Скачать 72.78 Kb.
|
Ладыгина Э.Г., учитель русского языка и литературы Урок литературы по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа". 7-й класс Цели: Образовательная: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического. Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения. Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”. Ход урока I. Организационный момент II. Постановка цели урока – Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон». На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним, при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1,) III. А теперь я предлагаю вам встречу с героями рассказа 1. Литературный диктант. (Слайд 2)
2. – Понравился ли вам рассказ? - Что в рассказе самое смешное? - Рассказ юмористический или сатирический? Понятие юмор, сатира. (Слайд 3) – Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.) – Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык. – Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 4) Нравы – обычай, уклад общественной жизни. – Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.) – Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя. IV. Анализ рассказа – С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 5) – Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.) – Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.) – Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.) – Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 6) – Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать. – Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.) – Как ведет себя в этой ситуации Очумелов? – Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.) – Как дальше разворачиваются действия? – Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.) – Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 7) – А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.) – Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.) – Зачитайте рассуждения Очумелова. – А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.) – Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.) – Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и. – Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 8) – Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать. – Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.) – А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.) То есть о соблюдении законности здесь речи нет. – Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.) V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах – Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Работа в группах (Слайд 9) I группа Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их. – Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому. Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения. Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина. II группа Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе? – Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа. Ассоциативные ряды: Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – свинья, некультурный, глупый… III группа Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику? Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику. IV группа Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции? – Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение. – Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). (Слайд ): Приемы создания комического в рассказе: 1) Художественные детали . 2) “Говорящие” фамилии. 3) Речевая характеристика персонажей. 4) Особенности композиции. VI. Смысл названия рассказа – Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд ) – В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.) – Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.) – Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.) - «Хамелеонство» - это плохое или хорошее качество? В человеке какие качества? – А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд ) VII. Подведение итогов - Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду. ) Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.) Перед вами два дерева. (Слайд )Одно из которых - дерево совести. СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Давайте перенесем на дерево совести те качества, которые должны быть с вами всегда. Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь. Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. Видео VIII. Домашнее задание Оценки |