ПЛАНЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ГАК ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Общая логика проектирования ответа:
Проект строится на основании историко-литературного материала, содержащегося в одном из вопросов билета.
В проект включаются модели уроков, которые оснащаются литературным материалом.
Основания успешности уроков обозначаются в соответствии с моделями и критериями эффективности их использования.
МЕТОДИКА И ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА УРОКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вовлеченность учащихся и педагога в учебную деятельность на уроке (активное - неактивное участие в различных этапах урока; отсутствие – наличие интереса; эмоциональная, познавательная включенность).
Форма соорганизации участников учебной деятельности: урок - задание, урок – проблематизация, урок – диалог. Характерные типологические признаки и особенности ее проявленности в конкретных классе, группе на разных этапах урока.
Модель педагогической деятельности, которую реализует учитель на уроке: авторитарная, лидерская, партнерская. Характерные типологические признаки в учебной деятельности, по которым выявляется наличие этой модели.
Индивидуальные особенности проектирования содержания и форм учебной деятельности на уроке. Особенности проектной, исследовательской деятельности педагога.
Успешность деятельности педагога и учащихся на уроке:
достижение значимых результатов;
сохранение и развитие интереса и мотивации в процессе урока;
движение смыслов детей и учителя на уроке (явленность смыслов, оформление, проблематизация и т.д.)
модель урока-заданиЯ
1. Формулирование цели (ей), задач урока.
2. Изложение материала (нового, обобщение пройденного). Предъявление образов логичности, последовательности в его осмыслении.
3. Разъяснение алгоритмов исполнения заданий. Обозначение критериев успешности деятельности обучаемых.
4. Контроль правильности и точности исполнения учащимися заданий.
5. Оценивание педагогом правильности, точности исполнения заданий по обозначенным критериям.
Основания анализа успешности учебно-воспитательной деятельности на уроке - задании
Деятельность учителя
| Основание
| Деятельность учащихся
| 1. Предъявление требований – заданий.
Приемы: четкое, понятийное формулирование темы, обозначение учебных целей и задач, определение хода, последовательности работы
| Предъявленность, обозначенность темы урока, стратегии и тактики работы с его содержанием
| Знакомство с характером деятельности, ориентация на выполнение предъявленных требований
| 2. Предъявление образцов в понимании учебного материала темы, логичность в изложении (схемы, алгоритмы, планы, комментарии, ЛОС). Отбор материала для осмысления: составление тезисов, конспектов
| Соблюдение нормативов работы с учебной информацией
| Работа согласно требованиям, включение в логику деятельности педагога, ее осмысление
| 3. Организация деятельности по исполнению заданий – требований, отработка необходимых навыков – умений.
Приемы: действия по образцу, перенесенные в новую ситуацию
| Культура, грамотность в исполнении заданных упражнений
| Работа, показывающая усвоение учащимися учебного материала
| 4. Организация оценивания содержания и результатов учебной деятельности.
Приемы: обозначение четких критериев, соотнесение с ними учебной деятельности. Выставление оценок
| Профессиональная компетентность в соблюдении этапов контроля
| Участие в оценивании согласно предложенным педагогом критериям.
|
модель урока -_ проблематизации
1. Актуализация педагогам проблемной ситуации: знакомство с фактом, явлением, выявлением противоречий между разными позициями, точками зрения.
2. Поиск и проявление учащимся различного понимания предъявленного материала. Помощь в формулировании проблемы.
3. Обсуждение с детьми способов решения проблемы, основание общей задачи по решению проблемы, выбор способов решения проблемы.
4. Рассмотрение различных способов рассмотрения проблемы (версии учащихся, педагога).
5. Анализ подходов к рассмотрению проблемы, выявления эффективности участия каждой в совместной деятельности.
Основания анализа успешности учебно-воспитательной деятельности на уроке- проблематизации
Деятельность учителя
| Основание
| Деятельность учащихся
| 1. Погружение в проблемную ситуацию, актуализация ее содержания.
Приемы: эмоциональное воздействие, нестандартный выбор материала для работы, предъявление различных точек зрения
| Погруженность в проблемную ситуацию
| Погружение в проблемную ситуацию (внимательное слушание, появление реплик, понимание, уточнение характера, содержания работы)
| 2. Помощь ученикам в оформлении своего отношения. Версии проблемы.
Приемы: консультирующий, информирующий, редактирующий, помогающий педагог
| Проявленность различного понимания проблемной ситуации. Обозначение проблемы
| Участие в обсуждении материала: появление суждений, версий
| 3. Организация детей на поиск различных путей рассмотрения проблемы. Помощь в формировании текстов.
Приемы: комплектование групп, работа с содержанием их деятельности («консультант», «информатор», «помощник»). Предъявление своей версии, позиции
| Включенность в работу с выделенной проблемой.
| Участие в одной (различных) версий понимания проблемы
| 4. Организация обсуждения способов решения проблемы.
Приемы: определение оснований, помощь в выборе их аргументированности
| Включенность в обсуждение хода, результатов деятельности
| Участие в рефлексии хода и результатов работы. Составление рефлексивных оценочных текстов по обозначенным основаниям, критериям.
|
МОДЕЛЬ УРОКА-ДИАЛОГА
1. Актуализация личного опыта, порождение личных смыслов участников совместной деятельности; переживание событий, фактов, явлений совместной деятельности.
2. Оформление и представление каждым участником в деятельности своего смысла, определение поля личных смыслов участников совместной деятельности.
3. Обращенность к различным, другим смыслам, сосуществующим в культуре, опредметизация их в совместной деятельности, расширение, углубление смыслового пространства деятельности.
4. Оформление индивидуальных, личностных смыслов в пространстве совместной деятельности, создание и осознание каждой своей «формы культурного поведения» (Л.С.Выготский) в совместной деятельности Основания успешности учебной деятельности в диалоге, их проявленность в работе учителя и ученика
Деятельность учителя | Основание
| Деятельность ученика
| Опредмечивание материала (проявление своего авторского вхождения в его содержание). Приемы: называние, описание зон инициативы, «нецелевое» формулирование содержания работы, предоставление выбора различных форм проявления смыслов учащихся.
| Инициативная вовлеченность участников учебной деятельности в реконструкцию личного опыта.
| Погружение в ситуацию. Участие в замысле урока: появление реплик на понимание, предложение форм, способов работы.
| Актуализация смыслов учащихся. Приемы: составление карты первичных смыслов, проявление культурологических версий понимания ситуации, феномена.
| Создание различных полей инициатив, смыслов участников учебной деятельности.
| Проявление первичных смыслов: создание различного вида текстов. Участие в ситуации в виде реплик, вопросов.
| Проявление дальнейших перспектив учебной деятельности. Приемы: выявление общих, полярных смыслов, тем, версий; учитель- «консультант», «информатор», «партнер».
| Соорганизация смыслов учебной деятельности.
| Работа с обнаружившимися смыслами. Проектирование новых версий, создание новых текстов.
| Оформление индивидуальных, смысловых сюжетов в СД создание и осознание каждым своей формы культурного поведения в СД (рефлексия).
| Соорганизация и рефлексия форм культурного поведения и СД на уроке
| Оформление итоговых версий-смыслов, отнесение к ним, участие в различных фидах рефлексии.
|
Вариант методического проектирования совместной деятельности (на материале изучения поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»). 5 часов.
Урок-задание «Мертвые души» Н.В. Гоголя как лиро-эпическая поэма». Содержание понятия. Способы его художественного проявления в тексте. Тема России как определяющая в произведении. Содержание и направленность лирических отступлений (о Руси-тройке, о назначении художника, об идеалах юности). Формы работы: лекция, с элементами эвристической беседы, художественного чтения, сотавление экспертных текстов.
Уроки-проблематизации. «Социальное и общечеловеческое в поэме Гоголя». Анализ глав произведения, посвященных Манилову, Коробочке, Плюшкину, Собакевичу. Формы работы: формирование проблемных ситуаций, версий, обобщение, аналитический комментарий учителя.
Урок-диалог. «Прочитано произведение…». «Мертвые души» в культурологическом контексте. Современные интерпретации поэмы. Формы работы: составление карты первичных смыслов, выявление тем, проблем в произведениях, предлагающих интерпретацию поэмы Н.В. Гоголя.
Система уроков по изучению драмы А.Н. Островского «Гроза».
Урок-диалог – «Прочитана пьеса». Анализ восприятия и понимания учащимися драмы А.Н. Островского. Формы работы: составление карты первичных смыслов, выявление тем, проблем, образов, формирующих замысел проекта.
Уроки-проблематизации. Психологическое пространство драмы. Катерина в системе других персонажей. Духовное одиночество, противоречивость характера героини. Катерина – Борис, Катерина - Тихон. Формы работы: формирование проблемных ситуаций, версий, обобщение, аналитический комментарий учителя.
