Автор урока: учитель русского языка и литературы МОУ «Большеяушская СОШ» Казакова Зоя Петровна | Конспект занятия Цели и задачи внеклассного занятия: Учить употреблять и находить в речи фразеологизмы.
Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение.
Воспитывать любовь к слову и родному языку.
Оборудование: карточки, тексты, кроссворд, перфокарты, использование компьютера (презентация «Путешествие в страну «Фразеология»)
Ход занятия
Организационный момент
Постановка задачи:
Учитель: Сегодня наше занятие русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему.
Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера? Когда баклуши бил с утра?
Учитель : Догадались? Какая тема нашего занятия?
Дети: Тема нашего занятия – фразеологизмы.
Учитель: Правильно. Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?
Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.
Устная работа.
Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.
Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?
Дети: Задирать нос – гордиться;
Водить за нос - обманывать;
Клевать носом – спать;
Остаться с носом – потерпеть неудачу;
Встретиться нос к носу – близко;
Зарубить на носу – хорошо знать
Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.
Учитель: Многие Фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из сообщения, которое сделает Юля.
Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья. (По Л. Успенскому)
Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши?
Дети: Это чурбанчики из липового дерева.
Творческая работа.
Учитель: Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Читаем предложение.
Весь день Глеб бездельничал.
-Переделайте предложение, включив в него устойчивые сочетания.
Проверка:
Весь день Глеб бил баклуши. Весь день Глеб сидел сложа руки. Весь день Глеб собак гонял. Весь день Глеб лодыря корчил.
-Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?
Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.
Работа с текстом.
Учитель: как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Прочитаем рассказ: (чтение по ролям)
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Учитель: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их. Проверка
Как об стенку горох Ему хоть кол на голове теши Не видать тебе как своих ушей Ему про Ерёму, а он про Фому Да ты как с Луны свалился Ну, хватит воду в ступе толочь Русским языком сказано Кашу маслом не испортишь Сказано – сделано Всему своё время
Физкультминутка.
Учитель: Мы осанку исправляем, Спинки дружно выпрямляем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз Улыбайся и садись.
Тест. /Перфокарты/
Учитель:
“О каком человеке говорят?..”
У него денег куры не клюют: а) бедный; б) богатый
Он сухим выйдет из воды: а) ловкий; б) робкий
Он звезд с неба не хватает: а) умный; б) глупый
У него семь пятниц на неделе: а) ненадежный; б) надежный
Он перебивается с хлеба на квас: а) богатый; б) бедный
Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.
Обведите нужную букву.
Учитель: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.
Ученик:
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь (медвежью услугу)
Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.
Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. Работа с перфокартами.
Болтлива как...
Нем как...
Хитёр как...
Труслив как...
Надут как...
Изворотлив как...
Упрям как...
Колючий как...
Вывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.
Учитель: В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним?
Игра “Собери по три”.
Учитель:
Поиграем в игру “Собери по три”
К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.
Вспомним, что такое синонимы и антонимы.
На доске таблица
К доске выходят 6 учеников:
тихий
| собаку съел
| неумелый
| разговорчивый
| грубый
| опытный
| жадный
| мухи не обидит
| ленивый
| Первая группа
мухи не обидит
| тихий
| грубый
| Вторая группа
собаку съел
| опытный
| неумелый
| Чтение стихотворения.
Учитель: Ну, а этот Фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.
Ученик:
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка. Говорила: не дерись, Не дразнись, не петушись, Поспеши, уже пора, Ну ни пуха, ни пера. Через час едва живой Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера”
Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от занятий русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
Итог занятия
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Автор работы: учитель русского языка и литературы
Казакова Зоя Петровна
МОУ «Большеяушская СОШ»
Вурнарского района ЧР
2007год
| |