Скачать 43.4 Kb.
|
Номинация «Методические материалы к уроку, исследовательские работы» План – конспект урока литературы в 11-м классе по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару» Тема урока: «Бесконечная мелодия жизни» Алкал страстно, чтоб на этом месте искрился афоризм собственного измышления. Ничего не измыслил. Ладно... Всё равно дочь уверяет: "Эпиграфы не читает никто" Александр Костюнин Цель урока: Тип урока: урок-эссе Задачи: - развитие навыков анализа эпического произведения - развитие умения находить литературные параллели - работа над понятиями системы образов и композиции произведения - отработка навыков лингвистического анализа текста Предварительное задание: работа с терминами (музыка, метафора, эпитет); прочтение сказки А. Костюнина «Математическое ожидание». Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока (с использованием фотоматериалов и слайдов презентации из ресурса http://kostjunin.ru/about.html) 1. Слово о писателе. Александр Иванович Костюнин родился 25 августа 1964 года в Карелии. Является автором двух книг: «В купели белой ночи» и «Ковчег души»" 2. Слово учителя: окружающий нас мир наполнен движением. Движение – это таяние снега, потоки машин, шорох листьев, люди… Движение – это жизнь. Но в потоке каждодневной суеты мы часто не замечаем Живых людей. Разных. Именно таких людей увидел Родион Раскольников в минуты наивысшего душевного напряжения, именно на них предлагал обратить внимание в своих рассказах А. П. Чехов. Движение может прерваться. Е. Замятин предупреждал об опасности исчезновения Индивидуального (пусть и не яркого) в человеке. В сказке А. В. Костюнина «Математическое ожидание» герои вырезаны из «толстого ворсистого картона» (картонные упаковки для высокотехнологичного продукта), уничтожающего человеческое, и имеют «строгие порядковые номера». 3. Случайная встреча на остановке – завязка действия рассказа. Давайте определим, из чего состоит предметный мир начала рассказа (работа с текстом): - «холодный свет уличного фонаря», «редкие апрельские сумерки», «серая дымка», свободные места в автобусе. Согласитесь, мир «не заполнен» ни предметами, ни светом. О таком мире писал А. Блок в 1906 г. В статье "Безвременье»: "серая паучиха скуки», которая затягивает липкой паутиной все дома, поедает людей, даже не замечающих этого. Случайный разговор создаёт ситуацию «рассказа в рассказе» (и даже не одного), наполняет красками, движением и звуками сероватый мир. И мир от этого становится разнообразнее, но не ярче. 4. Работа с текстом рассказа Давайте найдём слова, создающие «настроение» диалога двух героев: - «неприбранные вихры», «он погиб», «гриф, разделённый полосками», «запотевшее окно», «чёрные полосы», «всё было неважно», «опять на меня наорут все» - надрывность, неприкаянность вполне соответствует начальным строкам произведения. Стремление «излить душу» и «мотив путешествия» нередко встречаются в русской литературе. Герои перемещаются от одного состояния к другому. Вопрос классу: назовите границы «перемещения» героев в художественном пространстве рассказа? (от «открытой автобусной остановки» до «ледяной обочины») «Открытое» для общения пространство начала рассказа внезапно обрывается холодом «края пути». Или нет? Дискуссия по вопросу и предварительному выводу. Вопросы для обсуждения: - почему автор использовал метафору «музыкальное орудие» и эпитет «затихшее»? («Орудие» впоследствии зазвучит при исполнении вальса «На сопках Маньчжурии» (в контексте отец – лейтенант – генерал – живой), «затихшее» - ожидающее своего часа, отчаявшееся) - в чём проявляется «одинаковость» жизни мальчика? («как свободный будто бы», но только во сне; одиночество будней) - как произошло рождение личности? (читаем текст со слов «Я вырвал чистый листочек…») Что изменилось после этого решения? (мир стал оживать (берёзы, тополя); движения пальце при игре – в гармонии с природой (бег муравья); понимание, что «музыка везде») 4. Музыка – это гармония. Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Нередко в произведениях музыка играет важную роль (учащимся предлагается привести примеры): - «Обломов» И. Гончарова. «Саундтрек» к проснувшимся чувствам Обломова - «Мы» Е. Замятина. «Обесчеловечивание» посредством Музыкального Завода - «Математическое ожидание» А. Костюнина. «Великая песнь любви» - свежесть ожившего мира. В рассказе мир героя – мальчика «в мешковатом пуховике на вырост» - похож на меха баяна: то раздвигается, захватывая «сольфеджио», «берёзы», «клуб», стол, набитый «чем-то гремучим», то сжимается до точки (сцена концерта). И именно в этой сконцентрированной реальности вдруг появляется образ отца. И именно здесь пространство взрывается, превращаясь в «облачное свечение» несостоявшейся жизни мамы и папы. Такую «точку», только «пульсирующую, сияющую», уносящуюся ввысь по «чёрному» небосклону, мы видим в сказке «Математическое ожидание». Справка: вальс «На сопках Маньчжурии» посвящён погибшим в русско-японской войне воинам 214-го резервного Мокшанского пехотного полка. Автор - военный капельмейстер полка Илья Алексеевич Шатров 5. Музыкальное время в рассказе. Три временных пласта: путь в автобусе; пьеса, сжатая из полугода в две минуты; рассказ – исповедь мальчика. Каждый из этих периодов «звучит» по - своему. Звучание прерывается «захлопнувшейся» дверью автобуса и словами в адрес гитары: «Чудес не бывает». Согласитесь, похоже на финальный аккорд музыкального произведения? 6. Ошибка «мастеров» В творчестве Александра Викторовича Костюнина очень явным является внимательное отношение к разнообразию нашего мира. В рассказе «Воздушный змей» герой восхищён «троллейбусами – рогачами», в рассказе «Колежма» «дрова «заплели». В трубе довольно загудело». По сути дела, сработало «Математическое ожидание случайной Величины» и Мечта о Музыке воплотилась в жизнь. Согласитесь, ребята, ради этого стоит жить! Список литературы: 1. Роман Е.Замятина «Мы» 2. Сборник произведений А.В.Костюнина 3. Аудиозапись (в презентации) «Мужской хор Данилова монастыря. Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» 4. Материалы сайта http://kostjunin.ru/about.html |