Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.01.2014
Размер166 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
Республиканский конкурс «Юный краевед»
Творческая работа на тему:

«Развитие образования в Шамильском районе на примере

Тидибской СОШ»
Автор: ученица 8 класса МКОУ «Тидибская СОШ» села Тидиб Шамильского

района РД Багужалова Айшат Магомедовна, 1999 года рождения,

Свидетельство о рождении II – БД № 261799, выдано 25. 08. 1999 года

Шамильским РОВД Республики Дагестан.

Научный руководитель: Ахбердилов Ахбердило Абдулаевич, учитель истории и музыки МКОУ «Тидибская СОШ» села Тидиб Шамильского района РД,

Паспорт № 82 01 625025 выдан 15. 02. 2002 г. отделом внутренних дел Шамильского района РД. Телефон: 8 903 481 77 33
Конкурсная работа на тему: «Развитие образования в Шамильском районе на примере Тидибской СОШ».
Аннотация.

В данной работе содержатся ценные сведения о развитии образования в селении Тидиб в XIX – нач. XXI вв, проводится сравнение с другими сёлами Шамильского района, даётся оценка деятельности знаменитых людей, внёсших значительный вклад в развитие просвещения в районе. Приводится, также, информация о русских учительницах, работавших здесь в труднейшие военные и послевоенные годы, об учителях из соседних школ и районов, посвятивших себя нашей школе и т.д.

Целью моей конкурсной работы является не только описание постепенного развития образования в Тидибе за данный период, но и процесс становления интеллигенции, как наиболее сознательной части населения горного края. Проводится аналог между несколькими поколениями учителей Тидибской и других школ, их отношением к своей работе, трудностями и проблемами, с которыми сталкивались педагоги, учащиеся и их родители раньше и теперь. Важными являются результаты социологического опроса среди представителей самых разных возрастов и профессий, их мнения о школе, учителях и детях на современном этапе развития российского образования, их оценка деятельности одного из главных сельских учреждений.

Работа составлена на основе материалов из школьного музея, интервью у ветеранов педагогического труда и старожилов сёл Шамильского района, отзывов знаменитых людей Дагестана, выпускников разных лет и учащихся Тидибской СОШ.
Работа представлена в форме доклада.
План работы:


  1. Введение.

  2. Основная часть.

Глава первая. Развитие образования в селе Тидиб

Глава вторая. Открытие школы в селении.

Глава третья. Русские учительницы в Тидибской школе.

Глава четвёртая. Открытие новой типовой школы.

Глава пятая. Учителя в Тидибской школе.

Глава шестая. Добрые традиции в нашей школе.

  1. Заключение.

  2. Использованные источники и литература.


Глава первая. Развитие образования в селе Тидиб.
Учёные считают, что первое знакомство тидибцев с письменностью произошло в XY веке с проникновением сюда ислама, распространителем которого был житель селения Мачада Хаджи-Удурат. «Без знания арабской письменности не могло быть и речи о чтении Корана, хадисов и другой арабской литературы. Изучение Корана происходило в примечетских курсах, у отдельных лиц, знающих Коран и при мектебе. Учёба там отличалась жёсткой дисциплиной, разновозрастным составом учащихся и платным характером обучения. После завершения учёбы на месте, желающие совершенствовать свои знания, отправлялись в другие селения, чтобы стать муталимами у известных шейхов»1. Нередки были случаи, когда за лучшими знаниями отдельные представители села отправлялись в другие районы Дагестана (например, М. Абдулаев – в с. Казанище, М. Хандиев – в с. Гимры и т.д). В результате глубокого изучения Корана, арабской письменности, науки и культуры из аула Тидиб вышли такие учёные, как АхIматI ибн АхIматI Шейх, ШугIаб дибир гIалим и др. После Октябрьской революции, несмотря на преследования ислама, в селении жили такие алимы, как НухIулазул МухIамад-гIалим, Ахбердило- гIалим, МухIамад Ибрагьимхалил-хIафиз апанди и др. «Хорошее знание Корана и правильное его чтение считалось не только делом чести, но и обязанностью каждого истинного мусульманина села. Поэтому для проверки качества знаний Корана и наиболее необходимых сур (глав) каждый авал (квартал) закреплялся за одним из наиболее почитаемых людей сельского джамаата»2.

После присоединения Дагестана к Российской империи в нач. XIX века началось знакомство и жителей села Тидиб с русской письменностью и достижениями русской культуры. Многие знакомились с ними во время сезонных отхожих промыслов в Баку, Грозном и других городах. Некоторые представители Тидиба стали образцом целеустремлённости в стремлении к овладению и совершенствованию своих знаний. Их имена вписаны в историю села золотыми буквами. Среди них достойное место занял и Магомед Хандиев – основоположник аварской азбуки, грамматики и хрестоматии. Были в селении и другие просветители. К ним относился ХIалимал ГIали, который в детстве жил вместе со своим дядей М. Хандиевым в г. Новочеркасске и в совершенстве владел русским языком. Другой племянник Хандиева Дибирмагомед в период пребывания имама Шамиля в Калуге был приглашён к нему в качестве переводчика. Участником восстания горцев против царизма в 1877-1878 гг. был ЧIурило. В числе других участников движения он был сослан в Сибирь, жил в Иркутске. Здесь близко сошёлся с другими ссыльными и хорошо изучил русский язык. Когда вернулся в селение, ЧIурило был единственным человеком, который умел читать и писать на русском языке. Ещё одним представителем села Тидиб, ознакомившимся с русским языком и культурой до революции был полковник царской армии Дибиров Магомед.

_______________________________________________________________________________________

  1. Записи Абдулмагомедова Б. М. Музейный материал Тидибской СОШ.

  2. Интервью у ветерана педагогического труда Алидибирова М. М.



Победа Октябрьской революции открыла тидибцам путь к сплошной грамотности, знаниям и наукам. В 1929 году в селении Тидиб было открыто два пункта по ликвидации безграмотности. «Учителями здесь были назначены Магомедов Ибрагим БатIих ( в самом селе) и Магомедов Хайбула БацI (на хуторе «ГерцIоб»). Они были подобраны по принципу хорошего почерка. Учащиеся во время занятий садились прямо на пол, подложив камень, вместо доски к стене прибивали жестянку и писали на ней углём»1. Несмотря на эти очевидные трудности, в 1929-1931 гг. пункты по ликвидации безграмотности окончили 45-50 сельчан.
Глава вторая. Открытие школы в селении.
В 1931 году, одной из первых в Кахибском районе, в селении Тидиб была открыта начальная школа. Сначала её посещали лишь мальчики, а с 1934 года стали учиться и девочки. «Из-за отсутствия школьного здания учащиеся обучались в частных домах (у Нусальчиева Гасана, ГIумархIажи и т.д). Не было учебного оборудования и учебно-письменных принадлежностей, учащиеся должны были довольствоваться усвоенным на уроке. В классах учились разновозрастные дети, а уроки проводились только на аварском языке»2. В 1931-1938 годах обучение велось на основе чуждого и непонятного для учащихся латинском алфавите. Важным событием в эти годы стало строительство административного здания села в местности «ГохIда», где весь первый этаж, а в последующем и всё здание, было отдано под школу (раньше там находилась сельская мечеть). Местных учителей не хватало, и здесь работали представители других сёл. Среди них: Ихаев Магомед (с. Урада), Махачев Магомедгаджи (с. Хотода), МуртазагIали (с. Телетль), Гунашев Ахмед (с. Ругуджа) и др. Заведующими начальной школой работали: Магомедов Хайбула БацI из с.Тидиб (1931 – 1934 гг.), Гитинов Магомед из с.Урада (1934 – 1936 гг.), Гасанов Гаджи из с. Хотода (1936 – 1940 гг.). Основной мебелью в классных помещениях оставались самодельные доски, скамейки вместо парт, на которых учащиеся сидели и писали. В конце 30- годов начинают появляться тетради и карандаши, которые могли приобрести все желающие на свои средства. Обучение стало легче, когда в 1938 году с латинского алфавита перешли на русский. Стали появляться учебники на русском языке, а с 1943 года стали поступать в школу и учебники на аварском языке, особенно для начальных классов. Постепенно коллектив пополнялся местными, тидибскими учителями. В 1939 году после окончания Буйнакского Аварского педагогического училища в школе начал работать Магомедов Наби Сулейманович, а с 1940 года Гаджиев Арип Гаджиевич. В 1940 году произошло знаменательное событие не только в жизни села, но и района: в селении Тидиб открылась семилетняя школа. Первым директором школы был назначен Гунашев Ахмед из с. Ругуджа Гунибского района.

______________________________________________________________________________________

  1. Интервью у старожила села Тидиб Гиланова Хирамагомеда.


2. Интервью у пенсионерки Хадовой Зайнаб.

