Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 299.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.01.2014
Размер299.55 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
МБОУ «Гимназия №5» г.Рязань

«Рассмотрено» «Утверждено»

на кафедре гуманитарных наук директором МБОУ «Гимназия35»

зам.директора________________ ______________/Бутрин В.О./

/Войтеноко И.В./ приказ №____от «____»_____2013

Протокол №____от «____»_____2013

Рабочая программа

по литературе в 5 классе (102 часа)

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Гимназия№5»

2013 -2014 учебный год

Пояснительная записка

В пятом классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения) к систематическому курсу литературы. На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса).

Одной из приоритетных задач изучения литературы является формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса, который, в свою очередь, служит постижению прочитанного, содействует появлениюпрочного, устойчивого интереса к чтению, к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности.

Формирование нравственно-эстетических представлений, гуманистических идеалов, духовно развитой личности школьника является наиболее важной целью уроков литературы в 5 классе.

В этом возрасте школьники особенно восприимчивы и эмоционально отзывчивы, поэтому основной составляющей урока литературы должна стать мировоззренческая проблема. В процессе анализа литературного произведения учитель опирается на программные установку, на формирование у учащихся представлений об основных принципах, отражающих духовную сущность человека. Понимание сложных нравственных категорий происходит при обсуждении следующих тем: «Гуманистическая направленность пушкинской сказки», «Любовь как высшая нравственная основа», «Семейные традиции и их влияние на формирование личности», «Злое и доброе начала в окружающем мире» и др.

Преподавание литературы в 5 классе ориентировано прежде всего на формирование интереса к личности писателя и к изучаемым произведениям; установление связи между мировоззрением автора и его творчеством.

Особое направление работы на уроке литературы – это формирование историко-культурной эрудиции пятиклассников. Индивидуальные и групповые задания ориентированы на формирование системы исторических взглядов и знаний, позволяющих разбираться в литературных явлениях, оценивать авторскую позицию.

Уроки анализа литературного произведения ориентированы на его включение в историко-литературный контекст, а также на реализацию межпредметных связей литературы, музыки, изобразительного искусства. На уроках литературы происходит развитие письменной и устной речи учащихся в процессе создания высказываний на заданную тему.

Программа предусматривает проведение уроков внеклассного чтения. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Учебно-методическое обеспечение курса:

-Меркин Г.С. Литература,5 класс, М., «Русское слово», 2010

-Зельманова Л.М., Колокольцева Е.Н. «Развитие речи:репродукции картин», 5-7 классы, М., «Дрофа», 2009.Соловьева Ф.Е. «Уроки литературы в 5 классе», методическое пособие, М., «Русское слово»,2012.

-интернет-ресурсы, коллекция видеофильмов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

-должны знать:

-содержание изученных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия (литература как искусство слова,миф, сказка, древнерусская летопись, жанрово-родовые понятия,термины и категории, басня, авторская сказка и др.);

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков;

-должны уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-соотносить худ. литературу с фактами общественной жизни и культуры;

-раскрывать роль литературы в культурном развитии общества;

-определять жанрово-видовую специфику произведения;

-выразительно читать произведения;

-формулировать свое отношение к прочитанному;

-составлять планы статей на литературную тему;

-писать отзыв на прочитанное произведение;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

-участие в диалоге;

-определять свой круг чтения.



-

Планирование по литературе, 5 класс



Тема урока

Цели и задачи

Тип урока

Формы и методы организации познавательной деятельности

Формы и средства контроля

1.

Вводный урок. Литература как вид искусства.

I четверть (27 часов)

Дать понятие литература. Познакомить с учебником, с основными требованиями к оформлению письменных работ и к устному выступлению.


Урок объяснения нового материала

Ознакомление с учебником и другими пособиями. Оформление тетради по литературе. Правила ведения дневника чтения. Работа с терминами. Работа со статьей учебника «Книга – твой друг!» (стр.3-5).

Р/р Составление сборника «Слово о словах».

Письменная работа

2-3.

Мифы как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира.

Античный миф («Рождение Зевса», «Олимп»).

Дать понятия: миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж. Познакомить с мифами Древней Греции, их особенностями, периодизацией.

Урок объяснения нового материала

Слово учителя. Словарная работа (словарь мифа). Комментированное чтение статьи учебника (стр.6-7). Пантеон греческих богов. Составление схемы. Выразительное чтение, работа по вопросам.

Р/р Пересказ мифа.

Пересказ мифа

4.

Одиссей и Полифем в поэме Гомера «Одиссея».

Познакомить с личностью Гомера и его творениями.

Выполнить анализ мифа. Дать характеристику главным героям.

Комбинированный урок

Чтение по ролям, анализ, составление таблицы, работа с планом легенды.

Р/р Характеристика одного из героев по предложенному плану.

Письменная работа

5-6.

Вн.

чт.

К/р

Н.А.Кун

«Легенды и мифы Древней Греции» -источник знаний о далеких временах.

Совершенствование навыков пересказа и анализа прочитанного, формирование читательского интереса.

Комбинированный урок, урок внеклассного чтения

Сообщения «Античная мифология в искусстве». Конкурс иллюстраций, сопоставление мифологических сюжетов и героев. Составление кроссвордов. Контрольная работа (тест).

Р/р Пересказ мифа.

тест

7.

Устное народное творчество. Русские детские пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Дать понятие фольклор. Рассказать об обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности.

Понятие детского фольклора и его жанров. Учить определять жанры фольклора. Выявить отличительные особенности пословиц и поговорок.

Урок объяснения нового материала

Слово учителя. Словарная работа. Составление таблицы. Работа с учебником (стр.20-27). Иллюстрации к пословицам (прямое и переносное значение).

Р/р Сочинение считалок, загадок, потешек, рассказов-миниатюр по пословице.

Творческая работа (сочинение-миниатюра)

8-9.

Художественное своеобразие русской народной сказки.

Сюжет и композиция русской народной сказки «Царевна-лягушка».


Познакомить с видами народной сказки. Сравнить сказку с мифом. Дать понятие о сказочном персонаже, законах построения сказки, об образе сказителя. Совершенствование навыка выразительного чтения.

Урок объяснения нового материала

Словарная работа (словарь сказки). Чтение статьи учебника (стр.28-31). Пересказ, беседа, выразительное чтение сказки. Самостоятельная работа с текстом сказки по вопросам (стр.42). Выполнение частичного анализа. Составление сравнительной схемы. Работа с иллюстрациями картин И.Билибина

Р/р Письменный ответ на вопрос:

«К какому виду относится эта сказка?»

Письменная работа

10.

Бытовая сказка

«Чего на свете не бывает».

Выявить приемы изображения людских пороков в бытовых сказках. Дать первичное представление о видах комического.

Комбинированный урок

Своеобразие лексики бытовой сказки, смысл. Слово учителя. Чтение и беседа по вопросам, составление плана. Речевая характеристика героя.

Р/р Отрывок наизусть (по ролям).

Чтение наизусть

11.

Вн.

чт.

Сказки о животных

Выявить особенности сказок о животных. Учить определять конфликт, давать характеристику героям. Развитие связной речи.

Урок внеклассного чтения

Изобразительно-выразительные средства. Типы сказочных героев-животных. Сказка в живописи, музыке, кино (сообщения уч-ся).

Р/р Пересказ, словесное рисование животных.


Пересказ сказки

12-13.

Сказки народов России. «Падчерица», «Общее счастье».

Углубить знания о сказке как жанре фольклора. Познакомить с фольклором народов России. Учить сравнительному анализу текстов.

Урок объяснения нового материала

Поучительность как жанровый признак сказки. Сходство сюжетов сказок народов России. Словарная работа. Пересказ, работа по вопросам (стр.53). Чтение и беседа по тексту («Вокруг тебя - мир» (стр.8-13)).

Р/р Письменная работа на основе речевой ситуации.


Письменная работа

14.

Р/р

Обобщающий урок по теме «Фольклорная сказка»

Обобщить полученные знания. Совершенствовать навыки письменной речи.

Урок обобщения и систематизации

Викторина.

Р/р Проба пера (сочинение сказок разных видов)

Сочинение

15-16.

Р/р

Диагностика.

Контроль речевых ЗУН.

Урок контроля ЗУН

Индивидуальная

Тестовые и творческие задания

17-18.

Вн.

чт.

Литературная сказка как жанр («В.Гауф «Карлик Нос», П.Ершов «Конек-горбунок»).

Рассказать о худ. своеобразии, особенностях конфликта литературой сказки. Сравнить литературную сказку с фольклорной. Выделить особенности стихотворной сказки. Совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа произведений.

Урок внеклассного чтения

Роды и жанры литературы. Роль повествователя в произведении. Составление таблицы в тетради. Слово учителя. Работа с терминами. Пересказ отрывков. Сравнительный анализ.

Р/р Пересказ отрывков.

  • Наизусть отрывок из сказки «Конек-горбунок».

Чтение наизусть

19-20.

Р/р

Древнерусская литература. Основные мотивы «Повести временных лет».

Дать понятие о древнерусской литературе. Познакомить с жанрами и законами построения текстов. Дать первичное понятие о летописи, ее художественных особенностях. Выявить идейное содержание повести. Формировать отношение к прочитанному.

Урок объяснения нового материала

Слово учителя Чтение статьи в учебнике. Пересказ отрывков из летописи. Работа со статьей (стр.60-61) Частичный анализ. Авторская позиция и способы ее выражения. Словарная работа (словарь литературы Древней Руси). Иллюстрации к тексту.

Р/р Пересказ отрывков из летописи с сохранением языковых особенностей.

Сочинение «Чему нас учит древнерусская литература».

Пересказ, сочинение

21.

Из басен народов мира…

(произведения Эзопа, Лафонтена).

Дать понятие о жанре басни, особенностях сюжета и композиции, истории возникновения. Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Комбинированный урок

Эзоп. «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях. Словарная работа (словарь басни). Выразительное чтение басен и анализ.

Р/р Составить рассказ о басне.

Письменная работа

22-23.

Роль творчества В.К. Тредиаковского, А.П.Сумарокова и М.Ломоносова в истории русской басни.


Выявить особенности русской басни. Познакомить с баснями Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова. Совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа произведений.

Урок объяснения нового материала

Краткие сведения о писателях (сообщения уч-ся). «Бродячие сюжеты» в баснях, способы их реализации. Смысловые части басен, авторские позиции. Комические и поучительные элементы басен. Работа с учебником (стр.64). План устного высказывания. Выразительное чтение басен. Беседа по вопросам.

Р/р Словарь «Крылатые выражения из басен».

  • Наизусть басню Крылова по выбору.

Чтение наизусть

24-25.

К/р

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова.

Познакомить с биографией Крылова. Выявить нравственную проблематику басен. Совершенствовать навыки анализа. Учить выразительному чтению наизусть.

Комбинированный урок

«Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья по дубом» и др. Слово учителя. Выразительное чтение, работа с текстами басен. Беседа по вопросам. Характеристика образов героев. Работа с лексикой. Иллюстрации к басням. Контрольная работа (тест)

Р/р Письменно объяснить 2-3 выражения из словаря (см. предыдущий урок).

Чтение наизусть, письменная работа

26.

Р/р

Конкурс на лучшую инсценировку басни.


Развивать творческие способности.

Урок развития речи

Р/р Проба пера (сочинение басни).

Творческая работа

27.

Р/р

Сочинение (анализ басни по выбору)


Контроль ЗУН.

Урок развития речи

Анализ басни

Уроков внеклассного чтения – 5

Уроков развития речи – 6

Сочинений – 4

Контрольных работ – 2


Письменная работа

28.

Вн.

чт.

Стихотворные и прозаические басни С.Михалкова.

II четверть (21 час)

Совершенствовать навык выразительного чтения. Учить определять тему, идею, проблему басен.

Урок внеклассного чтения

Краткие сведения о писателе (сообщение уч-ся). Чтение наизусть басен Михалкова. Анализ. Инсценировка.

  • Наизусть басню С. Михалкова по выбору.




Чтение наизусть

29.

Вн.

чт.

«Вокруг тебя – мир». Раздел «Об уважении и сострадании» (О.Уайльд «Мальчик-звезда»).

Учить работе с текстом, определять идею, проблему, давать характеристику героям. Формировать отношение к прочитанному.

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение. Беседа с элементами дискуссии. Работа с высказываниями известных людей, сопоставление выводов по прочитанному (стр.45-46).

Р/р Письменный ответ «Зачем нужно взаимное уважение человеческого достоинства?»


Письменная работа

30.

Литература XIX века. «А.С.Пушкин - это целый мир…»

Познакомить с биографией поэта. Учить работе с учебником, составлению плана. Формировать навыки анализа лирического произведения.

Урок объяснения нового материала

Работа со статьей (стр.85), тезисы воспоминаний. Составление плана сообщения о Пушкине. Словесное рисование по портрету. Чтение и анализ стихотворения «Няне».

Р/р Сочинение-рассказ о бабушке (или другом родном человеке).


Сочинение

31-32.

Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Учить анализу произведения (средства художественной выразительности). Показать своеобразие поэтического мастерства Пушкина. Выявить фольклорную основу сказки. Анализировать приемы создания образов. Дать понятия: речевая характеристика, портрет.

Комбинированный урок

Чтение и пересказ. Работа с текстом, анализ. Словарная работа. Конкурс иллюстраций. Таблица средств художественной выразительности. План рассказа о герое.

Р/р Устные выступления на тему: «Самый яркий персонаж».

  • Наизусть отрывок из сказки.




Чтение наизусть, устное выступление
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск