Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 65.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.12.2013
Размер65.14 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект

Автор урока: учитель русского языка и литературы

МОУ «Большеяушская СОШ»

Казакова Зоя Петровна

Конспект занятия

Цели и задачи внеклассного занятия:


  • Учить употреблять и находить в речи фразеологизмы.

  • Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение.

  • Воспитывать любовь к слову и родному языку.

Оборудование: карточки, тексты, кроссворд, перфокарты, использование компьютера (презентация «Путешествие в страну «Фразеология»)

Ход занятия

Организационный момент

Постановка задачи:

Учитель: Сегодня наше занятие русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему.

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Учитель : Догадались? Какая тема нашего занятия?

Дети: Тема нашего занятия – фразеологизмы.

Учитель: Правильно. Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?

Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Устная работа.

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?

Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.

Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?

Дети: Задирать нос – гордиться;

Водить за нос - обманывать;

Клевать носом – спать;

Остаться с носом – потерпеть неудачу;

Встретиться нос к носу – близко;

Зарубить на носу – хорошо знать

Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.

Учитель: Многие Фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из сообщения, которое сделает Юля.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья. (По Л. Успенскому)

Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши?

Дети: Это чурбанчики из липового дерева.

Творческая работа.

Учитель: Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Читаем предложение.

Весь день Глеб бездельничал.

-Переделайте предложение, включив в него устойчивые сочетания.

Проверка:

Весь день Глеб бил баклуши.
Весь день Глеб сидел сложа руки.
Весь день Глеб собак гонял.
Весь день Глеб лодыря корчил.

-Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?

Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.

Работа с текстом.

Учитель: как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Прочитаем рассказ: (чтение по ролям)

- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа.

А Саша стучит...

Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..

Стучит...

- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню...

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

Учитель: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их. Проверка

Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время

Физкультминутка.

Учитель: Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.

Тест. /Перфокарты/

Учитель:

О каком человеке говорят?..”

  • У него денег куры не клюют: а) бедный; б) богатый

  • Он сухим выйдет из воды: а) ловкий; б) робкий

  • Он звезд с неба не хватает: а) умный; б) глупый

  • У него семь пятниц на неделе: а) ненадежный; б) надежный

  • Он перебивается с хлеба на квас: а) богатый; б) бедный

Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.

Обведите нужную букву.

Учитель: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.

Ученик:

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)

Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.

Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. Работа с перфокартами.

  • Болтлива как...

  • Нем как...

  • Хитёр как...

  • Труслив как...

  • Надут как...

  • Изворотлив как...

  • Упрям как...

  • Колючий как...

Вывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.

Учитель: В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним?

Игра “Собери по три”.

Учитель:

Поиграем в игру “Собери по три”

К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.

Вспомним, что такое синонимы и антонимы.

На доске таблица

К доске выходят 6 учеников:

тихий

собаку съел

неумелый

разговорчивый

грубый

опытный

жадный

мухи не обидит

ленивый

Первая группа

мухи не обидит

тихий

грубый

Вторая группа

собаку съел

опытный

неумелый

Чтение стихотворения.

Учитель: Ну, а этот Фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.

Ученик:

Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера”

Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от занятий русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.

Итог занятия


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики




Автор работы: учитель русского языка и литературы

Казакова Зоя Петровна

МОУ «Большеяушская СОШ»

Вурнарского района ЧР

2007год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск