Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.12.2013
Размер111.14 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Литература > Задача
ДИСЦИПЛИНА ОПД.В.7.1. ИСТОРИЯ СТРАН БАЛТИИ В ПЕРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
1. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Подготовка к семинарским занятиям
Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза.

Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.

Этапы подготовки к семинарскому занятию:

  • Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

  • Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в учебной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

  • Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

  • После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

  • В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы. Практически каждая тема семинарского занятия содержит доклады по персоналиям, которые также необходимо подготовить в дополнение к конспектам семинара.

Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.

2. Темы семинарских занятий
СМ №1. Эстония в 1918-1940 гг.
План:

  1. Положение Эстляндской губернии в составе России в начале XX в.

  2. Создание независимой Эстонской республики в 1918г. Эстония в Освободительной войне (войне за Независимость).

  3. Эстляндская трудовая коммуна: первый опыт эстонской советской государственности.

  4. Эстонские ультраправые (профашистские) силы в 20-30-е гг. Характеристика движения вапсов.

  5. Эстонская государственность в 20-30-е гг. XX в. Особенности эстонского авторитаризма.

  6. Эстония вы системе международных отношений 20-30-х гг. XX в.

  7. Проблема утраты государственного суверенитета Эстонии в 1939-1940гг.


Доклады-презентации по персоналиям:

К. Пятс, Я. Поска, Ю. Лайдонер, К. Ээнпалу.
Методические рекомендации:

Семинарское занятие преследует своей ключевой целью углубление у студентов знаний по истории Эстонии межвоенного периода. Подготовка к семинару включает в себя написание конспектов и подготовку презентаций по персоналиям в приложении Power Point.

В рамках семинарского занятия планируется обсуждение целого ряда ключевых проблемных вопросов эстонской истории 20-30-х гг. XX в., таких как анализ положения Эстляндской губернии в составе Российской империи, что потребует изучения студентами вопроса о национальной политике России в Эстляндии, освещении стаутса остзейских немцев в Эстляндии, экономическом, социальном и культурном развитии региона к началу XX в. Особое внимание рекомендуется сфокусировать на оценке степени эстонского самосознания и популярности идей независимой эстонской государственности среди эстонской интеллигенции начала XX в.

Отдельного рассмотрения также потребуют вопросы борьбы Эстонии за независимость в 1918-1920гг., роль Антанты в создании независимой Эстонии, эстонско-немецкое противостояние 1919г., войну с Советской Россией и опыт первой эстонской советской государственности (Эстляндская трудовая коммуна).

Изучение политического развития Эстонии 20-30-х гг. XX в. потребует исследования проблемы эстонского авторитаризма, его специфики, а также рассмотрения таких вопросов, как эстонский конституционализм (анализ Конституций Эстонии 1920, 1934 и 1938 гг.), эстонский фашизм (движение вапсов) и место Эстонии в системе международных отношений межвоенного периода.

Последним дискуссионным вопросом семинара является вопрос относительно утраты независимости Эстонией в ходе событий 19139-1940гг., в ходе которого необходимо рассмотреть различные точки зрения на этот процесс, имеющие место, как в отечественной, так и зарубежной историографии.

Литература:

  • Адамсон А., Валдмаа С. История Эстонии. Учебник для гимназий. – Таллинн, 1999.

  • Арумяэ Х. За кулисами «Балтийского союза» (Из истории внешней политики буржуазной Эстонии в 1920-1925гг.). – Таллин, 1966.

  • Борьба за Советскую власть в Прибалтике. – М., 1967.

  • Варес П., Осипова О. Похищение Европы, или Балтийский вопрос в международных отношениях XX века. – Таллинн, 1992.

  • Венков И.Н. «Допустить размещение войск…» (О вводе частей Красной Армии на территории Литвы, Латвии, Эстонии в 1939-1940 гг.) // Военно-исторический журнал. – 1990. - №4.

  • Емельянов Ю.В. Прибалтика. Почему они не любят Бронзового солдата? – М., 2007.

  • История Эстонской ССР (с древнейших времен до наших дней) / под ред. Г.И. Наана. – Таллинн, 1958.

  • История Эстонской ССР. – Т.1-3. – Таллинн, 1961, 1966, 1974.

  • Константинов С. Силовой вариант не был единственным. «Оккупация» Прибалтики 1940 года как продукт политического мифотворчества // Независимая газета. – 2000. – 3 августа.

  • Кэбин И.Г. Эстония – прошлое, настоящее. – Таллинн, 1970.

  • Лаур М., Паюр А., Таннберг Т. История Эстонии. – Часть II. – Таллинн, 1997.

  • Международный кризис 1939-1941 гг.: от советско-германских договоров 1939 г. до нападения Германии на СССР. Материалы международной конференции, организованной Институтом всеобщей истории Российской академии наук, Университетом Латвии, Институтом современной истории (Мюнхен), Московским отделением Фонда им. Конрада Аденауэра, Москва, 3-4 февраля 2005г. – М., 2006.

  • На чаше весов. Эстония и Советский Союз, 1940 год и его последствия / Сост. Варес П., Журьяри О. – Таллинн, 1999.

  • Орлов А.С. СССР и Прибалтика. 1939-1940 // История СССР. – 1990. – №4.

  • От пакта Молотова-Риббентропа до договора о базах. Документы и материалы. – Таллинн, 1990.

  • Петерсон А. Прибалтика, июнь 1940-го // Таллинн. – 1991. – №6.

  • Прибалтика вступает в Союз (Документы об отношениях СССР со странами Прибалтики в 1939–1940 годах) // Международная жизнь. – 1990. – №2.

  • Радик А. Характеристика антинародной экономической политики эстонской буржуазии в период фашистской диктатуры (1934-1940гг.). – Таллин, 1957.

  • Руусманн А. Эстонская республика в 1920-1939 годы. – Таллинн, 1991.


СМ №2. Латвия в 1918-1940 гг.
План:

  1. Положение латышей в составе Российской империи в начале XX в.

  2. Феномен латышских стрелков в Первой мировой и гражданской войнах.

  3. Создание независимой Латвии и процесс консолидации латышей в рамках одного национального государства (1918-1920гг.).

  4. Советская Латвия 1919-1920гг.

  5. Латвия в 20-30-е гг. особенности латвийской государственности. Авторитарный режим К. Ульманиса.

  6. Латвия в системе международных отношений 20-30-х гг. XX в.

  7. Проблема утраты государственного суверенитета Латвией в 1939-1940гг.


Доклады-презентации по персоналиям:

Я. Чаксте, К. Ульманис, П. Стучка, Я. Балодис, В. Мунтерс.
Методические рекомендации:

На данном семинарском занятии перед студентами ставится задача рассмотреть и проанализировать основные события и проблемные вопросы истории Латвийской республики межвоенного периода. В рамках подготовки к семинару, студенты также выполняют доклады по персоналиям истории Латвии 1918-1940гг., в виде презентаций в приложении Power Point.

Для этого, во-первых, необходимо обрисовать положение латышей в составе Российской империи, показать, что в отличие от эстонцев, латыши проживали не только на территории Остзейского края (Лифляндия и Курляндия), но и в Витебской губернии (Латгалии). Следует подчеркнуть, что это создавало определенные проблемы национальной консолидации в силу специфики латгальцев как особого субэтноса в рамках латышского этноса. Необходимо также проанализировать идейную, теоретическую и практическую деятельность общественно-политических движений латышской интеллигенции рубежа XIX – XX вв. (младолатыши) и степень готовности латышского общества к независимости. Отдельного рассмотрения требует вопрос, связанный с феноменом латышских стрелков и их участия как в Первой мировой, так и в гражданской войнах.

Во-вторых надо дать оценку латвийской государственности 20-30-х гг., показать оформления латвийского конституционализма, функционирование парламентской демократии в Латвии в 20-начале 30-х гг., показать те факторы, которые предопределили разочарование латвийского общества в идеалах демократии к середине 30-х гг., надо также остановиться на оценке авторитарного режима К. Ульманиса, охарактеризовать латышский вождизм и культ личности этой политической фигуры.

Третья часть семинара посвящена вопросам внешнеполитической деятельности Латвии в 20-30-х гг., а также проблеме вхождения Латвии в состав СССР в 1939-1940гг.
Источники и литература:

  • Безыменский Л. Особая миссия полковника Уорвика Грина: Об истории вмешательства США и других стран Запада в судьбы революции в Латвии, 1919г. // Новое время. – 1987. - №46.

  • Бирон А. Установление Советской власти в Латвии в 1919г. – Рига, 1968.

  • Вейнберг И.П. Советская власть в Латвии в 1917-1919гг. Рекомендуемый указатель литературы. – Рига, 1959.

  • Воспоминания офицера оперативной части Главного штаба Латвийской армии капитана Кримулденса о 17 июня 1940 года // Даугава. – 1990. – №5.

  • Донгаров А.Г., Пескова Г.Н. СССР и страны Прибалтики (август 1939-август 1940) // Вопросы истории. – 1991. – №4.

  • Дрибин Л. Латвия в 1919 году: красные и белые // История. Социология. Политика. – 1991. – №1.

  • Дризулис А.А. Борьба за Советскую власть в Латвии (к 50-летию установления Советской власти в Латвии). – Рига, 1968.

  • Дризулис А. Памятная записка министра иностранных дел Латвии В. Мунтерса о советско-латвийских переговорах 1939 года по поводу заключения пакта о взаимопомощи // Отечественная история. – 1992. – №2.

  • Емельянов Ю.В. Прибалтика. Почему они не любят Бронзового солдата? – М., 2007.

  • Иностранная военная интервенция в Прибалтике, 1917-1920 / Под ред. И. И. Минца. – М., 1988.

  • История Латвийской ССР. Сокращенный курс. – Рига, 1971.

  • История Латвийской ССР / Под ред. К.Я. Страздыня. – Рига, 1955.

  • История Латвийской ССР. – Т.3. – Рига, 1958.

  • История латышских стрелков / Под ред. Я. Крастыня. – Рига, 1972.

  • Канале В.Я., Степерманис М.К. История Латвийской ССР. – Рига, 1973.

  • Сиполс В.Я. За кулисами иностранной интервенции в Латвии (1918-1920гг.). – М., 1959.

  • Сиполс В.Я. К вопросу об иностранной интервенции в Латвии в 1918-1919гг. // История СССР. – 1958. – №6.

  • Сиполс В.Я. Кем и как была создана буржуазная Латвия // Новая и новейшая история. – №5. – 1988.

  • Социалистическая Советская Республика Латвия в 1919г. и иностранная интервенция. Сборник документов и материалов. – Т.1. – Рига, 1959.

  • Штейнберг В.А. Латвия во внешнеполитическом противоборстве Советской России и держав Запада. – Рига, 1971.

  • Штейнбергс В.А. Джентльмены в Латвии (1917-1920): тайное и явное в политике Запада. – Рига, 1983.


СМ №3. Литовская республика в 1918-1940 гг.
План:

  1. Литовские земли в составе Российской империи к началу XX в.

  2. Этапы воссоздания литовского государства в 1917-1919гг.

  3. Советская Литва в 1918-1919гг. Литовско-Белорусская Советская Социалистическая Республика (Литбел).

  4. Литовско-польское противостояние 1920-1939гг. Суть Виленской проблемы и пути ее преодоления.

  5. Литва в период парламентской демократии.

  6. Переворот 1926г. и оформление авторитарного режима А. Сметоны.

  7. Утрата государственного суверенитета Литвой в 1939-1940гг.


Доклады-презентации по персоналиям:

Й. Басанавичюс, А.Сметона, С. Жукаускас, А. Вольдемарас, П. Плехявичюс.
Методические рекомендации:

Семинарское занятие по истории Литвы 1918-1940гг. преследует своей ключевой целью создание у студентов целостного комплекса знаний по ключевым проблемам истории Литовской республики в период между двумя войнами. Для этого им необходимо подготовить конспекты по вопросам плана, вынесенным на обсуждение, а также презентации в приложении Power Point, посвященные персоналиям, внесшим вклад в историю Литвы 1918-1940гг.

