№ п/п
| Тема
| Оборудование
| К/ч
| Дата
| Цели и задачи
|
1
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
| 1
| 3.09.
| Обзорная характеристика основных направлений русской литературы, изучаемых в 9 классе.
|
2
| Литература Древней Руси ( с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения памятника. Зачин. Историко – культурный контекст времени создания произведения.
| Иллюстративно – наглядный материал по теме уроков
| 1
| 5.09
| Обзорная характеристика древнерусской литературы; изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем; знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами
|
3
| Композиция «Слова о полку Игореве». Часть первая: поход Игорева войска.
| 1
| 7.09
| Обзорная характеристика древнерусской литературы; изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем; знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами
|
4
| Часть вторая. Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям. Жанровые особенности второй части.
Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Особенности композиции. Роль рефренов.
|
| 1
| 10.09
| Обзорная характеристика древнерусской литературы; изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем; знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами
|
5
| Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). Классицизм. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
|
| 1
| 12.09
| Сформировать первоначальные представления о классицизме, показать его своеобразие; познакомить учащихся с особенностями русского классицизма;
|
6
| М.В.Ломоносов.. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
| 1
| 14.09
| Узнать общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, стихосложения, системы жанров; познакомить учащихся с расцветом одического жанра в творчестве Ломоносова; дать представление о проблематике, композиции и поэтике оды на примере анализа «Оды на день восшествия…» и т.д.
Изучение од «На день восшествия…», «Вечернее размышление…»; показать прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
|
7
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». М.В.Ломоносов о русском языке. Басни Ломоносова.
| 1
| 17.09
|
8
| Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может…». «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга…». Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «К Мельпомене» - источник традиции «памятников».
|
| 1
| 19.09
| Познакомить учеников с жизнью и творчеством античных поэтов: Катулла и Горация; обозначить проблемы творчества указанных поэтов
|
9
| Характеристика русской литературы 18 века (третий и четвертый периоды). Г.Р.Державин
| Иллюстративно – наглядный материал по теме уроков
| 1
| 21.09
| Познакомить с творчеством Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать, как идет процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта;
|
10
| Г.Р.Державин. «Памятник». Сравнительный анализ «памятников»
| 1
| 24.09
| Познакомить с творчеством Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать, как идет процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта;
|
11
| А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» - важный этап развития общественной мысли в России.
| Иллюстративно – наглядный материал по теме уроков
| 1
| 26.09
| Познакомить учащихся с творчеством и судьбой А.Н.Радищева, композиционным и жанровым своеобразием его книги; через обзор отдельных глав дать общее представление об идейном содержании, художественных особенностях «Путешествия».
|
12
| Н.М.Карамзин – писатель и историограф. Сентиментализм. «Бедная Лиза»
| Иллюстративно – наглядный материал по теме уроков
| 1
| 28.09
| Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, показать его своеобразие по сравнению с классицизмом; познакомить с творчеством и просветительской деятельностью Н.М.Карамзина; через совместный анализ повести показать основные художественные принципы сентиментализма, присущие этому направлению нравственные ценности.
|
13
| «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных повестей Н.М.карамзина на произведения русской литературы.
| 1
| 1.10
|
14
| Жизнь и творчество Н.М.Карамзина. Характеристика русской литературы 18 века. (Контрольный урок)
|
| 1
| 3.10
| Развитие навыков устной и письменной речи учащихся; контроль навыков литературного анализа на основе литературных произведений 18 века.
|
15
| Общая характеристика русской литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19века в русская критике, публицистике.
|
| 1
| 5.10
| Дать понятие о романтизме и реализме как литературных направлениях, показать их своеобразие по сравнению с классицизмом, сентиментализмом.
|
16
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. «Море»
| Иллюстративно – наглядный материал по теме уроков
| 1
| 8.10
| Познакомить учащихся с творчеством В.А.Жуковского, как предромантика; на примере его произведений показать своеобразие жанра элегии и баллады, открытия Жуковского в области стиха.
|
17
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы – символы.
| 1
| 10.10
| Закрепить представления об основных особенностях лирики Жуковского на примере анализа баллады «Светлана», показать жанровое своеобразие баллад.
|
18
| А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
| Иллюстративно – наглядный материал по теме уроков
| 1
| 12.10
| Познакомить учащихся с судьбой А.С. Грибоедова и историей создания комедии, повторить специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии;
В ходе анализа первого действия обозначить завязку комедии, сформировать первоначальные представления о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики;
В ходе анализа второго действия определить неоднозначность конфликта комедии; показать столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» в монологах Фамусова и Чацкого;
В ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии;
Обобщить и систематизировать знания учащихся о герое комедии, дать развернутую характеристику образа в историческом и культурном контексте, через историко – функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа;
Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии, системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума;
Обобщить знания учащихся по поэтике комедии, акцентировать внимание учащихся на мастерстве Грибоедова – юмориста и сатирика, дать образец монологической речи по литературоведческой теме; формировать навык восприятия лекции в соответствии с планом, записи основных тезисов.
|
19
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
| 1
| 15.10
|
20
21
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| 2
| 17.10
19.10
|
22
23
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
| 2
| 22.10
24.10
|
24
| Урок развития речи. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»).
|
| 1
| 26.10
|
25
| Урок развития речи. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
| Д.сочинение
| 1
| 29.10
|
26
| А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.
| Иллюстративно – наглядный материал по теме уроков
| 1
| 9.11
| Выяснить круг сведений учащихся и отношение к Пушкину и его поэзии, актуализировать знания о Пушкине и создать определенный эмоциональный фон монографическому изучению жизни и творчества поэта; показать своеобразие творчества лицейского периода как освоение литературы, поиски собственного стиля и собственных возможностей, формирование художественного мира и уникального типа личности поэта.
|
27
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».
| 1
| 12.11
| Показать развитие Пушкина – поэта, освоение им политической лирики как одного из этапов творческого развития; политические и художественные взгляды Пушкина петербургского периода.
|
28
| Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», Я вас любил; любовь еще, быть может…», «Сожженное письмо». Адресаты любовной лирики поэта.
| 1
| 14.11
| Познакомить с Михайловским периодом в жизни Пушкина, показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.
|
29
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».
| 1
| 16.11
| Показать эволюцию темы поэта и поэзии в лирике Пушкина, многоаспектность ее осмысления.
|
30
| Контрольная работа по изученному
|
| 1
| 19.11
| Проверка уровня литературной подготовки учащихся
|
31
| Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
|
| 1
| 21.11
|
|