Скачать 0.61 Mb.
|
Программа дисциплины «История русской литературы ХХ века» для студентов заочного отделения (внебюджетной формы обучения)
Цель дисциплины - сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте. Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС направления): – в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области филологического образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – организация процесса обучения и воспитания в сфере филологического образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области; – организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; – в области культурно-просветительской деятельности: - изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; - разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; - популяризация научных знаний в широких слоях общества. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (ПД) учебного плана. Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов: «Литературоведение», «Устное народное творчество», а также циклов дисциплин по истории русской литературы и истории зарубежной литературы. Освоение дисциплины необходимо при изучении следующих курсов: «Методика обучения и воспитания», «Теория литературы», «История русской литературной критики». 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: этапы историко-литературного процесса; творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике; содержание и художественные особенности произведений. Уметь: анализировать эпические, лирические, драматические произведения; характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; пользоваться научной и справочной литературой. Владеть навыками: литературоведческого анализа художественных текстов; самостоятельного исследования литературного произведения. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции: - владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6); - готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-9); - владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-10). 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов: из них на курс первой половины русской литературы ХХ века – 108 часов, на курс второй половины ХХ века – 180 часов (в т.ч. 36 часов на экзамен). Дисциплина изучается в 5 и 6 семестрах. Зачёт сдаётся в 6 семестре, экзамен – в 7. 4.1 Структура дисциплины
4.2 Содержание разделов дисциплины Содержание лекционных занятий по русской литературе ХХ века (1917-1945) Тема 1. Новая литературная эпоха: литература и революция. Проблема периодизации русской литературы ХХ века в литературоведческой науке. Особенности развития литературного процесса первой половины ХХ века. Формирование и развитие трех самостоятельных ветвей (советская, зарубежная и андеграунд) русской литературы как воплощение разных сторон русской культуры и русского национального характера. Отражение Октябрьской революции и Гражданской войны в литературе. Публицистика М. Горького, В.Г. Короленко, И.А. Бунина как свидетельство переломной эпохи. Полемика М. Горького с В.И. Лениным в «Несвоевременных мыслях». Горьковское понимание культуры; сложность отношения к русскому народу, к крестьянству. Письма В.Г. Короленко к А.В. Луначарскому как свидетельство революционных событий. Восприятие Октябрьской революции разными литературными силами (сопоставление статьи А. Блока «Интеллигенция и революция» и дневника И.А. Бунина «Окаянные дни»). Тема 2. Особенности литературы 1920-х годов. Романтические тенденции в литературе 1920-х гг. Романтический обобщенный образ народа и революции в героических повестях А.Г. Малышкина («Падение Даира») и Вс. Иванова («Партизанские повести»). Героико-трагические повести Б. Лавренева («Ветер», «Сорок первый»). «Конармия» И. Бабеля. Революция и народная стихия. Народный вожак и революционный идеал. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. «Поэма в прозе» как романтический жанр 1920-х гг. Обновление и обогащение романтической традиции в творчестве А. Грина. Конфликт между социальными и общечеловеческими ценностями и разные пути его разрешения. Романтизм в революционной поэзии начала века. Идеология пролетарского коллектива. Утопия «нового мира» и «восставшей Вселенной». Судьба реалистической традиции в прозе 1920-х годов: творческая продуктивность принципов классического реализма. Особенность развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг. Роман «Голый год» Б. Пильняка – первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение традиционной романной целостности, основанной на логике взаимоотношений. Персонажей; прием «смешанных планов». Стиль. Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы. Романы Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток» и А. Фадеева «Разгром». Проблема «стихии» и «разума» и ее решение в духе коммунистической партийности. Реалистическая основа повествования. «Донские рассказы» М.А. Шолохова и их место в литературном процессе. Сатирические романы и повести. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). «Грустная сатира» М. Зощенко. Философская фантастика М. Булгакова. Сарказм А. Платонова «Город Градов». Тема 3. Особенности литературы 1930-х годов. Особенности литературного процесса 1930-х гг. пафос революционного преобразования действительности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Первый съезд писателей (его положительное и отрицательное значение для развития русской литературы). «Производственный роман» («Время, вперед!» В. Катаева, «Цемент» и «Энергия» Ф. Гладкова, «День первый» И. Эренбурга и др.) как важнейший жанр литературы соцреализма. «Соть» Л. Леонова и «Люди из захолустья» А.Г. Малышкина как высшее достижение жанра и преодоление канонов. Деградация «производственной прозы» как жанрового образования к концу 1930-х гг. «Роман воспитания». Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского и А. Макаренко. Философская проза 1930-х гг. философия человека и природы в прозе М.М. Пришвина («Жень-шень»). Концепция мира и человека в прозе А. Платонова. Философские романы Л. Леонова («Вор», «Дорога» на океан»). Концепция человека и истории в романах советских писателей. Изображение выдающихся революционеров и народных движений прошлого («Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова). Поэтический авангард в поэзии первой половины 1930-х гг. (Д.Хармс, А.Введенский, Н.Олейников, Н.Заболоцкий) и его драматическая судьба. Вхождение в советскую литературу нового поколения поэтов (М.Исаковский, П.Васильев, Б.Корнилов, Я.Смеляков, А.Твардовский и др.). Развитие традиций крестьянской культуры в поэзии А.Твардовского, М.Исаковского, П.Васильева. Романтико-утопические тенденции общественного сознания в массовой поэзии. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Содержание лекционных занятий по русской литературе ХХ века (1946-2000) Тема 4. Общая характеристика литературного процесса второй половины ХХ века. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Нормативность в эстетике 1940-50-х гг. Теория бесконфликтности. Второй съезд Союза писателей СССР. Активизация общественной и литературной жизни в стране в 1950-е гг. в связи со смертью И.В.Сталина и решениями ХХ съезда коммунистической партии. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом реализме, идеальном герое, проблеме «самовыражения» и «тихой» лирике, искренности в литературе. Особенности литературного процесса 1970-80-х гг.: сосуществование различных литературных систем. Эволюция философско-психологической и социально-психологической направленности реализма. Возвращение к постреализму (соотношение частной человеческой судьбы с экзистенциальным масштабом Вечности). Критика соцреалистических догм, отторжение художественного украшательства, возрождение реалистических традиций в наиболее «жизнеподобных» формах («деревенская проза», Ю.Трифонов), первые попытки восстановления модернистской тенденции («гротескный реализм» А.Синявского и Ю.Даниэля, постмодернистские романы Вен.Ерофеева, А.Битова) в литературе 1970-80-х гг. Демократизация литературного процесса в середине 1980-90-х гг. Отмена цензуры. Возвращение в литературный процесс произведений писателей русского зарубежья и андеграунда. Мировоззренческая и эстетическая переориентация в литературе 1990-х гг. Реализм, неомодернизм и постмодернизм в современном литературном процессе. Дискуссия о кризисном состоянии современной литературы. Отрицательные явления в современном литературном процессе: коммерциализация искусства, сокращение тиражей книг и периодических изданий, усиление негативных проявлений «массовой культуры» и др. Тема 5. Философский роман Л. Леонова «Русский лес». Философский характер таланта Леонова. Чередование социальных и философских путей постижения жизни в романистике писателя 1920-30-х гг. Социальное и философское содержание романа «Барсуки». Философский смысл романа «Вор» (первая редакция 1927 года): назначение человека в мире и пути реализации личностной сущности. Архитектоника произведения. Образ Митьки Векшина и его спутников-двойников. Использование традиций Достоевского в романе. Жанр философского романа в советской литературе. Тема исторических судеб русского народа, решение проблемы русского национального характера, возвращение к теме человека и природы в романе «Русский лес». Оценки романа «Русский лес» в литературоведении. Философские идеи, символы, образы. Конфликт романа (спор Грацианского и Вихрова). Архитектоника произведения. Значение главы-лекции. Темы практических занятий по русской литературе ХХ века (1917-1945) Тема 1. «Двенадцать» А. Блока. Проблема творческого метода (практическое занятие). |