Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ.
Предмет: русский язык.
| Тема урока: «Имя числительное».
| Класс: 5
| Образовательное учреждение МБОУ «Сохновская школа»
|
| Задачи урока:
| Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».
формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;
| Метапредметные.
Развивать: УУД учащихся;
психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;
умение работать в паре, группе, индивидуально.
| Личностные:
-формировать положительную мотивацию учения;
-развивать уважение и интерес к русскому языку, истории страны.
| Основные дидактические методы: деятельностный,
проблемный, исследовательский, практический;
методы и приемы технологии развития критического мышления.
| Форма организации познавательной деятельности:
индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.
| Место данного урока в системе уроков по теме:
первый урок по теме «Имя числительное».
| Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.
| Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.
|
Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное» в 5 классе
| Этап
| Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты
| 1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
| Мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение»
( Б.Спиноза)
СЛАЙД 1
Что нам делать предстоит?
Вот какой вопрос стоит.
Чтоб ответ вам получить,
На уроке внимательным надо быть.
| Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.
| Подготовка к восприятию нового материала.
| Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
| 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| Откройте тетради, запишите число.
СЛАЙД-2
Предлагаю прочитать слова.
-По каким грамматическим признакам можно разделить эти слова?
- на части речи (сущ., прилаг., глагол, наречие)
-Я предлагаю каждой группе выполнить задание 1-выпишет имена сущ.
2-имена прилагательные
3-глагол
4- наречие
Проверка
СЛАЙД -3
| Актуализация знаний учащихся: определение частей речи. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.
| Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
| Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия:
смысловое чтение.
Логические универсальные действия:
анализ материала; выбор оснований для составления задания.
| 3. Выявление места и причины затруднения
| -Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите.
-По каким грамматическим признакам вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?
-Докажите, что эти слова- глаголы? Что вы знаете о глаголе?
-Обоснуйте свой выбор
.Что такое наречие?
-Почему не распределили слова:
-ВТОРОЙ. ДЕВЯТЬ, ШЕСТЬ?
-Может кто-то знает, что это за слова?
-А что вы о них можете сказать?
-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?
-Так над чем будем работать сегодня?
-Какая тема урока?
СЛАЙД- 4
-Давайте определим, какие задачи будем решать на уроке?
-Куда обратимся за помощью?
- Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи
|
- Мы не знаем, куда их распределить?
-Они не подходят к этим частям речи
-Ни один морфологический признак не подходит к этим словам.
-Это числительные.
-Мы не знакомы с этой частью речи.
-Нам не хватает знаний.
-Имя числительное
- Узнаем, что такое имя числительное, на какие виды делится имя числительное.
- Посмотрим в учебнике, спросим у учителя, посмотрим в интернете.
|
| Действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.
| 4.Построение проекта выхода из затруднения.
| -Нас ждёт исследовательская работа
СЛАЙД 5
-Что объединяет эти картинки?
-Дети, мальчики,
-А в чём разница?
-Разное количество.
Давайте запишем слова, обозначающие количество.
-ОДИН, ДВА, ТРИ.
-Что вы можете о них сказать?
-Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько.
- Как эти имена числительные можно назвать?
-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
Молодцы!
-А теперь давайте сгруппируемся так, как на слайде, оживим нашу картинку.
-Дети выходят и становятся, как на слайде.
-Вспомните, как учитель физкультуры определяет количество детей на уроке?
-Даётся команда: по порядку рассчитайтесь.
- Кто желает стать учителем физкультуры?
(даётся команда: по порядку рассчитайтесь)
-ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый, пятый.
-Какие слова вам помогли выполнить это задание?
-Первый, второй, третий, четвёртый, пятый.
-Запишите их.
-Что объединяет эти слова?
-Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос – какой?
- Как называются такие числительные?
- ПОРЯДКОВЫЕ
СЛАЙД-6
-ВЫВОД
(определение слов: пятое, пять, пятеро, пятёрка)
| Создание проблемной ситуации.
| Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока.
| Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).
| 5. Реализация построения проекта
| -Давайте обобщим наши знания
-Предлагаю поработать в парах. Заполните карточку. Вставьте недостающие данные.
На партах карточки жёлтого цвета.
Моделирование правила с опорной схемой
-Что у вас получилось?
ПРОВЕРКА (дети читают)
Правильно ли мы действовали? Сравним своё определение с тем, что предлагают авторы учебника
- Хорошо, мы справились. Проект построен.
СЛАЙД 7
ФИЗМИНУТКА
|
| Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.
| Выполнение заданий. Составление памятки, подводящей к определению понятия части речи, озвучивание понятия. Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные».
| Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.
Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Давайте ещё проговорим наши правила
- Выполнение упражнения.
- Устное проговаривание (по одному)
-Хорошо поработали. А сейчас нас ждёт самостоятельная работа.
| Установление осознанного восприятия. Обобщение.
| Решение типового задания.
Контроль –сличение с образцом.
Анализ ошибок.
Коррекция.
| Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные УУД: сотрудничество.
Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| СЛАЙД -8
1 предложение читают мальчики
2 читают девочки
3 все вместе
-Откуда взяты эти предложения? Кто автор?
Задание: выписать количественные и порядковые числительные по вариантам)
-ПРОВЕРКА
СЛАЙД -9
-Обменяйтесь тетрадями,
поблагодарите своих одноклассников за помощь
-У кого были затруднения при выполнении этого задания?
| Организация деятельности по применению новых знаний.
| Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном).
| Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение.
| 8.Включение в систему знаний и повторение.
| -Есть очень хорошая пословица – Один за всех и все за одного
-Как вы понимаете её смысл?
Работа в командах
На партах карточки синего цвета
ПРОВЕРКА
СЛАЙД -10
|
|
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| 9. Рефлексия учебной деятельности
| -Достигли мы своей цели?
Ответ по плану:
- Я узнала…….
-Я хочу узнать……
- Мне понравилось….
-Мне не понравилось….
-Давайте выразим нашу тему урока уже известным нам жанром – синквейн
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Порядковое, числительное
Пишется, читается, измен.
С интересом нами изучает.
Нравится
Д/З
Придумайте небольшой рассказ с именами числительными
| Организация рефлексии.
| Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.
| Познавательные УУД: рефлексия.
Личностные УУД: смыслообразование.
| |