Скачать 235.67 Kb.
|
Чернитовский филиал МОУ Алгасовской СОШ Моршанского района Тамбовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Изобразительное искусство"5 классСоставлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по Изобразительному искусству » Срок реализации: 1 годСоставитель:Учитель ОБЖ и изобразительного искусства Котухова Надежда Михайловна Чернитово 2011-12 учебный год Пояснительная записка Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые изучаются во взаимодействии связей с жизнью общества и человека. Данная рабочая программа составлена на основе программы изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией и руководством Б.М. Неменского. Рабочая программа рассчитана на 35 часа из расчёта 1 учебный час в неделю. Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Формы и методы проведения уроков по ИЗО — (Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства). Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника. Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего. Основные цели и задачи: Развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях; • Развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения; • Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся; • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства; • Освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства; • Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; • Умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них; • Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры. • Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда. Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский. Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная. Типы уроков: Урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы В программе применяются принципы: • От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала. • От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры. • От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения. • От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения. В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство. Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных материалов. Преодолевая полосу робости у ребенка, они, как правило, содействуют формированию образного мышления. Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позволяет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла. Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей основе динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление. Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полутона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе формирования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали. Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, сангиной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду. Работа в технике граттаж (воскография или гравюра на картоне) способствует укрупненному графическому построению композиции листа, скупому отбору средств, выражению более четко сформулированных образных задач. Работа в технике акварели содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность. Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и завершенности. Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание... Конструирование из бумаги. Здесь используют различные способы работы с бумагой изображая дома, замки, разные игрушки... Работая с глиной, дети знакомятся с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Содержание программы Раздел 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9ч) Тема. Древние образы в народном искусстве (1ч) Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно, символический характер. Тема. Декор русской избы (1ч) Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Тема. Внутренний мир русской избы (2ч) Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок- небо, пол -земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет, и т.д.). Жизненно-важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда (1ч) Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (1ч) Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Тема. Народный праздничный костюм (2ч) Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) (1ч) Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Раздел 2.СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8ч) Тема. Древние образы в современных народных игрушках (3ч) Живучесть древних образов (коня, птицы, бабьи) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (1ч) Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненные изящной линией. Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (1ч) Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображений, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи. Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. (2ч) Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовкая роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) (1ч) Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Раздел 3. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12ч) Тема. Зачем людям украшения (1ч) Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общёственно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Тема. Декор и положение человека в обществе (3ч) Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировозрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. Тема. Одежда говорит о человеке (4ч) Декоративное искусство древнего Китая и декоративное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко). Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы (3ч) Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) (1ч) Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (6ч) Тема. Современное выставочное искусство (2ч) Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Тема. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (4ч)) Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать: • Основы изобразительной грамоты; • Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства; • Крупнейшие музеи мира и России; • Значение ИЗО в художественной культуре; • Направления и стили МХК; • Особенности языка искусства. Уметь: • Применять различные художественные материалы; • Анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров ИЗО; • Определять средства выразительности; • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; • Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов ИЗО; • Выполнять учебные и творческие задания. владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной. Список методической литературы 1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997. 2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000. 3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995. 4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988. 5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999. 6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998. 7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984. 8. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001. 9. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997. 10. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990. 11. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 2009г. 12. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа, 2009. 13. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2000г. 14. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260). Приложение КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|