Скачать 161.56 Kb.
|
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования по литературе. Главной целью основного общего образования является развитие школьника как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; - овладение способами устного пересказа, свободного владения монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений; - научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; - научиться отзыву о самостоятельно прочитанном произведении; - освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход к составлению программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота, развитие духовно-нравственного мира ребёнка, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Место предмета в учебном плане 10 класса: федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе 102 часа, из расчёта 3-х учебных часов в неделю. Также в изучении предмета «Литература» выделяется 0,5 часа на «Литературу родного края». Используемый учебник – Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.В. Лебедева – М.: Просвещение, 2009. – входит в федеральный перечень учебников по литературе, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. Использование материалов журнала «Литература в школе». Приложение к газете «Первое сентября» (Литература) Интернет-ресурсы: Отечественная и зарубежная литература Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1 september.ru Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала http:// litera.edu.ru Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru Требования к уровню подготовки учащихся 10-х классов В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать \ понимать
уметь
Литература 10 класс. Базовый уровень.
|