографическую и пунктуационную зоркость, чувство языка. 3. Воспитывать интерес к урокам русского языка, чувство прекрасного. Оборудование: компьютерная презентация, карточки-подсказки, карточки с заданием. Ход урока:
- О каком месяце идёт речь? Почему я его так назвала? - Какой троп встретился вам в теме урока? 3. Языковая разминка. (Слайд 2) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя… - Из какого произведения эти строки? Кто автор? (А. С. Пушкин «Зимний вечер») - Это можно назвать текстом? - В тексте какого стиля речи могло встретиться такое предложение? - Докажите это. Найдите образные средства. - Спишите, укажите все изученные вами части речи. (Слабым учащимся предлагаются карточки-подсказки). Индивидуальное задание: 1) Выписать три словосочетания разных типов связи (сильный учащийся). 2) Морфологический разбор деепричастия из данного предложения. (Предлагается карточка с планом морфологического разбора. Отвечает слабый учащийся.) - Назовите слово, образованное: - суффиксальным способом, -приставочным способом. (Отвечающий на вопрос на доске строит словообразовательные цепочки.) - В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? - Проверьте самостоятельную работу учащихся у доски. Всё ли правильно? 4. Объяснение нового материала. - Мы говорили, что все части речи делятся на три группы. Вспомним, какие это группы. ( Слайд 3) . - Назовите самостоятельные части речи из записанного отрывка. - Назовите служебные части речи. - Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:
(Слайд 4). - Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? - Какие части речи мы относим к служебным? - Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным, но по частоте употребления превосходят их. Так, в некоторых языках, (например, во французском) предлоги и артикли составляют до 40% всего текста. Установлено, что среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в русском языке 3: 1. (Слайд 5). 5. Лингвистический эксперимент. (Слайд 6). На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. ……………………………………………………………………………………… Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. - Из какого произведения эти строки? - Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. (Слайд 7). - Служебных – 16 (27%), самостоятельных – 43 (73%). Всего – 59 слов. Соотношение: примерно 3: 1. (Слайд 8). - В «Повестях … Белкина» А. С. Пушкина обнаружено именно такое соотношение: из 18 759 слов самостоятельных – 14 213 (75%), служебных -4 546 (25%). - А почему служебные части речи называются служебными? (Слайд 9) - Уберём все служебные части речи. Прочитайте, что получилось. Что теряется при этом? Нужны ли служебные части речи? - По меткому определению В. А. Богородицкого, предлоги вместе с другими служебными частями речи являются «словечками отношений». Обозначают они отношения между словами и предложениями. Частицы вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений. (Слайд 10). - В чём же отличие самостоятельных и служебных частей речи? Сделайте вывод. (Слайд 11). - А теперь посмотрим, что об этом говорит наш учебник. Откройте его на странице 193. Прочитайте. Что-то нового вы узнали? 6. Закрепление. А) упражнение учебника № 318. (Сильные учащиеся выполняют с 1 по 6 столбик самостоятельно, по вариантам (1 – 3, 4 – 6), слабоуспевающие учащиеся – с учителем 7 столбик). В) – Выпишите слова в два столбика: 1 – самостоятельные части речи, 2 – служебные части речи. (Слайд 12). Смотрю на снег – и взгляд не оторвать! На что ещё так можно засмотреться?! Так начинаешь бренность понимать Всего… Сильнее грусть. Сильнее бьётся сердце. Грусть оттого, что время так бежит, Что ни один пейзаж не изменился. Как изменился мир! Как изменился быт! Как изменились мы!.. Как снег не изменился! - Укажите орфограмму «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Сильные учащиеся в это время работают по карточкам с аналогичным заданием. Карточка для 1 варианта. Он спал очень мало, что все удивлялись; если нечаянно уснёт днём на полчаса, то потом спит всю ночь и после бессонной ночи, как ни в чём не бывало, чувствует себя бодро и весело. (По А. П. Чехову). Карточка для 2 варианта. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича… «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика… «Да что ехать?» - отвечал он, слезая с облучка. (А. С. Пушкин) 7.Вывод. - Скажите, ребята, что же вы узнали сегодня на уроке. 8. Домашнее задание. 1) Правило на стр. 193. 2) Сочинение-миниатюра «Зачем нужны служебные части речи?». Кому сложно выполнить это задание, вы можете сделать упражнение учебника № 320. 9. Выставление оценок. |