Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 91.56 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.01.2014
Размер91.56 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Литература > Самостоятельная работа
Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж» им. С.Ф. Гоголева

Заочное отделение

Самостоятельная работа

по дисциплине МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Выполнила: студентка 1 курса ПВНК

Алексеева Елена Михайловна

Проверила: Фадеева П.В.

Якутск

Пояснительная записка.
Данная программа дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» предназначена для студентов заочной формы обучения. Программа составлена с учетом мотивации студентов на самостоятельную подготовку к экзамену по дисциплине и включает варианты контрольных заданий, которые должны быть сданы студентом к началу учебной сессии. В программе представлено содержание дисциплины, также список обязательной художественной литературы.

Цели дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»:

в ходе изучения дисциплины студент должен:

1. Получить целостное представление о детской литературе как вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли;

2. Изучить монографически творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и принадлежащих мировой культуре, но “обретших вторую культурную родину” в России;

3. Выработать навыки аналитического подхода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка;

4. Уметь иллюстрировать свой ответ цитатами из художественных текстов, уметь продемонстрировать выразительное чтение, чтение наизусть;

5. Уметь производить литературоведческий анализ художественного текста.

Дисциплина рассчитана на 96 учебных часов. Из них 24 часа – лекционно-практические, 72 часа отведены на СРС.

Содержание дисциплины

Детская литература как учебная дисциплина, детская литература и детское и юношеское чтение, круг детского и юношеского чтения, художественная педагогическая книга. Функции детской литературы как искусства слова. Основные этапы развития детской литературы в России. Эволюция приоритетов. Жанровые и педагогические доминанты. Периодика и критика.

Фольклор и детская литература. От малых фольклорных жанров к жанрам литературным. Деятельность В.И. Даля. Малые фольклорные жанры в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Малые фольклорные жанры в произведениях для детей. Детский фольклор.

Народная сказка и миф.

Литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Различные способы портретирования предшествующего фольклорного и литературного материала. Сказ в литературной сказке. Эволюция типа сказителя. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок.

Миф в детском чтении.

Христианский миф в литературных жанрах. Христианский миф в русской поэзии для детей и в юношеском чтении от Г. Державина до Б. Пастернака. (Круг детского и юношеского чтения.) Аллюзии и реминисценции христианского мифа в “святочном рассказе”, в фантастической повести и романе. “Лимонарь, сиречь луг духовный” А.М. Ремизова.

Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Народные предания. Эпос. Былина и песня. Летописные сказания, агиографический жанр.
Историография души. Ребенок и его мир в автобиографическом жанре от С. Аксакова до И. Шмелева и В. Астафьева. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая доминанта в русской реалистической прозе о детях. В. Тендряков. В. Железников.

Жанры приключенческой литературы для детей. Путешествие в приключенческом жанре. Особенности сюжетостроения. Формирование типа героя. Идеал и герой в приключенческой литературе советского периода для детей и юношества. Конфликт и нравственная доминанта.

Приключенческая литература и фантастика. “Жанровый синтез”. Фантастика и фэнтези. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и его “ученики” в русской детской и юношеской литературе. Гротеск. Литота. Двоемирие. Инобытие. Время и ахронность в фантастических жанрах.

Научное и художественное знание. Русские учебники: история и современность. Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Краеведение и география в художественных и научно-популярных жанрах. Научное знание и художественная форма в произведениях В. Бианки — И. Акимушкина. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах. В. Брагин. “В стране дремучих трав”.

Трансформация зарубежной классики в русской литературе. “Приключения Пиноккио” К. Коллоди и “Золотой ключик” А. Толстого. Апулей и его герои в сказках Коллоди и А. Толстого. Национальные фольклорные доминанты. Открытия серебряного века в сказке А. Толстого.

Г.-Х. Андерсен и его традиции в “Сказках Кота Мурлыки” Н.П. Вагнера. Пересказ. Стилизация. Шаржирование. Пародия в портретировании “прототипа”. “Доктор Дулитл” Хью Лофтинга и “Айболит” К. Чуковского (прозаический). “Волшебник из страны Оз” Фрэнка Баума и “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова. Способы “вращивания” “чужого слова” в национальную традицию от А. Пушкина до А. Волкова и др.

.Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе. “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. От перевода к разнообразной развертке содержания. Переводы А. Демуровой, Б. Заходера, В. Набокова. Протеизм сказок К. Чуковского. Обэриуты: “нонсенс” и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков.

Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе. Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Антитеза. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Комедия характеров и комедия положений. Образ “пересмешника”. И. Крылов — А.К. Толстой — Саша Черный. Стихотворные и прозаические жанры. Лирика и патетика в юмористике. “Недопесок” Ю. Коваля: шаржирование жанров в создании внутренней формы.

“Три толстяка” Ю. Олеши — “Золотой ключик” А. Толстого. Художественный синтез в “Хрониках Нарнии” К. Льюиса. Функция поэтического. Мифологическое и символическое.

