Скачать 410.03 Kb.
|
Рабочая программа по литературе 9 «Б» класс Косенко А.В. Пояснительная записка. Изучение художественной литературы играет важнейшую роль в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы для 9 класса продолжает осуществление принципов связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства. Осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений. Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Программы общеобразовательных учреждений по литературе к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского ( М.: Просвещение). Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса. 9 класс – особая ступень в изучении литературы: подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя. Происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями: (« Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.); углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная, справочная литература. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры речи. Программа рассчитана на 102 часа. Цели обучения: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; - формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - приобщение учащихся к искусству слова через чтение и изучение художественных произведений, знакомство с историко – культурными фактами, необходимыми для понимания художественных произведений; - расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; - развитие эмоционального восприятия учащихся, потребности в чтении; - активизация художественно – эстетических потребностей учащихся, развитие их литературного вкуса; - подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; - совершенствование речи учащихся; - формирование грамотного, вдумчивого читателя. Задачи обучения: - прочитать и изучить художественные произведения, познакомиться с биографическими сведениями о мастерах слова; - научить грамотному анализу прочитанного художественного произведения; - развивать речь учащихся, учить строить развернутое аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе; -проводить аналогию с другими видами искусства, развивать ассоциативное восприятие учащихся; - подготовить школьников к восприятию линейного историко – культурного курса 10 – 11 классов. Межпредметные связи: Объектом изучения на уроках литературы являются произведения искусства слова. Это обусловливает изучение творчества писателей в тесной связи с музыкой, живописью, театром. Понимание проблематики произведения невозможно без понимания особенностей исторической эпохи, обусловивших появление того или иного произведения. Изучение литературы предполагает знание исторической обстановки, понимание закономерностей исторического процесса, отсюда возникает необходимость связи литературы и истории. Совершенствование речи учащихся достигается засчет словарной работы, написания различных видов творческих работ (сочинений, рецензий, очерков, стихотворений, рассказов), выполнение которых невозможно без знаний по русскому языку и словесности, без знания норм литературного языка, изучаемых на уроках стилистики. Работа над совершенствованием устных высказываний учащихся предполагает и владение специальными знаниями из курса риторики. Так межпредметные связи и обращение к другим видам искусства способствуют появлению общекультурных ассоциаций и аллюзий, помогают учащимся в восприятии, осмыслении, анализе, интерпретации и оценке прочитанного. Программой предусмотрено использование следующих педагогических технологий: технологии личностного ориентированного обучения, интерактивных технологий, групповых, проектных технологий, дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения. Целью использования этих технологий является развитие творческих способностей учащихся, формирование самостоятельности мышления, повышение интереса к предмету. Планируемые результаты обучения. В результате изучения курса литературы в 9 классе учащиеся должны знать: - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей 19 века; - историю создания произведений; - особенности литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по теории литературы (тематика, проблематика, художественная структура, система образов, особенности композиции, изобразительно - выразительные средства языка, художественная деталь); - соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; - связывать произведения литературы со временем написания и с современностью; - соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи, выделять черты литературных направлений при анализе произведений; - выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; - выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть, с соблюдением норм литературного произношения; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - составлять планы и тезисы статей на литературные темы; - писать сочинения на литературные темы. Содержание учебной программы. Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). Из древнерусской литературы. Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Из русской литературы 18 века. Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). Из русской литературы 19 века. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности литературного языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница дня и ночи, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор). «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов – персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров « Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор). Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Памятник». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии… Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая критика» - А.А. Григорьев; «почвенники» - Ф.М.Достоевский; философская критика начала 20 века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений (В.Г.Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско – композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество.(Обзор). «Мертвые души» – история создания Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый георй эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом – путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психология героя. (Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.) Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Из поэзии 19 века. Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете и других поэтах (по выбору ). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. Из русской литературы 20 века. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Из русской прозы 20 века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений 20 века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова – сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии 20 века. Общий обзор. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века. Штрихи к портретам. Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весне без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно – песенная основа произведений. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в лирике Есенина. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения . Новаторство Маяковског- поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где -то в поле, возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений) Песни и романсы на стихи поэтов 19 и 20 веков. А.С.Пушкин. «Певец», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой красавица при мне…», «Не ветер, вея с высоты…», «Зимняя дорога». М.Ю.Лермонтов. «Отчего», «Мне грустно…», «И скучно, и грустно…», «Выхожу один я на дорогу». В. Соллогуб «Серенада». Н.А.Некрасов «Тройка». Е.А.Баратынский «Разуверение». Ф.И.Тютчев «Я встретил Вас…», А.К.Толстой «Средь шумного бала…». А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу». А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». К.М.Симонов «Жди меня…». Н.Заболоцкий «Признание» и др.. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Из зарубежной литературы. Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально – философский характер поэмы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А.Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из 2 части трагедии – по выбору учителя). «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии. Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско – драматическая поэма. Календарное учебно - тематическое планирование.
|