Урок-задание. «Гроза» как трагедия. Признаки жанра в произведении: гибель «идеального» в «реальном», неразрешимость внутренних психологических противоречий в душе героини. Формы работы: лекция, с элементами эвристической беседы, художественного чтения, сотавление экспертных текстов.
Урок-культурологический диалог. «Гроза» в оценке критиков. Н.А. Добролюбов («Луч света в темном царстве»), Д.И. Писарев («Мотивы русской драмы»). Формы работы: аналитический комментарий, составление тезисного конспекта.
Формы и приемы организации совместной деятельности (на материале изучения творчества В. Маяковского). 3 часа.
Урок-диалог: «Встреча с Маяковским…». Чтение стихов из дореволюционной лирики поэта, круг которых заранее определяется учителем: «Послушайте!», «А вы могли бы…», «Эй!», «Адище города», «Скрипка и немного нервно», «Дешевая распродажа», «От усталости», «Нате», «Вам». Актуализация и анализ первичного восприятия и понимания лирики поэта. Формы работы: художественное чтение, составление карты первичных смыслов, проекты изучения темы.
Урок-проблематизация. Мотивы ранней лирики Маяковского: разочарование, одиночество, богоборческие мотивы. Формы работы: анализ стихов с обобщающим, аналитическим комментарием учителя.
Урока-задание. Маяковский-футурист, элементы футуристической эстетики и поэтики в раннем творчестве художника (на материале лирики и поэмы «Облако в штанах»). Формы работы: эвристическая беседа, составление экспертных текстов.
Приемы организации урока-задания в совместной деятельности (на материале изучения темы «Классицизм» в 9 классе). 3 часа.
Урок-задание. Лекция учителя с применением наглядности (мультимедийная лекция). Классицизм как эстетический феномен. Европейский классицизм: исторические корни, эстетика, жанровая система. Особенности русского классицизма. Формы работы: эвристическая беседа, составление экспертных текстов.
Урок-проблематизация. Классицистическая эстетика и поэтика в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Психологические однозначные образы, говорящие фамилии (Простакова, Скотини, Правдин, Стародум). Конфликт должного и сущного (дворян-просветителей и дворян-крепостников). Правило трех единств: места, времени, действия. Формы работы: анализ эпизодов комедии с обобщающим, аналитическим комментарием учителя, составлении экспертных текстов.
Урок-задание (экспертиза). Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» как произведение классицизма. Формы работы: эвристическая беседа, составление экспертных текстов.
Педагогические возможности использования приема комментированного чтения (на материале изучения «Слово о полку Игореве» в 9 классе).
Педагогическая обусловленность использования приемов: затрудненность текста для восприятия и понимание в лексическом, стилистическом и эстетическом планах.
Виды комментариев к тексту:
- географический (пояснение отдельных слов «Путивль», «Каяла», «Переяславль», «Тмуторокань» ит.д.);
- бытовой: «шелом», «стремена», «балон», «смага», «бунчук», «оксамид»;
- исторический: Буй Тур Всеволод, Святослав, Боян, Кончак;
- эстетический комментарий: к выражениям «Испить шеломом воды из дома», «Вступить в стремя», «Переднюю славу похитим, а заднюю славу добудем».
Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе). 5 часов.
Урок-диалог: «Прочитана комедия…». Актуализация и анализ первичного восприятия и понимания комедии. Формы работы: сочинение по впечатлениям, составление карты первичных смыслов. Итог – выделение эпизодов, тем, проблем для анализа.
Уроки-проблематизации. «Горе уму». Психологическое пространство комедии. Чацкий и другие: психологическая, интеллектуальная, нравственная изолированность героя. Формы работы: использование психологических методик (Э.Берн, К. Леонгард); создание проблемных ситуаций (по выбору).
Урок-задание: Чацкий как тип интеллигента-просветителя. Историческая основа конфликта героя с окружающим миром. Формы работы: лекции учителя с элементами лабораторной работы.
Урок-культурологический диалог. Комедия в контексте культуры. Работы со статьями И.А. Гончарова «Мильон терзаний Чацкого», Н.А. Бердяева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. Формы работы: Формы работы: анализ фрагментов статей с обобщающим, аналитическим комментарием учителя, составление конспектов.
Изучение понятия «драма» в общеобразовательной школе.
1. Существующие пути изучения литературоведческого понятия в школе:
- индуктивный (накопление и выявление признаков понятия, введение понятия, обогащение понятия);
- дедуктивный (введение понятия, его конкретизация и обогащение).
2. Индуктивный путь. Наблюдение над признаками, представляющими драму как эстетический феномен: «конфликт», «развитие действия», «ремарка», «композиция драмы» (на материале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). 7 класс, программа Н.Ф. Курдюмовой.
3. Введение понятия. («Драма – литературный род, в основе которого лежит художественно освоенное действие»). Наблюдение над признаками драмы на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Разновидности драмы: комедия, трагедия, драма. «Горе от ума» как драматургическое произведение: соединение элементов классицизма и реализма в тексте.
4. Обогащение понятия. «Гроза» А.Н. Островского как социально-психологическая драма, комедия А.П. Чехова «Вишневый сад», эпическая драма А.М. Горького «На дне».
Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». 3 часа.
Урок-диалог «Прочитана повесть». Актуализация и анализ первичного восприятия и понимания повести. Формы работы: сочинение по впечатлениям, составление карты первичных смыслов. Итог – выделение эпизодов, тем, проблем для обсуждения.
Урок-задание с элементами проблематизации. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма: особенности героя, конфликта; роль пейзажа в произведении. Формы работы: лекция учителя о сентиментализме, проявление признаков эстетического направления в тексте, лабораторная работа.
Урок-диалог. Общечеловеческие ценности в повести Н.М. Карамзина. Современное прочтение повести.
Методический проект организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения лирики С. Есенина).
Педагогические возможности использования урока-диалога: проявление смыслов, знаниевого и ценностного ресурсов в рамках темы.
Модель урока-диалога.
Урок-Диалог «Мой Есенини». Актуализация и анализ первичного восприятия и понимания лирики С.А. Есенина. Формы работы: чтение стихов, их фрагментов из произведений, заранее предложенных учителем, составление карты первичных смыслов, выделение тем и проблем для обсуждения: «О красном вечере задумалась дорога…», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», «В хате», «Корова», «»Лисица», «Песнь о собаке», «Я последний поэт деревни», «Сорокоуст», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Письмо женщине», «Неуютная жидкая лунность», «До свидания, мой друг, до свидания».
Использование различных методических форм организации совместной деятельности (на материале монографического изучения лирики М.Ю. Лермонтова). 3 часа.
Урок-диалог «Встреча с Лермонтовым». Актуализация и анализ первичного восприятия и понимания лирики. Формы работы: чтение стихов, их фрагментов из произведений, заранее предложенных учителем.
Уроки-проблематизации с элементами задания. Художественный мир лирики М.Ю. Лермонтова: нравственно-этический идеал лирического героя, максимализм как его доминирующая характеристика («Небо и звезды», «Желание» («Отворите мне темницу…»), «Парус»). Мотивы одиночества и разочарования в лирике поэта («Жалобы турка», «На Севере диком», «Утес», «Тучки», «Дума», «Как часто пеструю толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно…». Формы работы: чтение стихов, аналитические комментарии, целостный анализ стихов, составление обобщающих планов.
Методические формы организации совместной деятельности: урок-проблематизация (на материале изучения темы «Особенности русского романтизма» в 9 классе).
Модель урока-проблематизации.
Педагогические возможности ее использования: создание ситуации погружения на материале романтического произведения (поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - 7 класс); формирование проблемных ситуаций (на материале отдельных эпизодов, особенностей характера главного героя).
Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе). 7 часов.
Урок-задание: «История создания романа А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» - как энциклопедия русской жизни. Формы работы: лекция, с элементами эвристической беседы, художественного чтения.
Уроки-проблематизации:
- «Он сердцем милый был невежда…». Судьба Ленского в романе.
- «Онегин добрый мой приятель…». Судьба Онегина в романе.
- «Татьяны милый идеал». Судьба Татьяны в романе.
Формы работы: проблемные ситуации, формирование версий, комментарий и обобщение учителя.
Урок-диалог: «…даль свободного романа…». Автор в произведении. Формы работы: формирование версий, выявление проблем, обобщение учителя.
Урок-задание: художетсвенные особенности романа «Евгений Онегин». Метод, жанр, композиция, онегинская строфа. Формы работы: эвристическая беседа, лабораторная работа.
Урок-задание: «Евгений Онегин» в оценке В.Г. Белинского. Формы работы: беседы, составление тезисного конспекта.
Организация урока-диалога в процессе изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Модель урока-диалога.
Организация диалога на материале (по выбору):
- первый сон Раскольникова;
- встреча Раскольникова и Мармеладова;
- убийство старухи-процентщицы;
- свидание Раскольникова и Сони (чтение Библии, сцена воскресения Лазаря). Формы работы: погружение в ситуацию (чтение, художественный пересказ материала), построение версий, комментарии учителя, помещение эпизода, версий в общий диалогический контекст произведения.
Изучение драмы М. Горького «На дне» в школе. 3 часа.
Урок-диалог: «Прочитана пьеса…». Актуализация первичного восприятия и понимания содержания драмы. Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, формирование проекта изучения пьесы.
Урок - проблемная ситуация: «На дне» как эпическая драма. Формы работы: проблемная ситуация (сравнение пьесы с классической драмой А.Грибоедова «Горе от ума» - выявление особенностей конфликта, композиции, помещенности героев в пространстве действия), комментарий учителя, выявление жанровых особенностей драмы М. Горького.
Урок-диалог: «Спор о…». Актуализация и проявление философского содержания пьесы. Формы работы: формирование смысловых позиций учащихся, выявление философских проблем и смыслов, обозначение их общечеловеческого и культурного контекста (комментарий учителя, сообщения учащихся).
Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения поэмы А. Блока «Двенадцать»). 2 часа.
Урок-диалог с элементами задания: «Музыка революции». Актуализация первичного восприятия и понимания содержания поэмы. Формы работы: художественное чтение, проявление смыслов, версий, комментарий, обобщение учителя.
Урок-задание: «Художественные особенности поэмы «Двенадцать». Метод, жанр, стиль, композиция поэмы, лексика, ритмика. Формы работы: эвристическая беседа, лабораторная работа («Лексика и ритмика поэмы»).
Организация урока-задания в совместной деятельности (на материале изучения понятия «роман»).
1. Существующие пути изучения литературоведческого понятия в школе:
- индуктивный (накопление и выявление признаков понятия, введение понятия, обогащение понятия);
- дедуктивный (введение понятия, его конкретизация и обогащение).
2. Выбирается индуктивный путь в формировании понятия «роман», то есть:
- на первом этапе происходит наблюдение над признаками понятия (панорамное изображение действительности, многосюжетность, развитие личности в произведении). На материале романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Формы работы: создание проблемных ситуаций, комментарий и обобщение учителя, оформление экспертных текстов.
- на втором этапе – введение понятия. «Роман» - крупное эпическое произведение, панорамно изображающее действительность, многосюжетное по построению, представляющее человека в процессе личностного развития. Понятие вводится после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Формы работы: эвристическая беседа (анализ эпизодов и сюжетных линий), создание проблемных ситуаций, комментарий и обобщение учителя, оформление экспертных текстов.
- на третьем этапе происходит обогащение понятия: формируются представление о разновидностях романа в русской литературе (идеологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»). Формы работы: эвристическая беседа (анализ эпизодов и сюжетных линий), создание проблемных ситуаций, комментарий и обобщение учителя, оформление экспертных текстов.
Методическая организация урока-задания в совместной деятельности (на материале изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Модель урока-задания.
«Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея: исторические события в произведении; народ – главный герой поэмы. Формы работы: эвристическая беседа (анализ эпизодов и сюжетных линий), создание проблемных ситуаций, комментарий и обобщение учителя, оформление экспертных текстов.
Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения одного из произведений М. Булгакова – по выбору студента). 4 часа.
Урок-диалог. Актуализация первичного восприятия и понимания содержания повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, формирование проекта изучения произведения.
Урок-проблемная ситуация: «Социальный эксперимент в повести М.А. Булгакова. Образы Шарикова, профессора Преображенского, позиция автора в произведении. Формы работы: формирование проблемных ситуаций, версий, обобщение, аналитический комментарий учителя.
Урок-задание: «Художественное своеобразие повести М.А. Булгакова». Формы работы: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, составление экспертных текстов.
Урок-культурологический диалог: «Современное прочтение повести М.А. Булгакова. Фильм В. Бортко «Собачье сердце». Формы работы: формирование ситуации погружения в киноматериал, оценочных и аналитических версий, составление текстов кинорецензии.
Приемы организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Модель урока-диалога, педагогические возможности ее использования.
Дилог-погружение на материале эпизодов (Шенграбинское, Аустерлицкое, Бородинское сражения; две встречи с дубом, первый бал Наташи Ростовой, эпизод охоты, ночь пере гибелью Пети Ростова и т.д. – по выбору). Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, помещение смысловых проекций в концептуальное содержание романа-эпопеи, в общий проект изучения художественного произведения.
Методика организации совместной деятельности в процессе изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» (формы совместной деятельности, приемы их организации). 5 часов.
Урок-диалог. Актуализация первичного восприятия и понимания содержания романа И.А. Гончарова «Обломов». Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, формирование проекта изучения произведения.
Уроки-проблематизации: «И. Обломов и А. Штольц в романе: история жизни, смысл духовной биографии героев». Формы работы: формирование проблемных ситуаций, версий, обобщение, аналитический комментарий учителя.
Урок-задание: «Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова «Обломов». Формы работы: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, составление экспертных текстов.
Урок-культурологический диалог: «Современное прочтение романа И.А. Гончарова «Обломов». Фильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». Формы работы: формирование ситуации погружения в киноматериал, оценочных и аналитических версий, составление текстов кинорецензии.
Работа с теоретико-литературным понятием на уроке литературы (на материале изучения понятия «символизм» в 11 классе).
1. Существующие пути изучения литературоведческого понятия в школе:
- индуктивный (накопление и выявление признаков понятия, введение понятия, обогащение понятия);
- дедуктивный (введение понятия, его конкретизация и обогащение).
2. Выбирается индуктивный путь в формировании понятия «символизм», то есть:
- на первом этапе изучения символизма учащиеся знакомятся с признаками явления: философскими основами символизма, этическими и эстетическими принципами (на материале творчества К. Бальмонта, З. Гиппиус, Ф. Сологуба). Формы работы: лекция учителя с элементами художественного чтения, аналитического комментария;
- на втором этапе водится понятие «символизм» (на материале лирики А. Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»). Формы работы: эвристическая беседа, формирование проблемных ситуаций, составление экспертных текстов;
- на третьем этапе происходит обогащение понятия (особенности образов-символов поэме А. Блока «Двенадцать»).Формы работы: урок-задание с элементами диалога.
Педагогические возможности использования различных форм совместной деятельности в процессе изучения рассказов А.П. Чехова в 10 классе. 3 часа.
Урок-задание с элементами проблематизации: «Мир рассказов А.П. Чехова 80-х гг. Темы, проблемы, жанровое своеобразие» (рассказы «Дочь Альбиона», «Смерть чиновника», «Маска», «Ряженые», «Хамелеон», «На гвозде», «Хирургия», «Злоумышленники» и др.). Формы работы: эвристическая беседа, формирование проблемных ситуаций, аналитический комментарий, составление экспертных текстов.
Урок-проблематизация: «Проблема личности в рассказах А.П. Чехова 90-х гг.» (Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»); «Дама с собачкой», «Скучная история», «Дуэль»). Формы работы: эвристическая беседа, формирование проблемных ситуаций, составление аналитических текстов.
Урок-диалог: «История одной жизни» (рассказ «Ионыч»). Актуализация первичного восприятия и понимания содержания рассказа. Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, формирование проекта изучения произведения.
Методический проект организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения одной из басен И.А. Крылова)
Модель урока-диалога.
Урок-диалог с элементами задания: «Встреча с басней…». Актуализация первичного восприятия и понимания содержания басен. И.А. Крылова («Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Лиса и виноград», «Волк на псарне» и др. (по выбору учащихся). Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, формирование основы для введения понятия басни.
Введение понятия «басни», выделение характерных признаков (небольшое стихотворное эпическое произведение, присутствие морали, аллегория, эзопов язык). Формы работы: составление экспертных текстов на материале басен.
Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Урок-диалог: «Прочитан роман». Актуализация первичного восприятия и понимания содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Формы работы: составление версий, карты первичных смыслов, формирование проекта изучения произведения.
Уроки-проблематизации: «История одной судьбы. Личность главного героя в произведении». Формы работы: эвристическая беседа, формирование проблемных ситуаций, составление аналитических текстов.
Урок-задание: «Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Героя нашего времени»: метод, жанр, композиция». Формы работы: эвристическая беседа, формирование проблемных ситуаций, аналитический комментарий, составление экспертных текстов.
Урок-задание: «Роман М.Ю. . Лермонтова «Героя нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Формы работы – беседы, составление тезисного конспекта.
Использование личностно-ориентированных технологий на уроках литературы как педагогическая проблема.
|