Начавшаяся в 1941 году война внесла большие изменения в работу школы. На фронт были призваны учителя Хайбулаев Магомед, Гаджиев Арип Гаджиевич и Магомедов Наби Сулейманович. Не хватало педагогических кадров и вместо ушедших на войну учителей в школе стали преподавать способные учащиеся старших классов. Среди них: Гасанов Сайпула, Гасанов Магомед, Ахбердилов Абдула и др. Учебников по-прежнему не было, «для записей появились четырёхлистные чёрные тетради и белые графитовые стержни. На этих тетрадях можно было сколько угодно писать и стирать. В это же время стали появляться первые чернила и ручки с перьями. Чернила приходилось делать из сажи и природных красителей. Чернильниц не хватало, и учащиеся использовали вместо них пузырьки»1. Школьники всячески помогали фронту: собирали колосья, лекарственные растения и тёплые вещи для бойцов, подписывались на военный заём. Ввиду отсутствия семилетних школ в окрестных сёлах, после окончания начальных школ в Тидибскую семилетнюю школу стали поступать дети из селений Хотода, Гента, Мачада, Накитль.

В 1944 году директором Тидибской школы был назначен Ибрагимов Ибрагим из села Гента. По его инициативе началось строительство нового двухэтажного здания школы за счёт средств колхоза им. Махача Дахадаева с 6 классными помещениями и 4 кабинетами. «Из-за отсутствия необходимой техники, усилиями всего джамаата, камни возили на арбах. Таким же образом, путём лесоплавки с Гидатлинского моста доставлялось и дерево, которое мастера пилили вручную большой двузубой пилой. Все хозяйства в селе обязаны были за определённую плату обеспечивать школу 1 куб. дров. При отсутствии отопительной системы в каждом классе была установлена железная печь (буржуйка). Технические работницы готовили дрова заранее и, встав очень рано, топили ими классные помещения и готовили их до прихода детей»2. Строительство школы было завершено в 1947 году.

Тидибская семилетняя школа обеспечивалась электрическим током из местной электростанции (первой в нагорном Дагестане), построенной в 1937 году под личным руководством Гаджиева Р.К. Для сбора детей в школу директор Ибрагимов Ибрагим каждое утро играл в горн, звук которого был слышен по всему селению. Позже били в диск грузовой машины, кстати, эта традиция сохранилась до наших дней. При строительстве котельной большие усилия приложил Омаров Саидбег, который не только подготовил её проект, но и провёл реконструкцию котельной, переделав механизмы для работы на жидком топливе. «Сначала у Тидибской школы была плоская крыша с катками, время от времени технические работники школы укрепляли на крыше земляную насыпь. Прямо в стене были сооружены проходы для дыма, а во время кладки камня оставляли место для дымохода, для каждого помещения существовали общие перегородки. Позже был построен чердак, покрытый шифером»3.
______________________________________________________________________________________

  1. Интервью у ветерана педагогического труда Абдулаева М. А.

  2. Интервью у директора Тидибской СОШ Алиева И. М.

  3. Интервью у ветерана педагогического труда Мирзаевой Х. Х.


В 1959 году школа была реорганизована в восьмилетнюю. Она в основном была теперь укомплектована высококвалифицированными педагогическими кадрами. В их числе: Алиев И. М, Абдурахманов М. Н, Алидибиров М. М, Абдулмагомедов Б. М, первым из тидибцев окончившим высшее учебное заведение. С 1961 года в Тидибской восьмилетней школе по примеру краснодарских школ ежегодно создавались ученические производственные бригады в системе двух звеньев: чабанского и сенокосного. «Старшеклассники под руководством учителей и опытных чабанов участвовали в перегоне мелкого рогатого скота на летние пастбища с кутанов и в содержании их в горах летом. Девушки заготавливали грубые корма для крупного рогатого скота. В этом деле большую активность проявляли и учителя школы»1.

Коренным образом работа школы изменилась с 1966 года, когда директором школы был назначен Алиев Ибрагимхалил Магомедович. В первые же годы его руководства к школе было пристроено 6 классных помещений, помещение для библиотеки и склада. Это дало возможность перевести детей к односменным занятиям, к кабинетной системе обучения учащихся, созданию нормальных условий для внеклассных и внешкольных мероприятий. Это коренным образом повлияло на процесс обучения и воспитания учащихся, на организацию их культурного отдыха, кружковой и индивидуальной работы. Благодаря его стараниям Тидибская школа в 1975 году стала средней.
Глава третья. Русские учительницы в Тидибской школе

Мы все знаем, как раньше не хватало в Дагестане учителей. Чтобы оказать помощь нашей республике сюда из центральных областей нашей страны направлялись русские учительницы. Это было время высокого патриотизма всех народов СССР, время удивительно трудолюбивых и духовно богатых людей, готовых прийти на помощь любому народу великой державы. Они ехали на национальные окраины с искренним желанием помочь отсталым народам шагнуть вперёд в своём развитии, дать им, прежде всего, достойное образование.

С 1942 по 1962 гг. в селении Тидиб постоянно, сменяя друг друга, работали 13 русских учительниц. Можно себе представить, с какими трудностями им пришлось столкнуться на первых порах. Молодые русские учительницы, ни слова не знающие по-аварски, и горские дети, ничего не понимающие того, что пытаются им объяснять. «Общались с помощью жестов, потом понемногу начали понимать друг друга. Как всегда, трудным бывает первый шаг. Освоившись с местным населением и его менталитетом, русские учительницы даже научились разговаривать на аварском языке. Они не только учили детей разным предметам, но и знакомили всех сельчан с достижениями великой русской культуры»2. Все эти учительницы были идеалом красоты, душевной доброты и нравственной чистоты для жителей села Тидиб.

_____________________________________________________________________________________

  1. Интервью у бывшего директора совхоза «Тидибский» Абдуллаева Умахмада.

  2. Интервью у ветерана педагогического труда Магомедова Г. М.


«Снимали они квартиры в более менее приспособленных помещениях, воспринимали бытовые неудобства как должное. Никаких претензий к местному населению с их стороны не было, существовала и взаимная религиозная терпимость. Тидибцы помогали им во всём необходимом, между ними сложились непринуждённые, дружеские отношения. Одевались русские учительницы в свою национальную форму. Их зарплата была маленькой, но жили они лучше остальных. При Райпо был создан фонд помощи приезжим учителям, продукты они покупали у местных жителей и в сельском магазинчике. В летнее время они уезжали в свои родные края и возвращались к началу учебного года»1. Конечно, они там делились с родными и близкими своими впечатлениями о жителях села Тидиб, их обычаях и традициях, о первоначальных трудностях и последующих успехах на педагогическом поприще. Хочется выделить Шабалину Нину, которая агитировала и пригласила в с. Тидиб своих двоюродных сестёр Шабалину Клаву и Шабалину Евгению. Некоторые русские учительницы обрели здесь и своё семейное счастье. Чвыкова Клава (Гаджиев Гасан), Шабалина Нина (Гасанов Магомед), Карпова Анна (Ахмедилов Магомед), Шабалина Клава (Ибрагимов Ибрагим) и др. Их бывшие ученики, все жители села Тидиб очень благодарны Шабалиной Клаве, Чвыковой Клаве, Шабалиной Нине, Садовой Валентине, Пархоменко Татьяне, Лопатиной Раисе, Крыловой Зине, Марченко Кате, Карповой Анне, Шабалиной Жене, Шабалиной Нине (младшей) и Ушаковой Татьяне за их бескорыстный, благородный труд. В школе имеется стенд, посвящённый этим учительницам. В дальнейшем я планирую установить связь с ними или их потомками.
Глава четвёртая. Открытие новой типовой школы.
Население села Тидиб росло, увеличивалась численность детей и старая школа не вмещала такого их количества (самая большая численность учащихся Тидибской СОШ составляла 420 детей). Занятия были двухсменными, времени для полноценного проведения внеклассных, культурно-массовых и спортивных мероприятий не хватало. Необходимо было увеличить число классных помещений. Директор школы Ибрагимхалил Магомедович надеялся на выделение государством средств на постройку 4 классных помещений, однако, при содействии замминистра здравоохранения ДАССР Ибрагимова И. М в центре села начали строить новую современную двухэтажную школу. Много работы по привязке проекта к местности, как говорят строители, выполнил Генеральный директор проектной конторы Дагавтодора Исаев М. М. Прорабом на стройке был Гасанов Магомед.

«Новая типовая школа строилась хозяйственным способом, можно сказать по-стахановски, ударными темпами. Можно смело утверждать, что ни один житель села Тидиб не остался в стороне, каждый из них внёс свою лепту в это поистине великое и полезное дело»2. Ведь строили для нас, для своих детей.

______________________________________________________________________________________

  1. Интервью у ветерана педагогического труда Алидибирова М. М.


2. Интервью у ветерана педагогического труда Инусова М. И.

Постоянно проводились субботники, в которых участвовали весь педагогический коллектив, технические работники, учащиеся школы, особенно, старшеклассники. Каждый вложил в строительство новой школы частичку своего сердца, но были и люди, которые проявили особое старание в этом благородном деле.

Новая современная двухэтажная школа на 192 ученических мест была открыта в селении Тидиб 1 сентября 1985 года, и это стало радостным событием в жизни каждого сельчанина. Теперь, можно сказать, наболевшие за долгие годы проблемы были решены. Учащиеся перешли на односменные занятия, эффективнее стала и работа педагогов. Учащиеся начальных классов отныне обучались в здании старой школы, а учащиеся 5-11 классов стали заниматься в новой типовой школе. «Рядом со школой имеется участок площадью 0,5 га, который обеспечивает продуктами питания группу продлённого дня. Он распахивается ежегодно совместными усилиями учителей, учащихся и технических работников. Там посажены фруктовые деревья, выращиваются картофель, фасоль, капуста»1. В школе имеется 14 кабинетов, оснащенных достаточным количеством учебно-наглядных пособий как приобретёнными, так и изготовленными силами учителей и учащихся. Появился музей, куда были собраны изделия народных промыслов жителей села Тидиб и другие вещественные исторические источники. С каждым годом в Тидибскую СОШ поступало всё больше и больше наглядных пособий, мебели и современного оборудования. Трудом и старанием талантливых учителей украшаются стены коридоров и кабинетов, школа с каждым годом становится всё краше и краше. Фонд школьной библиотеки пополняется методической и художественной литературой. Рядом со старой школой находится полигон для вождения трактора и после окончания школы учащиеся получают специальность тракториста с соответствующим правом. В школе имеется хорошо оборудованная учебная мастерская площадью 90 кв. м.

Благодаря стараниям руководства школы, учащиеся полностью обеспечиваются бесплатными учебниками и дешёвыми учебно-письменными принадлежностями. Практикуется их бесплатная выдача наиболее нуждающимся детям. В школе организовано горячее питание для учащихся начальных классов. На должном уровне поставлена и работа по материальной поддержке детей – сирот, которые на разных этапах получали эту помощь одеждой, обувью и деньгами. Поощряются у нас и отличники учёбы, призёры районных и республиканских олимпиад, победители соревнований.

Ярким свидетельством огромной работы руководства, коллектива учителей и учащихся является то, что Тидибская СОШ в 1997 году стала «Школой года», а в 2001 году объявлена «Школой века». Она является и одним из двух пунктов проведения ЕГЭ в Шамильском районе. Значительным событием для всех жителей села стало награждение школы в 2008 году Президентским грантом. Это позволило значительно пополнить учебно–материальную базу школы самым современным оборудованием и вести уроки по инновационным методам обучения. В 2009 году Тидибская средняя общеобразовательная школа была включена в национальный реестр «Лучшие образовательные учреждения РФ». В 2011 году школа торжественно отпраздновала свой 80-летний юбилей.

______________________________________________________________________________________

1. Интервью у завхоза Тидибской СОШ Абдулбутаевой П. Ч.

Глава пятая. Учителя в Тидибской школе.
Какие знания получат в школе дети, во многом зависит от учителей, а они у нас всей душой болеют за своих воспитанников. Мне повезло, что я учусь именно в Тидибской средней школе, где работают любящие детей и свою работу педагоги – настоящие профессионалы своего дела. С самого открытия и до сегодняшнего дня, вот уже 82 года, учащиеся нашей школы чувствуют на себе их искреннюю заботу. Несмотря на большие трудности, несколько поколений учителей не только из Тидиба, но и из соседних сёл и районов, отдавали частичку своих сердец нашим детям. Низкий поклон учителям, работавшим здесь в труднейшие предвоенные, военные и послевоенные годы. Среди них: Гаджиев Арип, Магомедов Наби. Особого уважения заслуживают ветераны педагогического труда Алидибиров М. М., Абдулаев М. М., Абдулаев Ш. А., Омаргаджиева Х. Г., Мирзаева Х. Х. и другие. Проходит время и на смену опытным учителям приходят молодые педагоги. Они, как эстафетную палочку, получают от своих старших коллег мастерство в этом поистине благородном деле. А администрация Тидибской СОШ прилагает все усилия, чтобы и учителя и учащиеся каждый день шли в родную школу с большим желанием учить и учиться. «В школе создана такая атмосфера, где просто не может быть посредственных учителей. Доказательством этому является то, что все учителя нашей школы имеют высшую и первую квалификационные категории. В данный момент здесь работают 1 Заслуженный учитель РФ, 3 Заслуженных учителя РД, 8 Почётных работников общего образования РФ, 7 Отличников образования РД. Пять учителей стали обладателями Президентского гранта. Кроме того, почти все учителя награждены Почётными грамотами Министерства образования РД и т.д»1. Не только в Шамильском районе, но и в республике учителей нашей школы знают, как настоящих профессионалов своего дела и я счастлива от того, что имею возможность учиться у таких специалистов – мастеров своего дела.
Глава шестая. Добрые традиции в нашей школе.
За долгие годы в Тидибской СОШ сложились добрые традиции, которые приумножаются с каждым годом. Это проведение праздников «День знаний», «День учителя», «День здоровья», «День матери», «Мы ищем таланты», «День птиц», а также, конкурсов «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «В мире сказок», музыкально-развлекательного вечера «Голубой огонёк» и т.д. Мероприятий в нашей школе проводится множество, но к каждому из них учащиеся и учителя готовятся тщательно, не жалея ни сил ни времени. И каждый праздник или конкурс прекрасны по-своему, наибольший интерес к ним проявляют самые впечатлительные зрители - дети младших классов. С большим размахом празднуется «Новогодний праздник» с богато разукрашенной ёлкой, масками и интересными номерами. А во время конкурсов, весёлых стартов и разных соревнований не стихают крики болельщиков команд.

_______________________________________________________________________________________

1. Интервью у завуча Тидибской СОШ Исалмагомедова М. А.

Постоянно с интересными концертными программами перед учителями, учащимися и их родителями выступает школьный детский вокально-хореографический ансамбль «Гидатль», в котором я танцую уже пять лет.

«И в педагогическом коллективе нашей школы сложились прекрасные традиции. Это участие всего коллектива в торжествах и траурах его членов (свадьбы, именины, рождение детей, похороны, коллективное и индивидуальное посещение больных), вручение ценных подарков, оказание материальной помощи в таких случаях, торжественные проводы на пенсию, организация культурного отдыха в конце учебного года с посещением исторических достопримечательностей Дагестана. Также, хорошей традицией являются встречи с выпускниками из соседних школ и районов, обмен опытом»1. Ежегодно, осенью все учащиеся нашей школы в сопровождении класруков отправляются на экскурсию «Золотая осень» со сбором шиповника. Таким образом, мы совмещаем приятное с полезным. Значимыми нужно назвать и систематические встречи ветеранов педагогического труда с учащимися и выпускниками разных лет, организуемые руководством школы.

Традиций добрых и полезных как среди детей, так и учителей в Тидибской средней школе достаточно, их нужно и впредь сохранять и передавать подрастающему поколению, ведь именно, духовные ценности, прежде всего, обогащают учебно-воспитательный процесс

Использованные источники и литература.


  1. Ахбердилов А. А. «Тидибская средняя общеобразовательная школа». М. 2011 г.

  2. Книга «Великие мысли великих людей». М. 2005 г.

  3. Интервью у директора Тидибской СОШ Алиева И. М.

  4. Интервью у старожила села Тидиб Гиланова Хирамагомеда.

  5. Интервью у пенсионерки Хадовой Зайнаб.

  6. Интервью у ветерана педагогического труда Алидибирова М. М.

  7. Интервью у бывшего директора совхоза «Тидибский» Абдуллаева Умахмада.

  8. Интервью у завуча Тидибской СОШ Исалмагомедова М. А.

  9. Интервью у учительницы Хунзахской СОШ Дибировой П. Г.

  10. Интервью у учителя Хотодинской СОШ Малаева М. А.

  11. Интервью у ветерана педагогического труда Абдулаева М. А.

  12. Интервью у организатора Тидибской СОШ Инусовой П. М.

  13. Отзыв о Тидибской СОШ замминистра образования РД Османова А-г. М.

  14. Отзыв о Тидибской СОШ бывшего главы Шамильского р-на Магомедзагидова М. И.

  15. Отзыв о Тидибской СОШ начальника Управления образования района Гаджиева И. И.

  16. Интервью у ветерана педагогического труда Мирзаевой Х. Х.

  17. Результаты социологического опроса среди жителей села Тидиб.

  18. Результаты социологического опроса среди старшеклассников Тидибской СОШ.

  19. Музейный материал Тидибской СОШ.

  20. Стендовый материал Тидибской СОШ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск