Скачать 42.28 Kb.
|
Деятельностный подход в формировании функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы. Салахова Евгения Ренатовна учитель русского языка и литературы сш №22, г. Костанай, специалист высшего уровня квалификации без категории Современная экономическая обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определенные требования к будущему работнику, а пока школьнику. Выпускник школы, который будет трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами, в частности:
Именно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письмен-. ной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения. Это обусловлено ориентацией современной методики на практическое овладение русским языком , предусматривающее переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного речевого общения дома, в школе, с одноклассниками и учителями, в магазине, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми людьми и т.д. Под практическим владением языком понимается владение учащимися всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом - в наиболее важных сферах общения. Другими словами, коммуникативная методика характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Такое определение цели обучения подчеркивает, что учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок и т.д., т.е. овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его. Так на уроке-диспуте учащимся была предложена следующая ситуация. Молодой человек и девушка стоят в сквере возле скамейки и едят пирожки, придерживая их кусочком бумаги. Окончив есть, они бросают бумагу на землю, хотя урна в пяти шагах от них. Сидящий на скамейке старичок встает и говорит: «Простите, не откажите в любезности сказать – эта бумага вам больше не нужна?» - «Нет, не нужна»,- отвечают в недоумении. «Тогда позвольте мне отнести ее в урну». Нет, не смутились молодые люди, не бросились опередить старого человека. Просто пожали плечами, дескать, какой чудак! Повернулись и зашагали прочь. Вначале мы рассматриваем данную ситуацию. Учащиеся выражают свое мнение, оценивают поступки. Потом обращаем внимание на речь пожилого человека, поведение, обращение к молодым людям – все говорит о его интеллигентности, образованности, воспитанности. Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Действительно, речь – своего рода зеркало человека. Мы хотим, чтобы речь наших детей была богатой, образной , выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи. Но в учебном процессе они занимают лишь незначительную часть, поэтому на каждом уроке развитию речи учащихся следует уделять особое внимание. С этой целью в ход урока следует включать специальные упражнения и задания. Например, в 5 классе во время изучения пословиц и поговорок, можно предложить ученикам выполнить следующие задания:
Такую же работу можно выполнить при изучении фразеологизмов. Изучая «Мифы и легенды Древней Греции», ученики также встречаются с устойчивыми выражениями, вроде «Танталовы муки», «Сизифов труд». «Авгиевы конюшни», «Ахиллесова пята» и др. Чтобы ученикам был понятен их смысл, на уроке проводится словарная работа, где дети не только знакомятся с данными выражениями , но учатся употреблять их в своей речи. Регулярное выполнение подобных упражнений, несомненно, принесет свои плоды. Вот некоторые нестандартные темы уроков русского языка: В мастерской Н и НН. История жизни фразеологии. Законы государства сложных слов. Биография слова. О чем поведала запятая. Заседание знаков препинания. И ни в коем случае нельзя забывать о комплексном анализе текста, что дает возможность решать не только задачи развивающего и воспитательного характера, но и возможность углубить знания по всем разделам русского языка. Особое внимание следует уделять на уроке таким способам деятельности, как сравнение, сопоставление, нахождение частного, в общем, так как тесты строятся именно на такой основе. Научить школьников применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя-словесника. Список использованной литературы: 1. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.- Петербургской школы)//Педагогика. - 1999. - №2. - С.26-29. 2. Нарикбаева Л.М., Калиева С.И. Подготовка будущего учителя к работе с одаренными детьми: Методическое пособие. – Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 2001. – 45 с. 3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: [Учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов]. - М.: Просвещение, 1987. - 157 с. 4. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятель¬- ности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968.-288 с. 5. Батурина Г.И., У.Байер. Цели и критерии эффективности обучения (к постановке проблемы)//Советская педагогика.- 1975. - №4. – С.41-49. 6. Ожегов СИ. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/Под ред.чл.-корр. СССР Н.Ю.Шведовой. - М.: Русс.яз., 1986.- 797 с. |