Анализ о проделанной работе за 2012-2013 учебный год
учителя – логопеда Родиной Л.С.
Цель: Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся 2«В», 3«В», 4«В» классов.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи учащихся. 2. Проанализировать устную речь и неречевые процессы учащихся, определить причины затруднений в овладении письменной речи. 3. Проанализировать письменные работы учащихся. 4. Описать типологию ошибок, выявленных в письменных работах в индивидуальные речевые карты. 5. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся. 6. Оценить эффективность логопедической работы. 7. Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:
Индивидуальное обследование ребенка.
Консультирование детей, родителей, педагогов.
Коррекционно-развивающие занятия (групповые и индивидуальные).
Своевременно оформлены следующие документы:
Годовой план работы.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
Список обучающихся.
Речевые карты.
Расписание логопедических занятий.
Рабочая программа по логопедии. 2-4 классы.
Журнал учета посещаемости учащимися логопедических занятий.
Поурочные годовые планы работы.
Список оборудования логопедического пункта.
За 2012-2013 учебный год проделана следующая работа:
Диагностика.
Цель: Выявление у детей нарушения устной и письменной речи. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи, обусловленной первичным речевым нарушением. 2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения. 3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся. Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются: а) логопедическое обследование детей; б) анализ медико-педагогической документации (просмотр тетрадей и медицинских записей в карте ребенка). Логопедическая диагностика учащихся проведена по следующим направлениям: - звукопроизношение; - обследование состояния общей моторики; - исследование произвольной моторики пальцев рук; - обследование артикуляционного аппарата; - фонетико-фонематических представлений; - звукового анализа и синтеза; - зрительного восприятия и узнавания; - пространственных представлений и ориентации; - общих представлений о предметах; - представлений о времени; - сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности – владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем.
Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки и т.д. Результаты обследования представлены в Приложении 1.
В соответствии с речевым нарушением учащихся была разработана рабочая программа по коррекции нарушения устной и письменной речи, обусловленной НВОНР, а также проведены индивидуальные консультации с родителями.
Коррекционно-развивающее направление с учащимися с нарушением речи.
По данному направлению проводились групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д.
Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного тематического планирования с группой учащихся 2-4 классов, по коррекции нарушения устной и письменной речи, обусловленной НВОНР.
Консультативное направление.
В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов, давались рекомендации по преодолению нарушений письма и чтения.
Для родителей будущих первоклассников проведено собрание по теме:
«Развитие речи и ВПФ у детей дошкольного возраста».
Организована и проведена логопедическая практика в МОУ СОШ №22 для студентов 2 курса МГОСГИ, педагогического факультета отделения «Логопедия».
Методическое направление.
Прошла повышение квалификации по авторской программе Свободиной Н.Г. по теме: «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи». В течение учебного года проводилось оформление логопедического кабинета: методической литературой, пособиями, велась документация (заполнение речевых карт, разработка рабочей программы, составление годового плана, календарно-тематического планирования на каждый класс, ведение журнала учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий). При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществлялась работа с методической литературой. При подготовке к групповым и индивидуальным занятиям были составлены конспекты уроков.
Выводы.
Работа при школьном логопункте за 2012-2013 учебный год была активной и продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. Приложение 1. Результаты обследования обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за 2012-2013 учебный год:
| Клас-сы
| Нарушения устной речи
| Нарушения письменной речи
|
|
| НВ
ОНР
| ФФН
| ФН
| Фонети-
ческий дефект
| Заика-ние
| Нарушения чтения и письма, обусловлен-
ные НВОНР
| Нарушения чтения и письма, обусловлен-
ные ФФН
| Нарушения чтения и письма, обусловленные ФН
| Выявлено обучающихся
| 2 В
3 В
4 В
| 11
11
9
|
|
|
| -
1
-
| 11
11
9
|
|
| Зачислено в логопедический пункт
| 2 В
3 В
4 В
| 11
11
9
|
|
|
| -
1
-
| 11
11
9
|
|
| Отчислено из логопедического пункта
| 2 В
3 В
4 В
| -
-
1
|
|
|
| -
-
-
| -
-
1
|
|
| Оставлено в логопедическом пункте
| 2 В
3 В
4 В
| 11
11
8
|
|
|
| -
1
-
| 11
11
8
|
|
| Выбыло
| 2 В
3 В
4 В
| -
-
1
|
|
|
| -
-
-
| -
-
1
|
|
|
|