Скачать 62.72 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Татарстан ГАОУ ДПУ «Институт развития образования Республики Татарстан» Отдел образования исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ Научно – практический семинар «ФГОС. Механизмы реализации модели внедрения» Урок русского языка в 8 классе « Предложение и его виды» Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Иванова Маргарита Анатольевна 2011 г. Фрагмент урока русского языка, 8 класс. Тема «Предложение и его основные виды» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цели: 1.Деятельностная:развитие у учащихся деятельностных способностей к структурированию, классификации, систематизации изученных правил. 2.Содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и формирование универсальных учебных действий: сравнение, классификация, обобщение. 3.Воспитательная:Воспитывать эстетический вкус, учить внимательно слушать и слышать, уважать мнение другого. Оборудование: учебник, презентация «Предложение и его основные виды», карточки с текстом. Ход урока I Организационный момент (1 слайд) Язык всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств. Р. А. Будагов - Объясните, как вы понимаете это высказывание? II Проверка и оценка домашнего задания (дифференцированное задание:) 1 группа-Язык и литература. Упр.216 Подберите из произведения А. С. Пушкина « Капитанская дочка» три предложения, имеющие следующие признаки: повествовательное, невосклицательное, утвердительное, простое, двусоставное, распространенное, полное. Разберите по членам предложения. 2 группа- на основе фотоколлажа составить 5-6 побудительных предложений. (Побудительные предложения служат для того, чтобы: - побудить к действию(приказ, требование,просьба, приглашение); -прекратить действие(запрещение, упрек, угроза); -убедить в чем –либо( призыв, совет, предупреждение); -дать инструкцию о выполнении какой-либо работы(инструкция).) Итог выполненного домашнего задания как проблемная ситуация: почему кто-то справился с дом. заданием, а у кого- то возникли трудности .Что же предстоит нам на уроке закрепить и обобщить. Урок обобщения умений и навыков -О чем будет наш урок ? Урок обобщения умений и навыков ( записали тему урока «Предложение и его виды») III Актуализация комплекса знаний о предложении разных видов. (1 слайд) 1 Предложение- это… -Что вы знаете о нем. (уч-ся отвечают, затем проверяют себя по слайду. Это основная синтаксическая единица, отличается смысловой и интонационной законченностью, выполняет коммуникативную задачу, имеет грамматическую основу ,служит для общения( коммуникации), имеет интонацию: паузу, логическое ударение, мелодику( повышение и понижение голоса), отличительная особенность предложения в том, что оно связано с действительностью ,конкретной ситуацией. Это свойство называется предикативностью. Назовите ключевые понятия, связанные с предложением и его видами. ( Основные виды предложений: -по цели высказывания(повествовательные, вопросительные, побудительные); -по эмоциональной окраске(восклицательные, невосклицательные); -по наличию грамматических основ(простые , сложные); -по наличию второстепенных членов(распространенные, нераспространенные) ( Проверьте себя по таблице) Предложения могут являться частью текста, если они объединены одной темой. Предложение выступает как элемент текста. 2 Работа с текстом( 3 слайд) 1)Паровоз шибко-шибко работал локтями, бежал сосновым лесом.2)Затем полями…3)Как все это увлекательно!4)Какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью!5)Как прекрасна природа!6)Жгучее солнце пробиралось к углу окошка и вдруг обливало желтую лавку.7) Безумно быстро неслась плохо выглаженная тень вагона по травянистому скату, где цветы сливались в цветные строки.8)Деревья появлялись партиями, отдельно показывая новые моды.9)Перистые облака вроде небесных борзых.10)Бывало, на дальнем склоне или лесном просвете появится и как бы замрет на мгновение, как задержанный в груди воздух, место до того очаровательное, выражение нежной, благожелательной красоты.11)Кажется, я мог бы остановить поезд и туда, навсегда.12)Но уже бешено заскакали, вертясь в солнечном свете тысячи стволов деревьев. (В. Набоков) (Выразительное чтение, текст ли это, почему? - Определите тему, идею текста, стиль, тип речи.) -Какие чувства, мысли вызвал прочитанный текст, текст ли это, почему? -Каким представляется герой текста, который повествует об увиденном? (Тонким , чувствующим красоту родной природы,.) 3 Анализ предложений( по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ, по характеру основы, по наличию второстепенных членов) (Слайд 4) -Какие предложения бывают по цели высказывания?( Повествовательные, вопросительные, восклицательные) - Какие предложения встречаются в тексте? ( повествовательные,) -Почему?( Герой наблюдает только за природой) -Какие предложения по интонации?(Восклицательные, невосклицательные) -Найдите разные по цели высказывания предложения. Почему много восклицательных предложений?( Они эмоциональные , потому что герой восхищается красотой родной природы) -По количеству грамматических основ какие бывают предложения?( Простые и сложные) -Найдите в тексте простые и сложные предложения , выделите грамматическую основу. -По характеру основы какие бывают предложения?( Двусоставные и односоставные) -Найдите примеры. -По наличию второстепенных членов предложения бывают?(Распространенные и нераспространенные) (Слайд 5) -Дайте письменную характеристику предложению.№12 (Слайд 6) Иллюстрация или рисунок к тексту -Посмотрите на иллюстрацию, что общего можно найти ? -Что передает текст, а что передает иллюстрация? -Найдите и прочитайте предложения, которые отражают иллюстрацию. Вывод: мы увидели ситуацию с двух сторон, глазами героя и художника ,писателя. IV Итог урока Давайте подведем итог нашей работы, вернемся к высказыванию Р.А. Будагова: « Язык всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств.» Мы совершили путешествие в мир предложений. Предлагаю вам творческое задание Сочинение- миниатюра(4-5 предложений). Представьте себе, что превратились в какой- либо предмет(компьютер, автомобиль, куст сирени…)Совершите виртуальное путешествие. Опишите, что вы чувствуете, о чем думаете. О чем мечтаете. Постарайтесь использовать в своем тексте разные виды предложений(вопросительные, побудительные, восклицательные, нераспространенные, ..) Прежде чем начать писать, задайте себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», а для этого надо знать, что предложение-это основная единица языка, что мы сегодня обобщили и систематизировали. 1)Паровоз шибко-шибко работал локтями, бежал сосновым лесом.2)Затем полями…3)Как все это увлекательно!4)Какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью!5)Как прекрасна природа!6)Жгучее солнце пробиралось к углу окошка и вдруг обливало желтую лавку.7) Безумно быстро неслась плохо выглаженная тень вагона по травянистому скату, где цветы сливались в цветные строки.8)Деревья появлялись партиями, отдельно показывая новые моды.9)Перистые облака вроде небесных борзых.10)Бывало, на дальнем склоне или лесном просвете появится и как бы замрет на мгновение, как задержанный в груди воздух, место до того очаровательное, выражение нежной, благожелательной красоты.11)Кажется, я мог бы остановить поезд и туда, навсегда.12)Но уже бешено заскакали, вертясь в солнечном свете тысячи стволов деревьев. Задание
Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? Почему? -Какие предложения по интонации встречаются в тексте? Почему? -Сколько восклицательных? Почему? -Найдите в тексте простое и сложное предложение. -Выделите грамматическую основу. -Дайте письменную характеристику предложению(1в-6,2в-8)
-Что общего между текстом и иллюстрацией? Найдите предложение, которое отражает иллюстрацию . |