Поэзия в детском и юношеском чтении. “Сюжетная” поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Деталь. Особенности ритмики. Поэтическая классика в круге детского и юношеского чтения. Слово и произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии.

Периодика и критика. Первые журналы для детей. Периодика для детей на рубеже XIX–XX веков. Эволюция детских систематических изданий в советское время. “Идеальное” периодическое издание для детей. Требования к печатной продукции для детей. Основные итоги курса. Перспективные направления научного исследования истории детской литературы.

Самостоятельная работа

Вариант 1.
Составить рецензию на одно произведение детской литературы (объем 5 страниц) по следующему плану:
1. Автор. Название. Место издания. Год издания.

2. Проблематика.

4. Сюжет, конфликт, композиция.

5. Повествователь (лирический герой).

6. Тип героя.

7. Слово в произведении: деталь, повтор детали, образный строй речи.

8. Адресат книги.

Вариант 2.
Произвести обзор критических материалов о проблемах детской литературы либо обзор самих детских периодических изданий (объем 3 страницы) по следующему плану:
1. Выходные данные, адресат.

2. Структура издания. Постоянные разделы.

3. Художественное произведение в журнале.

4. Иллюстрация, полиграфия.

5. Рекомендации к чтению.

Обязательные художественные тексты:
Мифы народов мира. Мифы древней Греции.

Библия для детей.

Сказки народов мира (7–10).

Русские народные сказки (3–4 каждого жанра). Деятельность В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.

Карамзин Н.М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.
Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Тургенев И.С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.

Толстой Л.Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка, Нянька и др.

Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

Чехов А.П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки.

Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик.

Короленко Д.У. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки (5-6).

Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).

Ремизов А.М. Посолонь. Зайка. Звенигород скликанный. К Морю-Океану. Докука и балагурье (3–4 сказки по выбору).

Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Свирский А.И. Рыжик.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).

Аверченко А.Т. Рассказы из циклов “О маленьких для больших”, “Шалуны и ротозеи”, “Дети”.

Тэффи Н.А. Неживой зверь. Счастливая. Чертик в баночке. Мой первый Толстой. Катенька. Приготовишка. Валя. Кишмиш. Любовь и весна.

Шмелев И. Рассказы (3–4). Лето Господне.

Чарская Л. (2–3 произведения по выбору).

Чуковский К.И. Стихотворные сказки. Айболит (прозаический) //Хью Лофтинг. Доктор Дулитл.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

Зощенко М.М. Рассказы из циклов “Умные животные”, “Смешные рассказы”, “Леля и Минька”, “Рассказы о Минькином детстве”.

Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Дж.Родари. Чипполино.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Некрасов А.С. Капитан Врунгель.

Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.

Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении.

Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.
Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз.

Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.

Богомолов В.М. Иван.

Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка-быль “Кладовая солнца”.

Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Бажов П.П. Книга сказов “Малахитовая шкатулка”. Уральские сказы.

Шергин Б. Сказы о Шише.

Писахов С. Ледяна колокольня (3–4 сказки).

Панькин И. Легенды о мастере Тычке.

Бианки В.В. Сказки и рассказы (3–4 по выбору). Лесная газета. Руководство для игры в “Новеллино”.

Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора).

Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Сладков Н.И., Паустовский К., Чаплина В. (2–3 произведения каждого автора по выбору).

Шим Э.Ю. Рассказы и сказки (по выбору).

Сахарное С.В. Разноцветное море.

Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

Габбе Т.Г. (1–2 пьесы-сказки. Переводы).

Брагин В.В. стране дремучих трав.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору).

Алексеев С. Циклы рассказов об истории Отечества (2–3 по выбору).

Митяев А.В. Героические страницы истории родины IX–XVIII веков (или: Рассказы о русском флоте).

Можейко И.В. 1185 год.

Нестеров В. Связь времен.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

Успенский Э. Стихи и сказки.

Беляев А., Казанцев А., Обручев В. (по одному произведению по выбору).

Губарев В., Мелентьев А., Крапивин В., Булычев К. (по одному произведению по выбору).

Грин А. (2–3 повести по выбору).

Ефремов И. Один роман по выбору.

Арсеньев В.К. Дерсу Узала.

Алексин А. (3–4 произведения по выбору).

Астафьев В. Последний поклон (или: Ода русскому огороду).

Белов В. (3–4 рассказа для детей).

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Перро Ш. Сказки.

Гримм Я. и В. Сказки.

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Андерсен Х.-К. (8–10 сказок по выбору). Обязательно: Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Мало Т. Без семьи.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.

Лондон Д. Белый клык.

Киплинг Р. Книга джунглей.

Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.

Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа, Мальчик-Звезда.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец.

Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок.

Книги для семейного чтения под редакцией Н.П. Михальской: “Плаванье к далеким берегам”. (М., 1995) и др.

Хаггард Р., Купер Ф., Т. Майн Рид, Берроуз Э., Эмар Г. (по одному роману каждого автора).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск