Скачать 112.43 Kb.
|
РАЗНОВОЗРАСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (4-5 классы) Предлагаемый материал является практической реализацией технологии развивающего обучения «Разновозрастное сотрудничество» и представляет собой проект разновозрастного урока русского языка для учащихся 4-го и 5-го классов. С описанием технологии можно познакомиться в книге «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова», авторы: Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Краткое описание технологии развивающего обучения приводится в Приложении 3. Тема урока: Грамматическая характеристика предложения. Цели:
Задачи «учителя»: обобщение и систематизация знаний грамматической характеристики предложения. Задачи «ученика»: актуализировать способы определения эмоциональной окраски и цели высказывания, главных членов (грамматической основы) предложения, различения разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя, определения второстепенных членов предложения и их работы.
Задачи «учителя»: формирование умения ставить цели работы, разрабатывать соответствующие задания по теме, взаимодействовать с «учениками», объективно оценивать, контролировать и корректировать действия «ученика», быть толерантным; Задачи «ученика»: формирование умения фиксировать цели работы, принимать задания, слышать инструктаж «учителя», выполнять задания в отведенное время, быть толерантным/ Проект урока русского языка в 4-5 классах
Приложение № 1 Примеры составления заданий для учащихся 4 класса
Приложение № 2 Примеры алгоритмов грамматической характеристики предложения, составленных учащимися 4-го класса Как составить грамматическую характеристику предложения? Укажу признаки предложения в данной последовательности:
повествовательное вопросительное 2. Тип предложения по эмоциональной окраске восклицательное невосклицательное 3. Простое - сложное одна две грам. основа грам. основы 4. Состав грамматической основы: один два главный член главных члена предложения предложения 5. Распространённое или нераспространенное есть второстепенные нет второстепенных члены предложения членов предложения распространённое нераспространённое Как составить грамматическую характеристику предложения?
Приложение № 3 Характеристика технологии разновозрастного сотрудничества Особенности переходного этапа образования (4-5 класс) заданы особенностями основной школы, к которым выпускники начальной школы оказываются в большинстве своем не готовыми. Основная школа предъявляет не детские требования к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников. Неготовность взять высокую планку этих требований создает угрозу эмоциональному благополучию детей. Однако снизить уровень этих требований, означает получить несамостоятельных, безответственных и неготовых к дальнейшей жизни и учению выпускников основной школы. Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Содержание учебных курсов средней школы сложнее и разнообразнее, чем содержание начального обучения. Оно требует не только освоения общих способов действий, но и умения работать с разными системами понятий. Каждая из перечисленных особенностей основной школы требует предварительной подготовки детей к новой жизни. На переходе от начальной к основной ступени образования необходимо строить новые формы жизни младших подростков, которые сочетали бы черты начального и основного образования, но качественно отличались от обеих ступеней. Образовательный процесс желательно строить в тех же условиях, что и в начальной школе. Предметное движение должно представлять собой рассмотрение уже изученного детьми, но с другой позиции, что позволит учащимся не просто повторить, а провести обобщение известных способов действий через опробование их в новых, специально созданных учителем условий. Средством, которое позволит таким образом разворачивать учебный материал пятого класса, авторы развивающего обучения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова считают разновозрастное сотрудничество. Учебное сотрудничество детей разного возраста может решить ряд педагогических задач: - отвечая притязаниям младших подростков на равноправные, ответственные отношения с миром взрослых, работа в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма; - работа ребенка в позиции учителя продолжает развивать учебную самостоятельность школьников; - учебное сотрудничество между младшими и старшими детьми дает возможность учителю организовать изучение материала на переходном этапе таким образом, чтобы пятиклассники смогли работать над обобщением своих знаний с другой позиции; - разновозрастное сотрудничество дает каждому ребенку попробовать свои силы в ситуации, когда нет давящего авторитета учителя и всего класса; - позволяет обогатить опыт выполнения работ, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, полагание цели и планирование совместных действий); - ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации. В подготовке и проведении разновозрастного урока авторы выделяют несколько этапов. 1 этап – планирование и подготовка Между учителями начальной школы и учителями 5-го класса происходит согласование учебных программ и стыковка календарно-тематического планирования. Проведению разновозрастного урока предшествует серьезная подготовительная работа пятиклассников по обсуждению сценария, подготовки необходимых материалов и средств. 2 этап – проведение урока При небольшом количестве обучающихся урок проводится в одной классной комнате. Вся работа на уроке проходит в парах. Еще до урока «учителя» должны знать, кого они будут учить, а так же чему и как. При создании пар необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. При нехватке «учителей», наиболее сильные пятиклассники могут заниматься двумя учениками. В начале урока взрослый учитель проводит инструктаж по разъяснению задач младшим и старшим школьникам и сообщает регламент времени для каждого вида работ. Затем «учителя» сразу приступают к выполнению своих обязанностей, и за каждой партой разворачивается микро-урок. 3 этап – подведение итогов разновозрастного урока На заключительном этапе работы, который проводится раздельно по классам, возможны разные формы подведения итогов. Например, написание сочинений, ответы на вопросы, составленные учителем, проведение после разновозрастного урока проверочной работы для пятиклассников, устный разговор (обмен мнениями) о проведенном уроке. |