Фомина Наталья Валентиновна,
заместитель директора, учитель
начальных классов МБОУ "СОШ №8" Урок русского языка.
«Начальная школа XXI века» 2 класс Тема урока: Корень слова с чередованием согласных звуков. Цель урока: 1. Обучающая:
- формировать представление о чередовании согласных в корне слова;
- вводить в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировки « чередование согласных в корне слова»;
2. Развивающая: развивать умения контролировать собственную учебную деятельность;
3. Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы; воспитание усидчивости и аккуратности. Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint. (Приложение ) Ход урока. Организационный момент. Мы урок начнем с разминки,
Выпрямили свои спинки,
На носочках потянулись,
И к гостям мы повернулись,
Поприветствуем гостей
Все друг другу улыбнулись.
А теперь вниманье на меня скорей.
Раз, два, три, четыре, пять –
Чтобы знания добывать,
Нам урок пора начать.
-Здравствуйте, дети. Я вижу у вас хорошее настроение, и я желаю всем на сегодняшнем уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании русского языка. Сообщение темы урока.
-Сегодня моим помощником на уроке будет, будет, а вотдогадайтесь- ка вы сами, ребята. Отгадайте загадку.
В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах – снег,
И в руках – снег,
Что за чудо человек? (снеговик)
Слайд 1
- Совершенно верно – снеговик.
- А почему так назвали нашего гостя? (сделан из снега)
- А что вы можете сказать о словах: снег и снеговик? (это родственные слова)
- А почему эти слова вы называете родственными?(2 признака)
- А как, по – другому, ещё можно назвать родственные слова? (однокоренные).
- Наш снеговик очень любит играть, но особенно ему нравиться играть со словами. И мы свами сегодня совершим увлекательное путешествие в мир слов. А во время нашего путешествия мы будем наблюдать, за какими словами? Кто догадался? (за родственными словами)
- Мы будем наблюдать за родственными словами и их общей частью – корнем.
- Итак, отправляемся в путешествие, а куда?
Снеговик, подскажи
Нам дорогу укажи. Наблюдение за корнями с чередованием согласных звуков.
Знакомство с чередованием согласных звуков в корнях слов.
Слайд 2.
Весной веселит, Летом холодит. Осенью питает, Зимой согревает.
- Прочитайте загадку.
- Что это? (Лес) Слайд 2.
Лес
- Правильно, лес. Мы идём в волшебный лес. Пробираемся между сугробами и повторяем за мной заклинание: Здравствуй, лес,
Волшебный лес,
Полон тайн ты и чудес.
Ты нам тайны приоткрой, мы подружимся с тобой. Слайд 3.
Ель, под ёлкой – снеговик -Любимая полянка снеговика. Здесь он живёт, здесь живут его любимые слова.
Появляются слова «снеговик», «снег».
- Поиграем со Снеговиком. Подберём ещё родственные слова к слову снеговик. Вот на ёлке посмотри-
Притаились … ( снегири).
Появляются снегири и слово «снегири»
- Почему такое название у этих птиц? (прилетают со снегом)
- А какие ещё родственные слова вы можете подобрать?
(снежок,
Начинает падать снег – слово «снег»
-
Снежок порхает, кружится,
На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло…
|
снежный,
появляется снежный домик – слово «снежный»
снежинка
появляется большая снежинка – слово «снежинка»
-
С неба звездой, На ладошку водой.
|
Если назовут – (подснежник) -А есть ли различия между корнями в этих словах? (-снег-,- снеж-)
- Наш волшебный лес открывает нам одну тайну: Слайд 4.
Тайна волшебного леса:
в некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня.
Например: снег – снежок, берег – бережок.
- В словаре русского языка написано, что смена одного другим называется
чередованием.
- А что происходит с буквами и звуками в корнях слов? (букву Г заменила буква Ж, звук «г» заменил звук «ж») -Какие звуки чередуются в этих словах?
вывешивается табличка Слайд 5.
-
Примеры
| книга – книжный/г/-/ж/
| жук – жучок /к/-/ч/
| пух-пушок /х/-/ш/
| обида – обижать /д/-/ж/
| заяц – зайчонок /ц/-/ч/
| носить – ноша /с/-/ш/
| кормить – кормлю /м/-/мл/
| любить – люблю /б/-/бл/
| ловить – ловлю /в/-/вл/
| купить – куплю /п/-/пл/
|
- Прочитайте слова. Какие звуки чередуются в каждой паре слов?
Закрепление. Подбор однокоренных слов с чередованием согласных в корне слова.
- Пока мы с вами трудились, жители волшебного леса узнали о нашем появлении и пришли поприветствовать нас.
Кто же встречает нас? Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (заяц) На овчарку он похож, Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.(волк) Повыше кошки рост, Живёт в норе,в лесу, Пушистый рыжий хвост - Все знаем мы..? (лису) Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу.(медведь) - Ребята, а как вы думаете, всегда ли медведь спит зимой? (нет)
- Как называют такого медведя? (шатун) Слайд 6.
появляется волк, заяц, медведь, лиса. Физкультминутка
На лесной полянке в ряд, Звери делают зарядку. Заяц головой вращает- Мышцы шеи разминает. Делает старательно каждое движенье, Очень ему нравится это упражненье. Серый волк немного сонный, Выполняет он наклоны: «Ты, волчишка, не ленись! Вправо, влево наклонись, А потом вперёд, назад, Получишь бодрости заряд! Медвежонок приседает, От пола пятки отрывает, Спинку держит прямо-прямо! Так учила его мама.
- Хозяева леса рады с нами встретиться, хотя у них много забот. Дома их ждут их детёныши. А как зовут детёнышей этих животных?
3. Работа в парах.
- У вас на столах задание:
Впишите в пустые клеточки названия детёнышей этих животных.
Слайд 7.
волк -
-
лиса –
-
заяц -
-
медведь-
-
Проверка со слайда. - В каких парах слов встретились чередования согласных звуков в корне слова?
Обобщение по теме.
- Наши зверята ушли домой. Наверно, и нам пора возвращаться. Давайте, спросим у снеговика. Ребята, а с кем это беседует наш снеговик?
Слайд 8.
Снеговик и сорока - лесной почтальон. - Да это же сорока, лесной почтальон. Она принесла телеграмму. Прочитаем её. Слайд 9.
-
Есть в лесу сучок,
В нём живёт жучок.
«Приветствовать вас рад,
Отправлю всех назад.
|
- Но для этого, мы должны решить, прав ли жучок. Он слышал весь наш разговор и считает, что в паре слов жучок – сучок есть чередование согласных Ж//С. Прав ли он? (Нет, корни с чередованиями имеют одинаковое значение, чередование наблюдается на конце корня) - Ура! Мы дома.
Рефлексия, подведение итогов. Слайд 10.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок - …(бочок),
друг - …(дружок),
Ухо - …(ушко),
пух -…(пушок),
река - …(речка),
рука - …(ручка),
нога - …(ножка) Флаг сапог
Друг пирог
Круг утюг - Как называется замена одного согласного звука на другой в корне слова?
- Довольны своей работой?
Слайд 11.
Сорока несёт посылку.
- Лесной почтальон принёс посылку от снеговика. Снеговик очень щедрый и любит делать подарки. В ней наверно, подарок для нас с вами. - Вот эта посылочка. В ней любимое лакомство снеговика.Что написано на ней? Это ж мароженое. Находят ошибку. - Выберите снежинку, которая вас сейчас особенно нравится.
Включение нового знания в систему знаний.
Задание даётся по парам.
- Сады, рассада, сажа, саженцы.
- Рука, ручка, ручей, ручонка.
- Река, речка, речушка, речь.
Задание: найти в каждой группе слов «лишнее» слово, вычеркнуть его.
В оставшихся словах выделить корень, найти согласные, которые
чередуются.
- Проверка задания. 11. Итог урока
- Какую задачу ставили?
- Удалось её решить?
- Что вы узнали на уроке? Рифмовка.
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать. 12. Рефлексия.
- 13. Домашнее задание: стр. 120, правило, упр. 78.
Приложение
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| |