Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации12.01.2014
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5
Программа дисциплины

«История русской литературы ХХ века»

для студентов заочного отделения

(внебюджетной формы обучения)


  1. Цель освоения дисциплины


Цель дисциплины - сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС направления):

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области филологического образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация процесса обучения и воспитания в сфере филологического образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

- популяризация научных знаний в широких слоях общества.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (ПД) учебного плана.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов: «Литературоведение», «Устное народное творчество», а также циклов дисциплин по истории русской литературы и истории зарубежной литературы.

Освоение дисциплины необходимо при изучении следующих курсов: «Методика обучения и воспитания», «Теория литературы», «История русской литературной критики».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: этапы историко-литературного процесса; творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике; содержание и художественные особенности произведений.

Уметь: анализировать эпические, лирические, драматические произведения; характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; пользоваться научной и справочной литературой.

Владеть навыками: литературоведческого анализа художественных текстов; самостоятельного исследования литературного произведения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

- владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6);

- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-9);

- владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-10).
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов: из них на курс первой половины русской литературы ХХ века – 108 часов, на курс второй половины ХХ века – 180 часов (в т.ч. 36 часов на экзамен).

Дисциплина изучается в 5 и 6 семестрах. Зачёт сдаётся в 6 семестре, экзамен – в 7.
4.1 Структура дисциплины




Раздел

дисциплины (изучаемые темы)

Виды и формы учебной работы

Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций

Лекции (ч.)

ПЗ

(ч.)

ЛЗ

(ч.)

СР

(ч.)

Русская литература ХХ века (1917-1945)



Новая литературная эпоха: литература и революции

2







4

Сделать конспект статьи А. Блока «Интеллигенция и революция»,

зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Особенности литературы 1920-х годов

2










зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Особенности литературы 1930-х годов

2










зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Поэма «Двенадцать» А.Блока. Проблема творческого метода




2







зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Герой и эстетический идеал в любовной лирике В. Маяковского




2







Зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Национальный характер поэзии С.Есенина




2







Зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Литература периода Великой Отечественной войны




2




25

Подготовить электронную презентацию по теме «Литературные портреты периода Великой Отечественной войны».

Зачёт,

ск-6, ск-9, ск-10



Драматическая сказка Е.Шварца «Дракон»: интеллектуальный конфликт и проблема народа




2







Зачёт

к-6, ск-9, ск-10



Литература Русского зарубежья










18

Подготовить реферат по теме «Литература Русского зарубежья» (на примере творчества одного автора)

Зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Творчество Е.Замятина: опыт художественного синтеза










8

Составить конспект статей Е. Замятина «О синтетизме», «О сегодняшнем и современном», «Цель», «О литературе, революции и энтропии», «Новая русская проза»

Зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Проза М.Булгакова: открытость реалистической системы










25

Подготовить электронную презентацию по теме «Художественный метод М. Булгакова»

Зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Поэзия О.Мандельштама










12

Анализ стихотворения О. Мандельштама «Ленинград»

Зачёт

ск-6, ск-9, ск-10



Итого за первое полугодие

6

10




92




Русская литература ХХ века (1946-2000)



Общая характеристика литературного процесса второй половины ХХ века

4










Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Философский роман Л.Леонова «Русский лес»

2










Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». Проза и поэзия в романе




2







Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Деревенская проза










36

Подготовить реферат по теме ««Поэтика деревенской прозы» (на примере творчества одного автора)

Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Образ народа в повести В.Белова «Привычное дело»




2







Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Общая характеристика литературы эпохи «оттепели»










36

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет»

Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Конфликт и система характеров в «Утиной охоте» А.Вампилова




2







Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Поэзия гротеска в новеллистике Ф.Искандера «Пиры Валтасара»




2







Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Традиции серебряного века в поэзии 1970-80-х гг.










20

Составить конспект по теме «Традиции серебряного века в поэзии 1970-80-х гг.» Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Философские категории поэзии И.Бродского




2







Экзамен

ск-6, ск-9, ск-10



Подготовка к экзамену










36







Итого за второе полугодие

6

10




128







ВСЕГО

12

20




220





4.2 Содержание разделов дисциплины
Содержание лекционных занятий

по русской литературе ХХ века (1917-1945)
Тема 1. Новая литературная эпоха: литература и революция.

Проблема периодизации русской литературы ХХ века в литературоведческой науке. Особенности развития литературного процесса первой половины ХХ века. Формирование и развитие трех самостоятельных ветвей (советская, зарубежная и андеграунд) русской литературы как воплощение разных сторон русской культуры и русского национального характера. Отражение Октябрьской революции и Гражданской войны в литературе. Публицистика М. Горького, В.Г. Короленко, И.А. Бунина как свидетельство переломной эпохи. Полемика М. Горького с В.И. Лениным в «Несвоевременных мыслях». Горьковское понимание культуры; сложность отношения к русскому народу, к крестьянству. Письма В.Г. Короленко к А.В. Луначарскому как свидетельство революционных событий. Восприятие Октябрьской революции разными литературными силами (сопоставление статьи А. Блока «Интеллигенция и революция» и дневника И.А. Бунина «Окаянные дни»).
Тема 2. Особенности литературы 1920-х годов.

Романтические тенденции в литературе 1920-х гг. Романтический обобщенный образ народа и революции в героических повестях А.Г. Малышкина («Падение Даира») и Вс. Иванова («Партизанские повести»). Героико-трагические повести Б. Лавренева («Ветер», «Сорок первый»). «Конармия» И. Бабеля. Революция и народная стихия. Народный вожак и революционный идеал. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. «Поэма в прозе» как романтический жанр 1920-х гг. Обновление и обогащение романтической традиции в творчестве А. Грина. Конфликт между социальными и общечеловеческими ценностями и разные пути его разрешения. Романтизм в революционной поэзии начала века. Идеология пролетарского коллектива. Утопия «нового мира» и «восставшей Вселенной». Судьба реалистической традиции в прозе 1920-х годов: творческая продуктивность принципов классического реализма. Особенность развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг. Роман «Голый год» Б. Пильняка – первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение традиционной романной целостности, основанной на логике взаимоотношений. Персонажей; прием «смешанных планов». Стиль. Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы. Романы Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток» и А. Фадеева «Разгром». Проблема «стихии» и «разума» и ее решение в духе коммунистической партийности. Реалистическая основа повествования. «Донские рассказы» М.А. Шолохова и их место в литературном процессе. Сатирические романы и повести. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). «Грустная сатира» М. Зощенко. Философская фантастика М. Булгакова. Сарказм А. Платонова «Город Градов».
Тема 3. Особенности литературы 1930-х годов.

Особенности литературного процесса 1930-х гг. пафос революционного преобразования действительности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Первый съезд писателей (его положительное и отрицательное значение для развития русской литературы). «Производственный роман» («Время, вперед!» В. Катаева, «Цемент» и «Энергия» Ф. Гладкова, «День первый» И. Эренбурга и др.) как важнейший жанр литературы соцреализма. «Соть» Л. Леонова и «Люди из захолустья» А.Г. Малышкина как высшее достижение жанра и преодоление канонов. Деградация «производственной прозы» как жанрового образования к концу 1930-х гг. «Роман воспитания». Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского и А. Макаренко. Философская проза 1930-х гг. философия человека и природы в прозе М.М. Пришвина («Жень-шень»). Концепция мира и человека в прозе А. Платонова. Философские романы Л. Леонова («Вор», «Дорога» на океан»). Концепция человека и истории в романах советских писателей. Изображение выдающихся революционеров и народных движений прошлого («Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова). Поэтический авангард в поэзии первой половины 1930-х гг. (Д.Хармс, А.Введенский, Н.Олейников, Н.Заболоцкий) и его драматическая судьба. Вхождение в советскую литературу нового поколения поэтов (М.Исаковский, П.Васильев, Б.Корнилов, Я.Смеляков, А.Твардовский и др.). Развитие традиций крестьянской культуры в поэзии А.Твардовского, М.Исаковского, П.Васильева. Романтико-утопические тенденции общественного сознания в массовой поэзии. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.
Содержание лекционных занятий

по русской литературе ХХ века (1946-2000)
Тема 4. Общая характеристика литературного процесса второй половины ХХ века. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Нормативность в эстетике 1940-50-х гг. Теория бесконфликтности. Второй съезд Союза писателей СССР. Активизация общественной и литературной жизни в стране в 1950-е гг. в связи со смертью И.В.Сталина и решениями ХХ съезда коммунистической партии. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом реализме, идеальном герое, проблеме «самовыражения» и «тихой» лирике, искренности в литературе. Особенности литературного процесса 1970-80-х гг.: сосуществование различных литературных систем. Эволюция философско-психологической и социально-психологической направленности реализма. Возвращение к постреализму (соотношение частной человеческой судьбы с экзистенциальным масштабом Вечности). Критика соцреалистических догм, отторжение художественного украшательства, возрождение реалистических традиций в наиболее «жизнеподобных» формах («деревенская проза», Ю.Трифонов), первые попытки восстановления модернистской тенденции («гротескный реализм» А.Синявского и Ю.Даниэля, постмодернистские романы Вен.Ерофеева, А.Битова) в литературе 1970-80-х гг. Демократизация литературного процесса в середине 1980-90-х гг. Отмена цензуры. Возвращение в литературный процесс произведений писателей русского зарубежья и андеграунда. Мировоззренческая и эстетическая переориентация в литературе 1990-х гг. Реализм, неомодернизм и постмодернизм в современном литературном процессе. Дискуссия о кризисном состоянии современной литературы. Отрицательные явления в современном литературном процессе: коммерциализация искусства, сокращение тиражей книг и периодических изданий, усиление негативных проявлений «массовой культуры» и др.
Тема 5. Философский роман Л. Леонова «Русский лес». Философский характер таланта Леонова. Чередование социальных и философских путей постижения жизни в романистике писателя 1920-30-х гг. Социальное и философское содержание романа «Барсуки». Философский смысл романа «Вор» (первая редакция 1927 года): назначение человека в мире и пути реализации личностной сущности. Архитектоника произведения. Образ Митьки Векшина и его спутников-двойников. Использование традиций Достоевского в романе. Жанр философского романа в советской литературе. Тема исторических судеб русского народа, решение проблемы русского национального характера, возвращение к теме человека и природы в романе «Русский лес». Оценки романа «Русский лес» в литературоведении. Философские идеи, символы, образы. Конфликт романа (спор Грацианского и Вихрова). Архитектоника произведения. Значение главы-лекции.
Темы практических занятий по русской литературе ХХ века (1917-1945)
Тема 1. «Двенадцать» А. Блока. Проблема творческого метода (практическое занятие).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск