муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бошняково
Углегорского муниципального района Сахалинской области
Рассмотрена
методическим советом
Протокол № 1от 27.08.2013г
|
| Утверждена
Приказом по школе
№ 198-А от28.08. 2013г
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «МУЗЫКА»
для 4 класса
Уровень: базовый
I ступень обучения: начального общего образования
Срок реализации: 2013 – 2014 учебный год
Составлена на основе примерной программы: Школа России. Концепция и программа для начальных классов. Музыка. – М.: Просвещение, 2008.
Авторы программы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Ф. И. О. учителя, составившего рабочую программу: М. А. Кошкарёва
с. Бошняково
2013
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка - стр. 3-6
Содержание учебного материала – стр. 7-9
Учебно-тематический план – стр. 10
Календарно-тематическое планирование - стр. 11-13
Перечень контрольных работ – стр. 14
Требования к уровню подготовки обучающихся – стр. 15
Критерии и нормы оценки знаний и умений достижений планируемых результатов – стр. 16-18
Учебно-методическое обеспечение – стр. 19-20
Приложение - стр. 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» (образовательная область «Искусство») адресована учащимся 4 класса МБОУ СОШ с.Бошняково и разработана на основе нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального образования,2004 года.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ 31067 от 19 декабря 2012 года.
- Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Музыка. Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – М.: Просвещение, 2008.
- Приказа МБОУ СОШ с. Бошняково от 28.03.2013г. № 74- А «Об утверждении списка учебников на 2013- 2014 учебный год»
- Учебного плана на 2013 – 2014 учебный год, утверждённого приказом МБОУ СОШ с. Бошняково №140-А от 20.05.2013г. «Об утверждении учебного плана на 2013 – 2014 учебный год» (Приложение 1).
- Приказа МБОУ СОШ с. Бошняково № 197-А от 27.08.2013 г. « Об утверждении расписания уроков на 2013-2014 учебный год».
-Положения о рабочей (учебной) программе (учебных курсов, объединений дополнительного образования) педагога муниципальной общеобразовательной школы с. Бошняково Углегорского муниципального района, утверждённого приказом МБОУ СОШ с. Бошняково №82- А от 01.04.2013г.
Рабочая программа по музыке для базового уровня обучения, имеет широкую культурологическую направленность. Приоритетным направлением, в данной программе, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление на основе восприятия музыки тезауруса - интационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Для реализации поставленных целей используется УМК «Школа России»:
1.Музыка для учащихся 4 класса начальной школы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.– М.: Просвещение, 2010, входящего в федеральный перечень и утвержденный приказом по школе.
2. Рабочая тетрадь по предмету «Музыка» для 4 класса/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010
Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырёхлетней начальной школы в системе непрерывного образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. В процессе музыкальных занятий совершенствуется восприятие детьми окружающей жизни и художественных образов с помощью не только музыки, но и других видов искусства, а также их память, внимание, воображение.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков (золотой фонд), сочинений композиторов.
Основными методологическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны. Постижение одного и того же музыкального подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, ответах на проблемные вопросы, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; небольших литературных сочинений о музыке…
Уроки музыки – это уроки искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественная идея. В программе раскрываются наиболее значимые для формирования личных качеств ребёнка темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др. запечатлённые в художественных образах.
Методы музыкального обучения: метод художественного, нравтвенно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интанационно-стилевого постижения музыки; метод концентричности организации музыкального материала; метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Отбор методов и средств обучения основывается педагогических технологиях:
- игровая технология;
- информационных технологий;
- здоровьесберегающей технологии.
Игровая технология имеет следующие преимущества:
- создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;
- осваиваются правила поведения и роли;
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:
- обучение — это общение ребенка с компьютером.
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка,
- диалоговый характер обучения.
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект - субъект, объект – субъект.
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Здоровьесберегающая технология имеет преимущества:
- в физическом плане – здоровье позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Организация учебного процесса: классно-урочная. Описание места учебного предмета в учебном плане
Образовательная часть учебного плана, утвержденного приказом МБОУ СОШ с. Бошняково №140-А от 20.05. 2013 года, определяет следующее количество часов по предмету «Музыка» в 4 классе: 1 час в неделю из Федерального компонента 34 часа в год
В рабочей программе на изучение предмета «Музыка» отводится:
– 34 часа в учебный год (1 час в неделю), что соответствует Примерной программе.
В том числе:
проведение контрольных работ (тестов) – 7 ч;
проведение практико-теоретических уроков – 27ч.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
4-й класс.
34 ч (1 час в неделю)
На раздел «Россия — Родина моя» отводится -5 часов
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано-с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
На раздел «День, полный событий» отводится – 4 часа
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
На раздел «О России петь — что стремиться в храм» отводится – 7 часов
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народная песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов.
На раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» отводится – 5 часов
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка.
На раздел «В музыкальном театре» отводится – 5 часов
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
На раздел «В концертном зале» отводится – 3 часа
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
На раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» отводится -5 часов
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С, Рахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж. Векерлена, и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет».
Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагменты 1-й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корсаков; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Наименование разделов, больших тем
| Всего
часов
| в том числе:
| практико-теоретические
| контрольные работы (тесты)
| 1
| Россия – Родина моя
| 5
| 4
| 1
| 2
| День, полный событий
| 4
| 3
| 1
| 3
| «О России петь – что стремиться в храм»
| 7
| 6
| 1
| 4
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
| 5
| 4
| 1
| 5
| В музыкальном театре
| 5
| 4
| 1
| 6
| В концертном зале
| 3
| 2
| 1
| 7
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
| 5
| 4
| 1
|
| Итого:
| 34 ч.
| 27
| 7
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| № урока
по
разделу
| Тема урока
| Кол-во
часов
по теме
| Дата
урока
| Корректировка
| Россия – Родина моя
| 5
|
|
| 1
| 1
| Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Песня о России. Ты река ли моя реченька. Россия.
| 1
| 03.09
|
| 2
| 2
| Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Рахманинов. Вокализ.
| 1
| 10.09
|
| 3
| 3
| Лирические и патриотические темы в русской классике.
Фрагменты русских народных песен разных жанров.
| 1
| 17.09
|
| 4
| 4
| Патриотическая тема в русской песне. Прокофьев. Из кантаты «Александр Невский»
| 1
| 24.09
|
| 5
| 5
| Патриотическая тема в русской классике. Прокофьев. Из кантаты «Александр Невский».
Контрольная работа №1 (тест) по теме «Россия- Родина моя»
| 1
| 01.10
|
| «День полный событий»
| 4
|
|
| 6
| 1
| «В краю великих вдохновений…»
| 1
| 08.10
|
| 7
| 2
| Один день с А. С. Пушкиным.
| 1
| 15.10
|
| 8
| 3
| Музыкально-поэтические образы.
| 1
| 22.10
|
| 9
| 4
| Контрольная работа №2 (тест) по теме «День полный событий». Приют, сияньем муз одетый
| 1
| 29.10
|
| «О России петь – что стремиться в храм»
| 7
|
|
| 10
| 1
| Святые земли Русской: князь Владимир, княгиня Ольга. Стихира. Величание.
| 1
| 12.11
|
| 11
| 2
| Святые земли Русской: Илья Муромец. Былина.
| 1
| 19.11
|
| 12
| 3
| Создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Гимн.
| 1
| 26.11
|
| 13
| 4
| Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, венчание.
| 1
| 03.12
|
| 14
| 5
| Музыка ярмарочных гуляний. Народные песни. Наигрыши. Обработка народной музыки.
| 1
| 10.12
|
| 15
| 6
| Музыкальные инструменты России. Оркестр русских музыкальных инструментов.
| 1
| 17.12
|
| 16
| 7
| Контрольная работа №3 (тест) по теме «О России петь – что стремиться в храм». От Рождества до Крещения
| 1
| 24.12
|
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
| 5
|
|
| 17
| 1
| Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.
| 1
| 14.01
|
| 18
| 2
| Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.
| 1
| 21.01
|
| 19
| 3
| Мифы, легенды и предания, сказки о музыке и музыкантах.
| 1
| 28.01
|
| 20
| 4
| Музыкальные инструменты России. Вариации в народной и композиторской музыке.
| 1
| 04.02
|
| 21
| 5
| Контрольная работа №4 (тест) по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Праздники русского народа: Троицын день. «Троица» А. Рублёва.
| 1
| 11.02
|
| В концертном зале
| 3
|
|
| 22
| 1
| Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.
| 1
| 18.02
|
| 23
| 2
| Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты.
| 1
| 25.02
|
| 24
| 3
| Контрольная работа №5 (тест) по теме «В концертном зале». Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
| 1
| 04.03
|
| В музыкальном театре
| 5
|
|
| 25
| 1
| Линии драматургического развития в опере.
М. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
| 1
| 11.03
|
| 26
| 2
| Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.
| 1
| 18.03
|
| 27
| 3
| Вариационность. Орнаментальная мелодия.
| 1
| 01.04
|
| 28
| 4
| Контрольная работа №6 (тест) по теме «В музыкальном театре». Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
| 1
| 08.04
|
| 29
| 5
| Жанры лёгкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
| 1
| 15.04
|
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
| 5
|
|
| 30
| 1
| Произведения композиторов – классиков и мастеров известных исполнителей.
| 1
| 22.04
|
| 31
| 2
| Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.
| 1
| 29.04
|
| 32
| 3
| Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.
| 1
| 06.05
|
| 33
| 4
| Музыкальные образы, их развитие в разных жанрах. Музыкальная живопись. Формы музыки.
| 1
| 13.05
|
| 34
| 5
| Контрольная работа №7 (тест) по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
| 1
| 20.05
|
| |