Первый блок вопросов семинарского занятия связан с проблемами воссоздания Литвы как независимого государства по результатам революционного взрыва и крушения Российской империи в 1917г. Необходимо обратить внимание на наличие у Литвы, в отличие от Латвии и Эстонии государственной традиции, гораздо более активной борьбы за национальную автономию (Независимость) по ходу XIX – начала XX вв. (антироссийское польско-литовское восстание 1863-1864гг., движение книгоношей и др.). Желательно обрисовать альтернативы литовской государственности в 1917-1918гг.: прогерманская конституционная монархия, проантантовская буржуазная республика и просоветская социалистическая республика Литбел, а также выявить причины победы второго варианта литовской государственности.

Приступая к рассмотрению развития литовской государственности в 20-е гг. необходимо отметить не только эволюция парламентско-демократической системы Литвы, но и обострение польско-литовского противостояния из-за Виленского края (Серединной Литвы).

Завершающий блок вопросов семинара связан с изучением литовского авторитаризма, утвердившегося после переворота 1926г., и проблемы ликвидации независимого литовского государства в ходе событий 1939-1940гг.
Источники и литература:

  • Борьба за советскую власть в Литве в 1918–1920 гг. – Вильнюс, 1967

  • Венков И.Н. «Допустить размещение войск…» (О вводе частей Красной Армии на территории Литвы, Латвии, Эстонии в 1939-1940 гг.) // Военно-исторический журнал. – 1990. - №4.

  • Горлов С.А. СССР и территориальные проблемы Литвы // Военно-исторический журнал. – 1990. – №7.

  • Емельянов Ю.В. Прибалтика. Почему они не любят Бронзового солдата? – М., 2007.

  • Иностранная военная интервенция в Прибалтике, 1917-1920 / Под ред. И. И. Минца. – М., 1988.

  • История Литовской ССР (с древнейших времен до наших дней) / А. Таутавичюс, Ю. Юргинис, М. Ючас и др. – Вильнюс, 1978.

  • Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941гг. (Документы, факты, суждения). – М., 2002.

  • Навицкас К.В. Литва и Антанта (1918-1920гг.). – Вильнюс, 1970.

  • Орлов А.С. СССР и Прибалтика. 1939-1940 // История СССР. – 1990. – №4.

  • Палецкис Ю. В двух мирах. – М., 1974.

  • Победа социалистических революций 1940г. в Литве, Латвии и Эстонии. – Вильнюс, 1983.

  • СССР и Литва в годы Второй мировой войны: сборник документов. – Т.1: СССР и Литовская Республика (март 1939 – август 1940гг.) / Сост. Каспаравичюс А., Лауринавичюс Ч., Лебедева Н.С. – Вильнюс, 2006.

  • Урбшис Ю. Литва в годы суровых испытаний. 1939-1940. – Вильнюс, 1989.


2. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Прибалтийские губернии в составе Российской империи (XVIII – начало XX вв): специфика политического и экономического развития.

  1. Первая мировая война 1914-1918гг. и Прибалтика.

  2. Формирование независимых Эстонии, Латвии и Литвы.

  3. Парламентская демократия в государствах Прибалтики в 20-30-е гг.

  4. Авторитарные режимы Литвы, Латвии, Эстонии: общие и специфические черты.

  5. Экономическое развитие Эстонии, Латвии и Литвы в 20-30-е гг.

  6. Внешняя политика прибалтийских государств от момента достижения независимости до пакта Молотова-Риббентропа.

  7. Заключение двухсторонних пактов о взаимопомощи между СССР и странами Прибалтики (сентябрь-октябрь 1939г.)

  8. Советское военное присутствие в Эстонии, Латвии и Литве. Октябрь 1939-июнь 1940г.

  9. Проблема присоединения государств Прибалтики к СССР: оккупация или добровольное вхождение?

  10. Советизация: политика советского руководства в Прибалтике в 1940-1941гг.

  11. Интеграция вооруженных сил Эстонии, Латвии и Литвы в состав Красной Армии.

  12. Германский оккупационный режим в Прибалтике в годы войны: специфические особенности.

  13. Прибалтийские части СС: причины и методы формирования, боевая история. Проблемы современной трактовки действий Эстонского и Латышского легионов СС.

  14. Прибалтийские соединения в Красной Армии и их участие в Великой Отечественной войне.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск