Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 124.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.01.2014
Размер124.17 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа

по литературе для 8 класса

(70 часов)

 

  1. 1.   Пояснительная записка

 

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

 

1.1.Основные цели задачи преподавания литературы в школе

  • Ø
    воспитание духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Ø
    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Ø
    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • Ø овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы выявление в произведениях конкретно исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • Ø
    чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • Ø
    формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • Ø
    формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • Ø
    развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • Ø
    развитие навыком грамотного и свободного владения литературной речью.

 

1.3.Сведения о программе

Рабочая  программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. 

1.4.Обоснование выбора программы

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

1.6.Место и роль учебного курса

Цель изучения литературы в 8 классе – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

Современные дети, как правило, мало читают. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов небольших по объёму и фрагментов объёмных художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

ü составление планов;

ü краткие и подробные пересказы текста;

ü устные и письменные сочинения-характеристики героев;

ü анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

ü развитие художественной фантазии у детей;

ü прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

ü придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

 

1.7.Информация о количестве учебных часов

Программа по литературе для 8-го класса рассчитана на 70 часов,

 

1.8.Формы организации образовательного процесса:

дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, зачеты.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты,диктанты литературоведческих терминов, кроссворды по литературным произведениям.

 

1.9.Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение.

 

 1.10.Формирование ключевых компетенций обучающихся

Механизмы формирования ключевых компетенций: коммуникативные, информационные, организационные, трудовые.

 

1.11.Виды и формы контроля:

  • тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • зачётная система по некоторым темам курса;

  • классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

  • устное высказывание на заданную тему;

  • ответ на проблемный вопрос.

 

1.12.Планируемый уровень подготовки обучающихся:

 

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


- понятиями, связанными с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;

- понятиями, связанными со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средствами изображения героев – портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительными средствами языка, особенностями стихотворной речи;

- понятиями, характеризующими родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

-выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

- писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;

- писать сочинение на доступную литературную публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения героем и событиям;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Учебник-хрестоматия: в 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2012.

 

2. Содержание рабочей программы

по литературе в 8 классе

 

        Введение  Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

        Устное народное творчество. 

        Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

        Лирические песни как жанр народной поэзии.  Выражения в них «горя или радости сердца». Художественное своеобразие песен. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

        Собиратель песен как герой рассказа К.Г.Паустовского «Колотый сахар».

        Русская старина. 

        Житийный жанр в древнерусской литературе.

        «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

        «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.

        Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин».

        «Повесть о Петре и Февронии» - одно из произведений агиографического жанра..

        Литература XIX века.

        А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Пушкинский Пугачёв. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека.

        М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Особенности построения поэмы.

        Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

        И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».

        Л.Н.Толстой. «После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора об ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

        Литература конца  XIX -  начала XX века.

        В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

        И.А.Бунин. Россия в лирических произведениях писателя. «Сверчок» Трагедия и самоотверженность «Маленького человека» в рассказе. Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные».

        Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Её композиция, ритмика, интонационные особенности. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».

        Литература XXвека (14 ч.).

        Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.

        

        К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном творчестве.

        

        А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время.

        В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с 2чудинкой» (2чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

        Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

        Из зарубежной литературы.

        У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (избранные сцены).        Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.

        М. де Сервантес. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

        П. Мериме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы». «Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С.Пушкина «Конь».

        Художественная литература, её особенности и значение (обобщение изученного).

        Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь.

4.Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса по литературе

 

Учащиеся должны знать:

ü Тексты художественного произведения.

ü Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

ü Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

ü Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

ü Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

ü Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

ü Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

ü Различать эпические, лирические и драматические произведения.

ü Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

ü Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

ü  Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

ü Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

ü Давать анализ отдельного эпизода.

5.Учебное и учебно-методическое обеспечение:

 

 

  1. Основная литература

    1.Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразов. учреждений. Под ред. Г. И. Беленького в 3 частях М.: Мнемозина, 2012.


    Дополнительная литература

    1.Безносов, Э. Л. и др. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1998.

    2.Золотарева, И. В. Поурочные разработки по литературе 8 класс.- М.: «ВАКО», 2010.

    3.Попова, Е. Н. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.

    4. Сенина, Н. А. Литература. Подготовка к ЕГЭ – 2010. – Ростов н/Д: Легион, 2009

    1.           Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

       Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск