Количество часов
| №
урока
| Дата
| Тема. Основное содержание.
| Вид урока.
| Основные понятия, термины.
| Домашнее задание.
|
1
| 1
|
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Беседа. Тестирование.
|
|
|
| 2
|
| Литература древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».
| Лекция. Беседа.
|
|
|
| 3
|
| Художественные особенности «Слова…»; самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.
| Практикум.
|
|
|
| 4
|
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.
| Лекция.
|
|
|
| 5
|
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого Северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
| Лекция практикум.
|
|
|
| 6
|
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
| Беседа.
|
|
|
| 7
|
| Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
|
| 8
|
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
| Практикум.
|
|
|
| 9
|
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
|
| 10
|
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр произведения и его содержательное наполнение.
| Практикум.
|
|
|
| 11
|
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
| Лекция.
|
|
|
| 12
|
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
| Практикум.
|
|
|
| 13
|
| Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного - произведений).
| Урок развития речи.
|
|
|
| 14
|
| Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
| Лекция.
|
|
|
| 15
|
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
| Лекция. Практикум.
|
|
|
| 16
|
| В.А.Жуковский. «Светлана», особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы, символы.
| Беседа. Практикум.
|
|
|
| 17
|
| А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.
| Лекция.
|
|
|
| 18
| .
| А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
| Беседа.
|
|
|
| 19
|
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| Беседа.
|
|
|
| 20
|
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| Беседа.
|
|
|
| 21
|
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
| Беседа.
|
|
|
| 22
|
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
| Беседа.
|
|
|
| 23
|
| Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
| Урок развития речи.
|
|
|
| 24
|
| И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
| Урок развития речи.
|
|
|
| 25
|
| А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя (Мой Пушкин). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
| Лекция. Беседа.
|
|
|
| 26
|
| Лирика петербургского периода «К Чаадаеву». Проблема свободы служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».
| Беседа.
|
|
|
| 27
|
| Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики Пушкина.
| Семинар.
|
|
|
| 28
|
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.
| Практикум.
|
|
|
| 29
|
| Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.
| Урок контроля.
|
|
|
| 30
|
| Пушкин «Цыгане» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
|
| 31
|
| Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
| Лекция.
|
|
|
| 32
|
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
| Беседа.
|
|
|
| 33
|
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
| Беседа.
|
|
|
| 34
|
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
| Практикум.
|
|
|
| 35
|
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
| Беседа.
|
|
|
| 36
|
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
| Семинар.
|
|
|
| 37
|
| Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Философская критика начала 20 века. Роман Пушкина и опера Чайковского. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».
| Урок развития речи.
|
|
|
| 38
|
| А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
|