Скачать 124.17 Kb.
|
Рабочая программа по литературе для 8 класса (70 часов)
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. 1.1.Основные цели задачи преподавания литературы в школе
Эти цели обусловливают следующие задачи:
1.3.Сведения о программе Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. 1.4.Обоснование выбора программы Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. 1.6.Место и роль учебного курса Цель изучения литературы в 8 классе – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы. Современные дети, как правило, мало читают. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов небольших по объёму и фрагментов объёмных художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: ü составление планов; ü краткие и подробные пересказы текста; ü устные и письменные сочинения-характеристики героев; ü анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений; ü развитие художественной фантазии у детей; ü прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях; ü придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. 1.7.Информация о количестве учебных часов Программа по литературе для 8-го класса рассчитана на 70 часов, 1.8.Формы организации образовательного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, зачеты. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты,диктанты литературоведческих терминов, кроссворды по литературным произведениям. 1.9.Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение. 1.10.Формирование ключевых компетенций обучающихся Механизмы формирования ключевых компетенций: коммуникативные, информационные, организационные, трудовые. 1.11.Виды и формы контроля:
1.12.Планируемый уровень подготовки обучающихся: К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - понятиями, связанными с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе; - понятиями, связанными со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средствами изображения героев – портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительными средствами языка, особенностями стихотворной речи; - понятиями, характеризующими родо-жанровые особенности произведения. В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны: - объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев; - характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому; - определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров; -выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты; - давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании); - писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием; - писать сочинение на доступную литературную публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев; - писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения героем и событиям; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Учебник-хрестоматия: в 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2012. 2. Содержание рабочей программы по литературе в 8 классе Введение Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства. Устное народное творчество. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражения в них «горя или радости сердца». Художественное своеобразие песен. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Собиратель песен как герой рассказа К.Г.Паустовского «Колотый сахар». Русская старина. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин». «Повесть о Петре и Февронии» - одно из произведений агиографического жанра.. Литература XIX века. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Пушкинский Пугачёв. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека. М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Особенности построения поэмы. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино. И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы». Л.Н.Толстой. «После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора об ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. Литература конца XIX - начала XX века. В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. И.А.Бунин. Россия в лирических произведениях писателя. «Сверчок» Трагедия и самоотверженность «Маленького человека» в рассказе. Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные». Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Её композиция, ритмика, интонационные особенности. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии». Литература XXвека (14 ч.). Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений. К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном творчестве. А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время. В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с 2чудинкой» (2чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык. Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном». Из зарубежной литературы. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии. М. де Сервантес. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы. П. Мериме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы». «Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С.Пушкина «Конь». Художественная литература, её особенности и значение (обобщение изученного). Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь. 4.Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса по литературе Учащиеся должны знать: ü Тексты художественного произведения. ü Основные темы и особенности композиции изученных произведений. ü Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений. ü Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа. ü Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений. Учащиеся должны уметь: ü Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении. ü Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним. ü Различать эпические, лирические и драматические произведения. ü Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического). ü Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права. ü Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения. ü Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче. ü Давать анализ отдельного эпизода. 5.Учебное и учебно-методическое обеспечение:
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Примечание По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. |