Скачать 0.51 Mb.
|
УРОК № 1+ 2/09 – 13г. тЕМА: ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧь Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести. Цель: Познакомить с учебником и изучаемыми разделами, сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения, прививать любовь к родному русскому языку, развивать речь, мышление, умение чисто, грамотно вести тетрадь. Ход урока.
– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».
-Что нового вы узнали о значении языка? - Как вы считаете, в каких словах данного упражнения заключается основная мысль текста? ( последний абзац). V. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем. · Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке. НА ДОСКЕ. 1. Без языка и колокол нем. 2. Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4. В чужой беседе всяк ума купит. 5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. М. В. Ломоносов Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. А. П. Сумароков Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса. Н. М. Карамзин … Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем. А. И. Герцен Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В. Г. Белинский Перед вами громада – русский язык. Н. В. Гоголь Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен… А. И. Куприн VII. Сообщение учителя. язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.
5 кл. Урок № 2.+ 4/IX-13 г. Тема: « Общение устное и письменное». Цель: познакомить учащихся с понятием речь, показать значение речи устной и письменной как средства общения, развивать монологическую речь, пополнять словарный запас. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания В о п р о с ы: – Для чего мы должны знать язык и умело им владеть? – Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.) - А какой должна быть наша речь? ( культурной, понятной, эмоциональной и т.д.) Прочитать стихотворение Е.Тарховской «Где овечка без хвоста?» из методички стр. 13. - Почему животные не смогли помочь Ване? ( они не знают человеческий язык) - Так что такое ЯЗЫК? ( Это средство человеческого общения) III. Сообщение темы и цели урока. IV.Работа по теме урока.
Стр.4- работа с контурными картинками Коллективное выполнение упр. 4. Рассматривание и объяснение алгоритма из упр.5 стр.5
- Одну из понравившихся пословиц записать в тетрадь. Почему? VI. Повторение ранее пройденного материала. -Назовите буквы и звуки в словах РЕЧЬ И ЯЗЫК. VII. Итог урока. Домашнее задание. Упр. 7. Дополнительное задание. Диктант с заданием. Пусть живет Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина. Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет. · Задание. 1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста. 2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях? Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему? Урок №3. Тема: Читаем учебник. Слушаем на уроке. Урок № 4. + Тема: р/Р СТИЛИ РЕЧИ Цель: формировать умение различать стили речи. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа. Грамота – grammata – ‘чтение и письмо’ (греч.) – В каком значении употреблено слово грамота? Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин). После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов). Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов). III. Сообщение учителя. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество. СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный. IV. Наблюдение (с. 9 учебника). – О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному? Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 12, 13). V. Сообщение учителя. – В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего. VI. Распознавание стилей речи. Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль. Работа может быть проведена с использованием карточек. 1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.) 2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.) 3. Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого- то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить? (Художественный.) И. Токмакова «Ива» Домашнее задание: упражнение 14. 5 кл. Урок № 5 + Тема: Звуки и буквы. Произношение и написание. Цели: освежить знания учащихся о звуках и буквах; вспомнить, что такое « транскрипция; тренировать в фонетическом разборе, учить правильно произносить слова, развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Повторить о стилях речи. III. Сообщение темы и целей урока. IV. Работа по теме урока.
- Сколько букв в русском языке? А звуков? - Сколько гласных букв? (10) А звуков?(6) - Всегда ли совпадает произношение и написание? Сделайте вывод: чтобы правильно, грамотно писать, нужно знать …( правила или орфограммы). - Вы из начальной школы уже знаете много орфограмм, т.е. правил правописания. Орфограммы мы с вами начнём повторять на следующем уроке. - Но слова нужно не только грамотно писать, но и правильно произносить. Этому нас учит ОРФОЭПИЯ. На доске. Звонит, скучный, чтобы, конечно, договор, свитер, торты, свёкла, положить, с высокого синего неба. -Правильно произнесите слова. ( думаю, что не у всех детей получится). 2. Работа с учебником. Упр. 17, теоретические сведения на стр. 11 и 12. V. Повторение и закрепление знаний о звуках и буквах. 1. Устная работа. Упр. 18, 21. 2. Составить слова из букв слова ТРАНСКРИПЦИЯ ( скрип, наст, рак, писк, пират, акция, спица, кран, цинк, танк, три, кипа, пика и т.д.) 3. Транскрипция и фонетический разбор слов. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. - Сколько слов в предложении? - Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? ( краю, ежа). - Почему? - Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? (боролись). - Почему? - Назовите слова, в которых произношение и написание не совпадают? ( [ Пал,ана, барол,ис,, агромным, баровиком]). - Что мы должны знать, чтобы правильно писать слова? ( правила, т.е орфограммы). А теперь транскрипция слов. Ежа [ i,жа], поляны [пал,аны] (дать устно характеристику звуков в этих словах и назвать правильно буквы).
(В учебнике есть репродукция картины А.А. Пластова «Летом»).
5 кл. Урок № 6. + Тема: Орфограмма. Цели: вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу. Ход урока.
В о п р о с ы: – Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой слова? – Что значит «однокоренные слова»? – Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры. Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый. Работу можно провести устно или письменно.
Побег, придорожный, камыш, речка.
а). Устная работа. Упр. 23 стр.13. б). Самостоятельная работа. Упр. 24 стр.13. в) Работа с опознавательными признаками орфограмм. Упр.25
Дополнительный материал.
В о п р о с. К какой из заданных схем невозможно подобрать слово? Почему? Задание 2. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы-орфограммы. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под темными елками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху – коричневого. Загляденье! Под светлыми осинами отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапочки. Тоже красота! 5 кл. Урок № 7. + 10.09. Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Цели: повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; продолжить работу по развитию умений выделять корень и определять ударения; сосредоточить внимание учащихся на правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова, развивать орфографическую зоркость. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Упр. 26, теорию §7. II. Словарно-орфографическая работа Гладиолус, аромат, парад, солдат, гигант, громадный, оранжевый, директор, кабинет, здесь, здание, вестибюль, облако, яблоко. д –Пара паро – готовлю (лат.). т –Солда льдосо – монета (итал.) – ‘жалованье’. гнт –ига гас –ги гигант (греч.). гдный –рома ндгра – очень большой (франц.). С понравившимися словами составить два – три предложения, записать, выделить грамматическую основу предложения. III. Работа по теме урока. Разбор и выполнение упражнения 28. В о п р о с ы: – Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне? – Приведите примеры. – Сравните свои наблюдения с теоретическими сведениями на с. 15 учебника. Чтение теории и заучивание правил №1 и №2 (обратить внимание на 2 способа проверки безударной гласной в корне слова), IV. Закрепление умений. проводится на материале упражнений 29, 30, 31 (29, 30 с записью в тетрадях и на доске), особое внимание следует обратить на графическое выделение орфограммы и комментирование. V. Выборочный диктант. Задание. Запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Зима, страна, вода, земля, жалеть, деревья, деревня, жалить, пастух, прелесть, кормить, ценить, писать, ощипать, удивление, корзина, тарелка, молоко. VI. Проверьте безударные гласные разными способами. На доске. 1. Осень позолотила леса и поля. 2. Пожелтели деревья в лесу. 3. Дети шли по лесной тропинке. 4. Потянул легкий ветерок. 5. Настали холодные дни. VII. Комментированное письмо. Быстро зашагать, далекие края, подарить цветы, присоединиться к группе, поглядеть вверх, разломать забор, показать картину. VIII. Разбор слов по составу. Перелетные, веселые, ранний, разъезд, зимушка, морозец. – В каких словах встретилась безударная гласная в корне, проверяемая ударением? IX.Объяснительный диктант. Осень на реке Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но утром на ней был ледок. С каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались еще только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и уже больше не таял.
5 кл. Урок № 8. + 11.09. |