• стандарта основного общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 г.
• примерной программы для основного общего образования по литературе (базовый уровень) 2009 г.
Сборник нормативных документов Литература М., «Просвещение», 2009 год, базисным учебным планом МБОУ «Вельжичская СОШ» на 2013-2014 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры. Обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы).
Девятый класс завершает основное общее образование, поэтому программой предусмотрено как можно шире познакомить учащихся с произведениями русской литературы. В нее включены наиболее значительные тексты. Авторы программы старались отобрать важнейшие из них. Помимо этого программа предусматривает знакомство с теоретическими и критическими статьями и высказываниями о творчестве писателей. Лучший способ овладеть читательским мастерством – индивидуальное знакомство с художественными текстами и критическими материалами при подготовке к сообщению, беседе, докладу, сочинению.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формированию навыков выразительного чтения уделяется большое внимание.
Серьезным результатом плодотворной работы учителя и учащихся на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения. Особое внимание уделяется совершенствованию речи учащихся, поэтому на уроках систематически проводится работа со словом. В учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература», из расчета 3-x учебных часов в неделю.
№ урока
| Вид урока, основные виды деятельности учителя и учащихся
| Ко-во часов
| Тема урока.
Основное содержание
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
1
| Беседа. Тестирование.
| 1
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
|
|
2
| Лекция. Беседа
| 1
| Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»
|
|
|
3
| Практикум
| 1
| Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема автора «Слова…».
Подготовка к домашнему сочинению
|
|
|
4
| Лекция
| 1
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма
|
|
|
5
| Лекция. Практикум
| 1
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения
|
|
|
6
| Беседа
| 1
| М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
|
|
|
7
| Урок внеклассного чтения
| 1
| Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения
|
|
|
8
| Практикум
| 1
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина
|
|
|
9
| Рассказ учителя. Беседа
| 1
| А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения
|
|
|
10
| Практикум
| 1
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение
|
|
|
11
| Лекция
| 1
| Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей
|
|
|
12
| Практикум
| 1
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы
|
|
|
13
| Урок развития речи
| 1
| Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений)
|
|
|
14
| Лекция
| 1
| Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о реализме и романтизме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
|
|
|
15
| Лекция. Практикум
| 1
| Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения
|
|
|
16
| Беседа. Практикум
| 1
| В.Я. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
|
|
|
17
| Лекция
| 1
| А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга
|
|
|
18
| Беседа
| 1
| А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
|
|
|
19-20
| Беседа
| 2
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
|
|
|
21-22
| Беседа
| 2
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
|
|
|
23
| Урок развития речи
| 1
| Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
|
|
|
24
| Урок развития речи
| 1
| И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
|
|
|
25
| Лекция. Беседа
| 1
| А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина
|
|
|
26
| Беседа
| 1
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти к лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»
|
|
|
27
| Семинар
| 1
| Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
|
|
|
28
| Практикум
| 1
| Тема поэта и поэзии в лирике А.Сю Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
|
|
|
29
| Урок контроля
| 1
| Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина
|
|
|
30
| Урок внеклассного чтения
| 1
| А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
|
|
|
31
| Лекция
| 1
| Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
|
|
|
32
| Беседа
| 1
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
|
|
|
33
| Беседа
| 1
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
|
|
|
34
| Практикум
| 1
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
|
|
|
35
| Беседа
| 1
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
|
|
|
36
| Семинар
| 1
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
|
|
|
37
| Урок развития речи
| 1
| Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.Сю Пушкина «Евгений Онегин»
|
|
|
38
| Урок внеклассного чтения
| 1
| А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества
|
|
|
39
| Лекция. Беседа
| 1
| М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»
|
|
|
40
| Практикум
| 1
| Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
|
|
|
41
| Практикум
| 1
| Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет….», «Нищий»
|
|
|
42
| Семинар
| 1
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
|
|
|
43
| Лекция
| 1
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе
|
|
|
44
| Беседа
| 1
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
|
|
|
45-46
| Беседа
| 2
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»
|
|
|
47
| Практикум
| 1
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
|
|
|
48
| Практикум
| 1
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
|
|
|
49
| Семинар
| 1
| Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению
|
|
|
50
| Урок контроля
| 1
| Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
|
|
|
51
| Лекция
| 1
| Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
|
|
|
52-53
| Беседа. Практикум
| 2
| Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
|
|
|
54
| Беседа
| 1
| Образ города в поэме «Мертвые души»
|
|
|
55
| Беседа
| 1
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
|
|
|
56-57
| Семинар
| 2
| «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению
|
|
|
58
| Лекция. Беседа
| 1
| А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
|
|
|
59
| Беседа
| 1
| Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
|
|
|
60-61
| Лекция. Беседа
| 2
| Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
|
|
|
62
| Беседа
| 1
| Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
|
|
|
63
| Урок развития речи
| 1
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
|
|
|
64
| Лекция
| 1
| А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора
|
|
|
65
| Беседа
| 1
| А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
|
|
|
66
| Урок развития речи
| 1
| Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)». (По выбору учащихся)
|
|
|
67
| Урок внеклассного чтения
| 1
| Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений
|
|
|
68
| Лекция
| 1
| Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
|
|
|
69
| Лекция. Беседа
| 1
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
|
|
|
70
| Практикум
| 1
| Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
|
|
|
71
| Лекция. Беседа
| 1
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров
|
|
|
72
| Практикум
| 1
| Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести
|
|
|
73
| Беседа
| 1
| М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя
|
|
|
74
| Практикум
| 1
| Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
|
|
|
75
| Беседа
| 1
| И.А. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе
|
|
|
76
| Беседа
| 1
| Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи
|
|
|
77
| Урок контроля
| 1
| Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века
|
|
|
78
| Лекция. Урок-концерт
| 1
| Русская поэзия Серебряного века
|
|
|
79
| Беседа. Практикум
| 1
| А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
|
|
|
80
| Беседа
| 1
| С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»
|
|
|
81
| Практикум
| 1
| Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина
|
|
|
82-83
| Беседа. Практикум
| 2
| В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «а вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта
|
|
|
84
| Лекция. Беседа
| 1
| М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой
|
|
|
85
| Практикум
| 1
| «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта
|
|
|
86
| Беседа
| 1
| Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого
|
|
|
87
| Беседа
| 1
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
|
|
|
88
| Практикум
| 1
| Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
|
|
|
89
| Беседа. Практикум
| 1
| Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака
|
|
|
90
| Беседа. Практикум
| 1
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»
|
|
|
91
| Беседа
| 1
| А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
|
|
|
92-93
| Уроки внеклассного чтения
| 2
| Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков
|
|
|
94
| Урок контроля
| 1
| Зачетное занятие по русской лирике XX века
|
|
|
95
| Урок внеклассного чтения
| 1
| Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
|
|
|
96
| Лекция
| 1
| Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
|
|
|
97 -98
| Лекция
| 2
| У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
|
|
|
99
| Урок внеклассного чтения
| 1
| Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
|
|
|
100-101
| Лекция
| 2
| И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни
|
|
|
102-103
| Урок внеклассного чтения
| 2
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы
|
|
|
103-105
| Беседа. Тестирование
| 2
| Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения
|
|
|