Скачать 106.79 Kb.
|
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Темирбулатова Надежда Александровна Статья посвящена опыту работы учителя русского языка по современным образовательным технологиям: технологии развивающего обучения, игровой технологии, технологии уровневой дифференциации обучения. В статье приводятся примеры дидактических материалов по каждой технологии. Ключевые слова: ФГОС, технология, игровая технология, технология развивающего обучения, технология уровневой дифференциации обучения. В современной дидактике существует множество педагогических технологий. Нет единого общепризнанного определения педагогической технологии. В своей работе мы будем руководствоваться определением педагогической технология ЮНЕСКО «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм обучения1». В своей работе на уроках русского языка мы используем следующие педагогические технологии: игровые технологии, технологию уровневой дифференциации обучения. Рассмотрим особенности применения каждой технологии на уроках русского языка в основной образовательной школе. Игровая технология на уроках русского языка. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью2. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках русского языка происходит следующим образом: перед обучающимися ставится дидактическая цель в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. На уроках русского языка использую следующие дидактические игры: фонетические игры, лексико-фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию, орфографии, пунктуации, синтаксису. Использование игровых технологий на уроках русского языка предполагает соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; доступность для обучающихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках. В своей практике применяю следующие виды уроков с использованием игровых технологий: ролевые игры на уроке; игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. На уроках русского языка использую ребусы, анаграммы, аукцион слов (когда из букв слова нужно сложить новые слова. Пример: перегородка — город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, кора, опора, Егор. Победитель в игре тот, кто назвал последнее слово. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм: «Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов»3. Игра «Составь текст и озвучь его». Обучающимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое обучающихся.) Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал4. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык. Практика. 5-й класс».) Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Найди пару», «Аукцион», «Замени фразеологизмом», «Угадай слово по его описанию». Игра «Собери фразеологизм» Даны слова: Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых. Нужно собрать фразеологизм. Ответы: Куда Макар телят не гонял; Как в воду канул; Ветер свистит в карманах; На языке вертится; В ежовых рукавицах. Игра «По щучьему велению». Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и другие. Технология уровневой дифференциации на уроках русского языка. Эта технология представляет совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного материала. Дифференцированное обучение позволяет обучать каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей. Кроме этого, дифференцированное обучение позволяет приспособить обучение к особенностям различных групп учащихся. Благодаря дифференцированному обучению успешно развивается познавательная активность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы. Организация дифференцированного обучения заключается в следующем. В начале учебного года учитель должен провести дифференциацию учеников класса. Для этого проводится любая проверочная или контрольная работа, которая позволяет разделить обучающихся на группы: углубленно изучающих русский язык, продвинутый уровень изучения русского языка и базовый уровень. После проведения дифференциации, класс условно делится на группы детей с равными возможностями. Группы могут иметь сменный состав, дети могут переходить из одной группы в другую. После этого необходимо разработать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика и каждой учебной группы. Только после этого проводится обучение по технологии дифференцированного обучения и контроля. Дифференцированные по уровням задания могут применяться на всех этапах обучения: при изучении нового материала; при контроле за усвоением знаний, умений и навыков; при проверке знаний. Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий. Рассмотрим образцы заданий по дифференцированному обучению5. Тема: «Бессоюзное сложное предложение» Уровень базовый. I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. В ноздр_ватом ж_лтом камне было много (на)крепко впа_(н,нн) ых в него маленьких морских ракуш_к на кустах дрока оставалось еще несколько цветов они сидели на пр_мых твердых стеблях как промокши_ и сморщ_(н,нн)ы_ золоты_ бабочки и терпеливо дожидались со_нца.(К.Паустовский) Подчеркните во всем предложении грамматические основы. II. Закончите предложения так, чтобы получившиеся сложные предложения были бессоюзными.
II. Получившиеся предложения переделайте в сложноподчиненные или сложносочиненные. Подчеркните союзные средства. Уровень 2 I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Ленька был маленький хрупкий в лохмотьях он к_зался к_ря-вым сучком отломле(н,нн)ым от деда старого и(с,сс)охшего дерева пр_несе(н,нн)ого и выброше(н,нн)ого сюда на песок волнами реки.(М.Горький) Какие способы расстановки знаков препинания можно предложить для данного предложения? II. Расставьте знаки препинания. Распределите предложения по группам в соответствии с поставленными знаками препинания между частями сложного бессоюзного предложения. 1. Поглядел в зеркало поза действительно указывала на простоту и достоинство (Н.Тэффи) 2. Надо работать хорошо остальное наладится. (В.Конецкий) 3. Картошка жарилась на сковородке от нее шел острый вкусный запах. (К.Паустовский) 4. Он вяло протащил по палубе занемевшие ноги поднялся на мо-стик и прислушался глухие удары учащались. (К.Паустовский) 5. Предметы теряли свою форму все сливалось сначала в серую потом в темную массу. (И.Гончаров) 6. Хвалы приманчивы как и не пожелать! (И.Крылов) 7. На столе горела лампа окна были открыты желтый язык огня вздрагивал вытягиваясь и опускаясь. (М.Горький) Уровень углубленный. I. Составьте по два примера бессоюзных сложных предложений так, чтобы в них выражались значения: – перечисления; – распространительно-присоединительное; – сопоставления; – условия; – причины и следствия; – пояснения; – изъяснительно-объектное. II. Преобразуйте данные предложения в сложные предложения другого типа. Сопоставьте их и установите, в каком содержательно-логическом соответствии находятся виды бессоюзного предложения с видами сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. I группа
С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров. II группа
Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море. III группа
5. Запишите примеры в тетрадь:Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон. Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля. – В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику. 6. Перепишите, раскройте скобки:Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой. – Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы. I группа дает связный ответ с примерами. II группа – образец рассуждения с примерами. III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Итог по урокуРефлексия. Учитель: Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас огромный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко. Домашнее задание разноуровневое (приём «принцип свободы выбора»):Создать кроссворд по изученной теме.Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев-».Упражнение №313 Литература
2.«Русский язык., 6 класс» М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; научн.ред. Н.М.Шанский.-М.: Просвещение , 2009. 3.Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. М.: Учитель. 2009. 1 Цит. по Г,К.Селевко. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.15. 2 Цит. там же. с.50 3 Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. М.: Учитель. 2009. 4 «Русский язык., 6 класс» М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская и др.; научн.ред.Н.М.Шанский.-М.: Просвещение , 2009. 5 Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 7 класс. М.: Материк Альфа. 2009. |