Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 104.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.12.2013
Размер104.11 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
Назирова Ольга Викторовна

Учитель русского языка и литературы, стаж работы 27 лет, высшая квалификационная категория

МБОУ Уваровщинская сош, ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»

План-конспект урока русского языка по теме: «Фонетика. Звук и фонема. Ударение».

Аннотация: Конспект урока предназначен для студентов СПО, поэтому рассчитан на 2 часа. Основной методический принцип повторения и обобщения материала по фонетике – опора на речевой слух студентов, то есть сознательное восприятие звуков и правильное определение их свойств. В ходе урока вырабатывается чёткое представление о звуках, их отличии от букв, развивается умение находить основные звуковые процессы в слове.
Цели урока:

образовательная – систематизация и обобщение знаний в области фонетики;

развивающая – развивать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка, работать со словарём;

воспитательная – воспитание аккуратности, последовательности в работе.

Ход урока





  1. Подготовка к восприятию учебного материала.

Впишите в горизонтальные строки слова, соответствующие их толкованиям, и в выделенном вертикальном столбце вы узнаете название темы урока.





1.




























2.


















3.































4.


































5.






















6.

























7.



















8.




























  1. 33 буквы, располагаемые в определённом порядке. (Алфавит)

  2. Часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. (Слог)

  3. Процесс, при котором глухие согласные звуки перед звонкими согласными звуками становятся звонкими. (Озвончение)

  4. Процесс, при котором звонкие согласные звуки перед глухими согласными звуками становятся глухими. (Оглушение)

  5. Количество гласных звуков. (Шесть)

  6. Согласные звуки, произносимые только при помощи шума. (Глухие)

  7. Обозначение на письме звука речи специальным знаком. (Буква)

  8. Произношение одного из слогов слова с большей силой. (Ударение)

- Итак, мы нашли нужное нам слово. Что изучает фонетика? Фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение, деление слов на слоги. Тесно связана с фонетикой и орфоэпия. Орфоэпия – это раздел языкознания, который изучает употребление норм литературного произношения.

Записываем в тетрадь тему урока: «Фонетика. Звук и фонема. Ударение».

Цель этого урока – повторить и обобщить знания по фонетике.





  1. Опрос-повторение с последующим оформлением опорной таблицы
  1. В чём различие звука и буквы? (Звуки мы слышим и произносим – это устная речь, буквы мы пишем и видим – это письменная речь. Звуки на письме обозначаются буквами.)

  2. Как называется кратчайшая звуковая единица? (Фонема)

  3. Какие буквы не имеют звуков? (ъ, ь)

  4. Как образуются гласные звуки? Назовите их. (Образуются только при помощи голоса – [а], [о], [и], [ы], [у], [э])

  5. Какие буквы и при каких условиях дают два звука? (Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова, после ъ и ь, после гласных звуков).

  6. Как образуются согласные звуки? (В образовании согласных обязательно присутствует шум, так как воздушная струя встречает препятствия в ротовой полости.)

  7. Назовите пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [в-ф], [в’-ф’], [г-к], [г’-к’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])

  8. Какие согласные звуки являются непарными? ([р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [й], [ц], [ч’], [х], [х’], [ш’])

  9. Составьте пары согласных по твёрдости и мягкости.

  10. Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])

  11. Какие звуки всегда мягкие? ([ч’], [й], [ш’])

  12. Существуют ли правила постановки ударения? (Ударение в русском языке свободное, необходимо сверяться со словарём.)




Опорная таблица «Согласные звуки»

Сонорные звуки

Звонкие звуки

Глухие звуки

Образуются при

помощи голоса и

небольшого шума

Образуются при

помощи шума в

сопровождении голоса



Образуются только при

помощи шума

[й], [л-л’], [м-м’], [н-н’],

[р-р’]

[б-б’], [в-в’], [г-г’], [д-д’],

[з-з’], [ж]

[п-п’], [с-с’], [т-т’], [ф-ф’],

[х-х’], [к-к’], [ц], [ш], [ш’],

[ч’]



Помните:

  • Согласные [ш] и [ш’] не образуют пару, так как отличаются не только твёрдостью-мягкостью, но и краткостью-долготой.

  • Буква ё обозначает ударный звук [о] или сочетание [й’о], а не [э].


Основные фонетические процессы

  • Оглушение звонких согласных на конце слова: уж [уш]

  • Оглушение звонких согласных перед глухими: сказка [скаска]

  • Озвончение глухих согласных перед звонкими: просьба [проз’ба]. Такое уподобление звуков называется ассимиляцией. Ассимиляция возможна не только глухости – звонкости, но и по месту образования преграды и другим признакам: открываться [аткрываца]. В результате ассимиляции могут возникать длительные согласные.

  • Расподобление, то есть диссимиляция – это усиление различий между звуками для облегчения произношения: ногти [нохт’и]

  • Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: лестница [л’эс н’ица].


Ударение

  • Ударение в русском языке может оставаться неподвижным (сын, сына, сыну), а может передвигаться с одного слога на другой (кот, коту, котик).

  • В сложных словах наблюдается дополнительное ударение (железнодорожный).

  • Служебные части речи не имеют ударения (предлоги, союзы, частицы), так как они присоединяются в тексте к предыдущим или последующим ударным слогам (у дома, пойди-ка).


  1. Отработка умений и навыков


Задание 1

Распределите слова в четыре группы: 1) с оглушением звонкого согласного в конце слова; 2) с оглушением звонкого согласного перед глухим согласным; 3) с озвончением глухого согласного перед звонким согласным; 4) с непроизносимым согласным.

Выставка, сторож, лестница, просьба, косьба, сердце, близкий, лебедь, отгадать, вписать, ловкий, столб, грустный, сладкий, известный.
( 1) Сторож, лебедь, столб; 2) выставка, близкий, вписать, ловкий, сладкий;

3) просьба, косьба, отгадать; 4) честный, сердце, известный, лестница.)

Задание 2

По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Смущать, жутко, чаща, чудо, цоколь, цапля, хорошо, май, край, шум, жук, жил, шило.
1) Слова с твёрдыми согласными звуками, не имеющими парных мягких звуков: жутко, цоколь, цапля, хорошо, шум, жук, жил, шило.

2) Слова с мягкими согласными звуками, не имеющими парных твёрдых звуков: смущать, чаща, чудо, май, край.

Задание 3

Выпишите слова, которые начинаются и заканчиваются одним и тем же звуком, запишите транскрипцию этих слов.

Амазонка, вновь, колобок, лелеял, набекрень, охотно, склеились, таять, шалаш, явный.
(Амазонка, колобок, охотно, шалаш, явный)
Задание 4

Произнесите слова, соблюдая правильное ударение. Проверьте себя по словарю. Запишите слова, поставьте ударение.

Баловать, банты, диспансер, договор, дозвониться, звонит, звонишь, издавна, каталог, квартал, коклюш, красивее, простыня, хозяева, щавель.
Задание 5

Расшифруйте фразу, используя свои знания о характеристике согласных звуков.

Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг.
( В этой фразе все звонкие согласные звуки заменены глухими согласными звуками и наоборот: Жил-был у бабушки серенький козлик.)

  1. Работа с учебником


Выполнение упражнения №8 (Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Н.А. Герасименко. –М.: Издательский центр «Академия», 2006)

  1. Выполнение теста





  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. Июль; 3) поём;

  2. каменный; 4) ельник.




  1. В каком слове букв меньше, чем звуков?

  1. Мель; 3) честные;

  2. съёмка; 4) маяк.




  1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

  1. Юннаты; 3) местный;

  2. появляюсь; 4) рассчитать.




  1. В каком слове при произношении происходит процесс оглушения согласного?

  1. Просьба; 3) ненавистный;

  2. ловко; 4) бездна.




  1. В каком слове происходит озвончение согласного?

  1. Гараж; 3) выставка;

  2. записка; 4) молотьба.




  1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  1. Замша; 3) семья;

  2. глубина; 4) залив.




  1. В каком слове все согласные мягкие?

  1. Щадить; 3) соришь;

  2. заняться; 4) щёлкать.




  1. В каком слове произносится звук [т]?

  1. Отголосок; 3) женитьба;

  2. тишина; 4) подкоп.




  1. В каком слове нет звука [с’]?

  1. Тесьма; 3) удивиться;

  2. гвоздь; 4) улыбайся.




  1. В каком слове есть звук [д’]?

  1. Посадка; 3) дверь;

  2. площадь; 4) дети.


Ключ к тесту

вопроса

Ответ

1

2

2

4

3

1

4

2

5

4

6

1

7

1

8

4

9

3

10

4


V. Подведение итогов урока

  • Что изучает фонетика?

  • Что такое фонема? Какую функцию она выполняет?

  • Что такое ударение?

  • Какие основные фонетические процессы связаны с согласными звуками?




  1. Самостоятельная работа

Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Н.А. Герасименко. –М.: Издательский центр «Академия», 2006

Задания № 32, 34
Список источников

  1. Григорьева Т.М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность. М.: Академия, 2004

  2. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под редакцией Р.И. Аванесова. М.: Русский язык, 1998

  3. Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Н.А. Герасименко. –М.: Издательский центр «Академия», 2006




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск