Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 42.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.01.2014
Размер42.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Деятельностный подход в формировании функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Салахова Евгения Ренатовна

учитель русского языка и литературы сш №22, г. Костанай,

специалист высшего уровня квалификации

без категории

Современная экономическая обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определенные требования к будущему работнику, а пока школьнику. Выпускник школы, который будет трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами, в частности:

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

  • владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

  • быть коммуникабельным.

Именно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письмен-. ной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Это обусловлено ориентацией современной методики на практическое овладение русским языком , предусматривающее переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного речевого общения дома, в школе, с одноклассниками и учителями, в магазине, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми людьми и т.д.

Под практическим владением языком понимается владение учащимися всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом - в наиболее важных сферах общения. Другими словами, коммуникативная методика характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

Такое определение цели обучения подчеркивает, что учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок и т.д., т.е. овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его.

Так на уроке-диспуте учащимся была предложена следующая ситуация. Молодой человек и девушка стоят в сквере возле скамейки и едят пирожки, придерживая их кусочком бумаги. Окончив есть, они бросают бумагу на землю, хотя урна в пяти шагах от них. Сидящий на скамейке старичок встает и говорит: «Простите, не откажите в любезности сказать – эта бумага вам больше не нужна?» - «Нет, не нужна»,- отвечают в недоумении. «Тогда позвольте мне отнести ее в урну». Нет, не смутились молодые люди, не бросились опередить старого человека. Просто пожали плечами, дескать, какой чудак! Повернулись и зашагали прочь.

Вначале мы рассматриваем данную ситуацию. Учащиеся выражают свое мнение, оценивают поступки. Потом обращаем внимание на речь пожилого человека, поведение, обращение к молодым людям – все говорит о его интеллигентности, образованности, воспитанности. Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Действительно, речь – своего рода зеркало человека.

Мы хотим, чтобы речь наших детей была богатой, образной , выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи. Но в учебном процессе они занимают лишь незначительную часть, поэтому на каждом уроке развитию речи учащихся следует уделять особое внимание. С этой целью в ход урока следует включать специальные упражнения и задания. Например, в 5 классе во время изучения пословиц и поговорок, можно предложить ученикам выполнить следующие задания:

  • - выучить наизусть несколько пословиц и поговорок на определенную тему;

  • - объяснить их смысл;

  • - придумать ситуации, где можно было бы их применить;

  • - написать сочинение, употребляя в нем пословицы и поговорки.

Такую же работу можно выполнить при изучении фразеологизмов.

Изучая «Мифы и легенды Древней Греции», ученики также встречаются с устойчивыми выражениями, вроде «Танталовы муки», «Сизифов труд». «Авгиевы конюшни», «Ахиллесова пята» и др. Чтобы ученикам был понятен их смысл, на уроке проводится словарная работа, где дети не только знакомятся с данными выражениями , но учатся употреблять их в своей речи.

Регулярное выполнение подобных упражнений, несомненно, принесет свои плоды.

Вот некоторые нестандартные темы уроков русского языка:

В мастерской Н и НН.

История жизни фразеологии.

Законы государства сложных слов.

Биография слова.

О чем поведала запятая.

Заседание знаков препинания.

И ни в коем случае нельзя забывать о комплексном анализе текста, что дает возможность решать не только задачи развивающего и воспитательного характера, но и возможность углубить знания по всем разделам русского языка.

Особое внимание следует уделять на уроке таким способам деятельности, как сравнение, сопоставление, нахождение частного, в общем, так как тесты строятся именно на такой основе.

Научить школьников применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя-словесника.
Список использованной литературы:

1. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.- Петербургской школы)//Педагогика. - 1999. - №2. - С.26-29. 
2. Нарикбаева Л.М., Калиева С.И. Подготовка будущего учителя к работе с одаренными детьми: Методическое пособие. – Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 2001. – 45 с. 
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном 
процессе современной школы: [Учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов]. - 
М.: Просвещение, 1987. - 157 с. 
4. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятель¬- 
ности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968.-288 с. 
5. Батурина Г.И., У.Байер. Цели и критерии эффективности обучения (к постановке проблемы)//Советская педагогика.- 1975. - №4. – С.41-49. 
6. Ожегов СИ. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/Под ред.чл.-корр. СССР Н.Ю.Шведовой. - М.: Русс.яз., 1986.- 797 с. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск