Скачать 230.46 Kb.
|
В Оргкомитет Международного конкурса «Школа высоких достижений» Сагимбаева Мунира Сабитовна Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50 г. Тюмени учитель начальных классов моб. 8-906-826-15-37 E-mail: MSS0906@mail.ru Заявление Прошу допустить меня к участию в конкурсе «Школа высоких достижении в номинации «Инновации педагогов в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста» С Положением о конкурсе и правилами его проведения ознакомлена. Дата заполнения 10.03.2011 Подпись заявителя _____________________ М.С. Сагимбаева (ФИО расшифровать) Анкета участника Международного конкурса «Школа высоких достижений» Номинация «Инновации педагогов в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста»
тел. (3452)523671
15. Другая информация, о которой хотел бы сообщить конкурсант Хотелось бы, чтобы присланные мною конкурсные материалы, нашли публичное признание в развитии образования, повышении имиджа, профессионального статуса среди коллег в школе и повлияли каким-то образом для получения ветерана педагогического труда. Заранее благодарю организаторов конкурса, председательствующего экспертной комиссией. Дата заполнения 10.03.2011 Подпись Сагимбаева Мунира Сабитовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Тюмени 625003, г. Тюмень ул. Краснодонская, 61 Я хочу поделиться опытом работы по развитию творческих способностей учащихся начальной школы и представить на Ваш суд программу, рассчитанную на один выпуск, т.е. с первого по четвёртый класс. ПРОГРАММА развития творческих способностей учащихся 1. Обоснование необходимости создания программы. Одним из направлений работы начальной школы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению, является создание условий для оптимального развития их способностей. Со стороны родителей присутствовал социальный заказ на то, чтобы образование, которое получат дети в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения ряда предметов, для развития дивергентного мышления, ориентированного на создание нового образовательного продукта. Таким образом, возникла необходимость в разработке и апробации программы, направленной на интеллектуальное развитие ребенка. Спецификой работы в данном направлении является то, что в последние годы в общеобразовательную школу №50 в основном поступают дети с нарушениями речи, низкой мотивацией к учебной деятельности и из неблагополучных семей, которые с трудом осваивают программу начальной школы. Благополучные семьи отдают своих детей в гимназии, лицеи, где обучаются по развивающим образовательным программам «Школа 2100», «Система Эльконина-Давыдова», «Система Занкова», «21 век» и другие. Мы работаем по программе «Школа России». И это все вместе накладывает отпечаток на результат обученности в начальных классах и вызывает определенные трудности. 2.Концептуальные идеи программы. Цель программы: А) выявление и поддержка данной группы учащихся в классе, создание среды, способствующей формированию творческих способностей в области науки, искусства и спорта. Б) создание комфортных условий на уроках и в системе дополнительных образовательных услуг по русскому языку и математике. Задачи программы: 1-й год реализации программы (1 класс) 1. познакомить с различными видами внимания и памяти, способствовать развитию познавательных процессов; 2. обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр, через кружковую работу, 3. привлечь родителей к реализации данной программы. 2-й год реализации программы (2-й класс) 1. познакомить со способами развития внимания памяти; 2. развивать познавательные способности школьников – восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организацию работы кружков «Развивающая математика», клуба «Знатоков грамматики»; 3. воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе. 3-й год реализации программы (3-й класс) 1. совершенствовать навыки познавательной деятельности учеников; 2. формировать оргдеятельностные умения третьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживать желание, успешно учиться; 3. воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора. 4-й год реализации программы (4-й класс) 1. обеспечить устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей; 2. поддерживать увлеченность учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности; 3. обеспечить формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях. 3. Направления деятельности
4. Участники программы Участниками программы являются: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог, педагог дополнительного образования, родители. 5. Прогнозируемый результат 1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессах и учатся управлять ими. 2. Стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность. 3. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности. 4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса. 5. Увлекаются каким-либо учебным предметом или видом внеурочной деятельности. 6. Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности. 6. Показатели результативности 1. Оптимальный уровень обучения. 2. Активное участие школьников в районных, городских, областных Всероссийских интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», «Бульдог», «Человек и Природа», «Золотое Руно». 3. Активное участие во внеклассной работе по русскому языку и по математике 4. Рост числа учащихся, занимающихся в кружках по интересам, спортивных секциях. 5. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы. 6. Высокий уровень сплоченности коллектива. 7. Управление программой Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учеников, классного руководителя, педагога дополнительного образования, родителей, учителей-предметников, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса обеспечивает системный подход к построению процессов развития, обучения и воспитания детей. В настоящее время в связи с введением образовательных стандартов начального обучения образования второго поколения возрастает ответственность учителя перед обществом, интегрирующих потребности личности и семьи в области общего образования, обеспечивающих формирование у обучающихся: - умения вести безопасный и здоровый образ жизни; - готовности к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; - активной жизненной позиции; - готовности к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; - идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; - осознания нравственного смысла свободы и её неразрывной связи с ответственностью и т. д. возникла необходимость пересмотреть учебную, воспитательную работу и настроить себя на современный уровень развития детей, поступающих в образовательные школы нашего города. Создавая программу развития творческих способностей учащихся, я стремилась разрешить проблему развития познавательных способностей учащихся. Традиционная система обучения и учебники страдают рядом существенных недостатков. Так если проанализировать ныне действующую программу и учебники по математике для начальной школы, то нетрудно заметить, что упор в ней делается на типовые задачи, которые требуют лишь применения алгоритмов решения задач определенного вида. При таком подходе, фактически ориентированном на среднего ученика, страдают наиболее способные учащиеся, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Поэтому возникает потребность в некотором компромиссном варианте использовать традиционные учебники, но для более способных учащихся включать в программу некоторый дополнительный материал как теоретического, так и практического характера. Обратимся в качестве иллюстрации к учебному предмету – математике. Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительна велика. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления учащихся. Для успешной работы по программе целесообразно выделить, по крайней мере, две группы учащихся. 1-я группа – это учащиеся, для которых основной задачей является достижение уровня возможностей, т.е. уровня, соответствующего содержанию основной программы и учебника. 2 - группа - это учащиеся, которые способны идти дальше учебника, способны достичь уровня углубленного изучения предмета. Исходя из аналогичных принципов, была составлена программа и по русскому языку. Во 2 группе оказались дети, которые действительно проявляют большой интерес к предмету «математика», к «литературному чтению». Детей, проявляющих стремление изучать русский язык, было меньшинство. На уроках математики с целью развития зрительной, оперативной памяти провожу зрительные диктанты. Чаще всего они проходят в форме игр: «Кто больше запомнит?», «Фотограф», «Не ошибись!», «Найди ошибку» и другие. В течение одной минуты одновременно показываю все фигуры и знаки, которые даны на таблице в цвете, а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти, конечно, в уменьшенном размере, но с сохранением порядка изображаемых фигур, особенностей их конфигурации и раскраски. Постепенно время показа сокращаю, а задания усложняю. При систематизации, повторении и обобщении знаний, умений и навыков использую КСО (коллективный способ обучения). В качестве домашнего задания даются для обдумывания 18-20 вопросов. На следующем уроке после сообщения темы урока раздаются карточки, в которых по четыре вопроса. Каждому ученику нужно проработать четыре карточки. . (приложение 3) карточки №2 Для развития познавательного интереса к тому или иному предмету, будь то математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир, большое значение имеет методика преподавания, использование активных форм: дидактическая игра, занимательные задачи, задачи на логическое мышление, ребусы, головоломки, кроссворды. Провожу уроки-путешествия, уроки-игры… На уроках русского языка провожу работу в парах сменного состава по темам: «Гласные после шипящих», «Разделительный Ь», «Безударные гласные в корне», «Парные согласные» и другие; использую элементы устного народного творчества. Алгоритм проведения уроков литературного чтения включает в себя новые технологии обучения: модульное, КСО, разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения. В обычный 45-минутный урок сложно включить большой объем разных видов интересных и нестандартных заданий, таких как головоломки, шарады, анаграммы, фразеологизмы, работу над обогащением речи пословицами и поговорками, меткими выражениями Творческая деятельность находит свое продолжение во внеклассной работе. Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование занятий кружка «Заниматика» по математике и кружка «Грамотей» по русскому языку в 3-4 классах. Календарно-тематическое планирование кружка по математике «Заниматика» Занятия проводятся 2 часа в месяц, в сентябре и мае по 1 часу, и составляет 16 часов в год. День недели – среда. Руководитель Сагимбаева М.С.
Календарно-тематическое планирование клуба по русскому языку «Грамотей» Занятия проводятся 2 часа в месяц, в сентябре и мае по 1 часу, и составляет 16 часов в год. День недели – пятница. Руководитель Сагимбаева М.С.
Инновациями в развитии творческих способностей младших школьников считаю: - интеграция уроков русского языка и литературного чтения, окружающего мира и уроков развития речи. На примере интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе рассмотрим, как проводится работа над стихотворением С.Есенина «Берёза». Тема по русскому языку «Упражнение в проверке безударных гласных». Я приведу подробно фрагмент урока, где соприкасаются темы уроков.
Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение. Укрыться – закрыться со всех сторон; накрыться – закрыться сверху снегом; принакрыться – слегка накрыться. Почему вы так считаете?
Таким образом, в поэтических текстах заключены большие возможности приобщения юных читателей к «чуду родной речи», восприятия тонкости звучания слова. Они дают материал для углубления сведений по всем разделам лингвистики: в фонетике, лексике, морфологии, в синтаксисе и стилистике. Способность видеть окружающий мир зависит от лексического богатства языка. Язык оказывает влияние на формирование мыслей через значения слов, в которых и закрепилась познавательная работа всех предыдущих поколений, их опыт. - развивающие задания на уроках окружающего мира. Так, при изучении темы «Части реки» рассказываю сказку, а каждый ученик рисует на альбомном листе то, что услышит. В лесу под корнями старой березы в том месте, где из-под земли выбивался ключ, родился ручеек. Весело бежал он по поляне, через кусты и овраги, пока не встретил на пути маленькую речушку. - Бежим вместе, - предложил ручеек…и т.д. В итоге у детей получится рисунок – схема реки; останется только коллективно подписать части реки. Или тема «Вода». Урок начинается с песни «Облака». Обсудите в группах: Можно ли кататься на облаках? Что почувствует человек, если попадет в облака? Тема «Размножение растений». Детям предложена фотография магазина с березкой на крыше. Как попало дерево на крышу дома? Кто его там посадил? - составление плана урока вместе с детьми с помощью карточек-схем (рисунков). План: Домашнее задание Устный счет Новый материал. Если нетрудный, то в роли учителя выступает один из учеников. При этом, накануне со мной отрабатываем каждый момент объяснения материала, готовим наглядность, если это необходимо. Решение задач Геометрический материал По завершению каждого этапа учитель предлагал оценить, как работал класс: работал без ошибок, (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал, кто помогал друг другу и т. д. к концу урока было видно, с чем класс справился хорошо, а над чем еще надо поработать. - использование графовых моделей при решении задач. Например, Катя, Лена и Таня – подруги. Лена старше Кати, а Таня младше Лены. Кто из девочек младше всех? Катя Лена Таня Другая задача. В стране Алфавит 8 городов: А,Б,В,Г, Д,Е, Ж,З и 8 непересекающихся дорог: между городами А и Б, Е и Д, Б и Ж, З и А, В и Г, Г и Д, Ж и З, В и Е. можно ли по этим дорогам проехать их города А в город Г? Ответ: нельзя. В Б Г Д А З Е Ж - увеличение объема памяти ребенка путем включения в урок зрительных диктантов с треугольниками, кружочками, шариками, точками, цифры с точками, листьями, рожицами, цветочками, квадратами и многими-многими различными фигурами, расположенными в определенной закономерности, подсчетом фигур, отдельных частей и другие. Серия зрительных диктантов несет определенную учебно-развивающую направленность. В итоге в несколько раз увеличивается объем оперативной (зрительной) памяти и пространственных представлений, развивается мышление. - нестандартные формы уроков внеклассного чтения Технологическая схема опыта Использование компьютера Дифференцированное обучение Уроки КСО Внеклассные занятия |