№
| Тема урока
| Цели и задачи
| Тип урока
| Формы и методы организации познавательной деятельности
| Формы и средства контроля
|
1.
| Вводный урок. Литература как вид искусства.
| I четверть (27 часов)
Дать понятие литература. Познакомить с учебником, с основными требованиями к оформлению письменных работ и к устному выступлению.
| Урок объяснения нового материала
| Ознакомление с учебником и другими пособиями. Оформление тетради по литературе. Правила ведения дневника чтения. Работа с терминами. Работа со статьей учебника «Книга – твой друг!» (стр.3-5).
Р/р Составление сборника «Слово о словах».
| Письменная работа
|
2-3.
| Мифы как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира.
Античный миф («Рождение Зевса», «Олимп»).
| Дать понятия: миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж. Познакомить с мифами Древней Греции, их особенностями, периодизацией.
| Урок объяснения нового материала
| Слово учителя. Словарная работа (словарь мифа). Комментированное чтение статьи учебника (стр.6-7). Пантеон греческих богов. Составление схемы. Выразительное чтение, работа по вопросам.
Р/р Пересказ мифа.
| Пересказ мифа
|
4.
| Одиссей и Полифем в поэме Гомера «Одиссея».
| Познакомить с личностью Гомера и его творениями.
Выполнить анализ мифа. Дать характеристику главным героям.
| Комбинированный урок
| Чтение по ролям, анализ, составление таблицы, работа с планом легенды.
Р/р Характеристика одного из героев по предложенному плану.
| Письменная работа
|
5-6.
Вн.
чт.
К/р
| Н.А.Кун
«Легенды и мифы Древней Греции» -источник знаний о далеких временах.
| Совершенствование навыков пересказа и анализа прочитанного, формирование читательского интереса.
| Комбинированный урок, урок внеклассного чтения
| Сообщения «Античная мифология в искусстве». Конкурс иллюстраций, сопоставление мифологических сюжетов и героев. Составление кроссвордов. Контрольная работа (тест).
Р/р Пересказ мифа.
| тест
|
7.
| Устное народное творчество. Русские детские пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
| Дать понятие фольклор. Рассказать об обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности.
Понятие детского фольклора и его жанров. Учить определять жанры фольклора. Выявить отличительные особенности пословиц и поговорок.
| Урок объяснения нового материала
| Слово учителя. Словарная работа. Составление таблицы. Работа с учебником (стр.20-27). Иллюстрации к пословицам (прямое и переносное значение).
Р/р Сочинение считалок, загадок, потешек, рассказов-миниатюр по пословице.
| Творческая работа (сочинение-миниатюра)
|
8-9.
| Художественное своеобразие русской народной сказки.
Сюжет и композиция русской народной сказки «Царевна-лягушка».
| Познакомить с видами народной сказки. Сравнить сказку с мифом. Дать понятие о сказочном персонаже, законах построения сказки, об образе сказителя. Совершенствование навыка выразительного чтения.
| Урок объяснения нового материала
| Словарная работа (словарь сказки). Чтение статьи учебника (стр.28-31). Пересказ, беседа, выразительное чтение сказки. Самостоятельная работа с текстом сказки по вопросам (стр.42). Выполнение частичного анализа. Составление сравнительной схемы. Работа с иллюстрациями картин И.Билибина
Р/р Письменный ответ на вопрос:
«К какому виду относится эта сказка?»
| Письменная работа
|
10.
| Бытовая сказка
«Чего на свете не бывает».
| Выявить приемы изображения людских пороков в бытовых сказках. Дать первичное представление о видах комического.
| Комбинированный урок
| Своеобразие лексики бытовой сказки, смысл. Слово учителя. Чтение и беседа по вопросам, составление плана. Речевая характеристика героя.
Р/р Отрывок наизусть (по ролям).
| Чтение наизусть
|
11.
Вн.
чт.
| Сказки о животных
| Выявить особенности сказок о животных. Учить определять конфликт, давать характеристику героям. Развитие связной речи.
| Урок внеклассного чтения
| Изобразительно-выразительные средства. Типы сказочных героев-животных. Сказка в живописи, музыке, кино (сообщения уч-ся).
Р/р Пересказ, словесное рисование животных.
| Пересказ сказки
|
12-13.
| Сказки народов России. «Падчерица», «Общее счастье».
| Углубить знания о сказке как жанре фольклора. Познакомить с фольклором народов России. Учить сравнительному анализу текстов.
| Урок объяснения нового материала
| Поучительность как жанровый признак сказки. Сходство сюжетов сказок народов России. Словарная работа. Пересказ, работа по вопросам (стр.53). Чтение и беседа по тексту («Вокруг тебя - мир» (стр.8-13)).
Р/р Письменная работа на основе речевой ситуации.
| Письменная работа
|
14.
Р/р
| Обобщающий урок по теме «Фольклорная сказка»
| Обобщить полученные знания. Совершенствовать навыки письменной речи.
| Урок обобщения и систематизации
| Викторина.
Р/р Проба пера (сочинение сказок разных видов)
| Сочинение
|
15-16.
Р/р
| Диагностика.
| Контроль речевых ЗУН.
| Урок контроля ЗУН
| Индивидуальная
| Тестовые и творческие задания
|
17-18.
Вн.
чт.
| Литературная сказка как жанр («В.Гауф «Карлик Нос», П.Ершов «Конек-горбунок»).
| Рассказать о худ. своеобразии, особенностях конфликта литературой сказки. Сравнить литературную сказку с фольклорной. Выделить особенности стихотворной сказки. Совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа произведений.
| Урок внеклассного чтения
| Роды и жанры литературы. Роль повествователя в произведении. Составление таблицы в тетради. Слово учителя. Работа с терминами. Пересказ отрывков. Сравнительный анализ.
Р/р Пересказ отрывков.
Наизусть отрывок из сказки «Конек-горбунок».
| Чтение наизусть
|
19-20.
Р/р
| Древнерусская литература. Основные мотивы «Повести временных лет».
| Дать понятие о древнерусской литературе. Познакомить с жанрами и законами построения текстов. Дать первичное понятие о летописи, ее художественных особенностях. Выявить идейное содержание повести. Формировать отношение к прочитанному.
| Урок объяснения нового материала
| Слово учителя Чтение статьи в учебнике. Пересказ отрывков из летописи. Работа со статьей (стр.60-61) Частичный анализ. Авторская позиция и способы ее выражения. Словарная работа (словарь литературы Древней Руси). Иллюстрации к тексту.
Р/р Пересказ отрывков из летописи с сохранением языковых особенностей.
Сочинение «Чему нас учит древнерусская литература».
| Пересказ, сочинение
|
21.
| Из басен народов мира…
(произведения Эзопа, Лафонтена).
| Дать понятие о жанре басни, особенностях сюжета и композиции, истории возникновения. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
| Комбинированный урок
| Эзоп. «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях. Словарная работа (словарь басни). Выразительное чтение басен и анализ.
Р/р Составить рассказ о басне.
| Письменная работа
|
22-23.
| Роль творчества В.К. Тредиаковского, А.П.Сумарокова и М.Ломоносова в истории русской басни.
| Выявить особенности русской басни. Познакомить с баснями Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова. Совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа произведений.
| Урок объяснения нового материала
| Краткие сведения о писателях (сообщения уч-ся). «Бродячие сюжеты» в баснях, способы их реализации. Смысловые части басен, авторские позиции. Комические и поучительные элементы басен. Работа с учебником (стр.64). План устного высказывания. Выразительное чтение басен. Беседа по вопросам.
Р/р Словарь «Крылатые выражения из басен».
Наизусть басню Крылова по выбору.
| Чтение наизусть
|
24-25.
К/р
| Жанр басни в творчестве И.А. Крылова.
| Познакомить с биографией Крылова. Выявить нравственную проблематику басен. Совершенствовать навыки анализа. Учить выразительному чтению наизусть.
| Комбинированный урок
| «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья по дубом» и др. Слово учителя. Выразительное чтение, работа с текстами басен. Беседа по вопросам. Характеристика образов героев. Работа с лексикой. Иллюстрации к басням. Контрольная работа (тест)
Р/р Письменно объяснить 2-3 выражения из словаря (см. предыдущий урок).
| Чтение наизусть, письменная работа
|
26.
Р/р
| Конкурс на лучшую инсценировку басни.
| Развивать творческие способности.
| Урок развития речи
| Р/р Проба пера (сочинение басни).
| Творческая работа
|
27.
Р/р
| Сочинение (анализ басни по выбору)
| Контроль ЗУН.
| Урок развития речи
| Анализ басни
Уроков внеклассного чтения – 5
Уроков развития речи – 6
Сочинений – 4
Контрольных работ – 2
| Письменная работа
|
28.
Вн.
чт.
| Стихотворные и прозаические басни С.Михалкова.
| II четверть (21 час)
Совершенствовать навык выразительного чтения. Учить определять тему, идею, проблему басен.
| Урок внеклассного чтения
| Краткие сведения о писателе (сообщение уч-ся). Чтение наизусть басен Михалкова. Анализ. Инсценировка.
Наизусть басню С. Михалкова по выбору.
| Чтение наизусть
|
29.
Вн.
чт.
| «Вокруг тебя – мир». Раздел «Об уважении и сострадании» (О.Уайльд «Мальчик-звезда»).
| Учить работе с текстом, определять идею, проблему, давать характеристику героям. Формировать отношение к прочитанному.
| Урок внеклассного чтения
| Комментированное чтение. Беседа с элементами дискуссии. Работа с высказываниями известных людей, сопоставление выводов по прочитанному (стр.45-46).
Р/р Письменный ответ «Зачем нужно взаимное уважение человеческого достоинства?»
| Письменная работа
|
30.
| Литература XIX века. «А.С.Пушкин - это целый мир…»
| Познакомить с биографией поэта. Учить работе с учебником, составлению плана. Формировать навыки анализа лирического произведения.
| Урок объяснения нового материала
| Работа со статьей (стр.85), тезисы воспоминаний. Составление плана сообщения о Пушкине. Словесное рисование по портрету. Чтение и анализ стихотворения «Няне».
Р/р Сочинение-рассказ о бабушке (или другом родном человеке).
| Сочинение
|
31-32.
| Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
| Учить анализу произведения (средства художественной выразительности). Показать своеобразие поэтического мастерства Пушкина. Выявить фольклорную основу сказки. Анализировать приемы создания образов. Дать понятия: речевая характеристика, портрет.
| Комбинированный урок
| Чтение и пересказ. Работа с текстом, анализ. Словарная работа. Конкурс иллюстраций. Таблица средств художественной выразительности. План рассказа о герое.
Р/р Устные выступления на тему: «Самый яркий персонаж».
Наизусть отрывок из сказки.
| Чтение наизусть, устное выступление
|