Скачать 42.35 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «1-Бенжерепская средняя общеобразовательная школа» Ключик… замочек… ик или ек? Правописание суффиксов –ик-, -ек- Разработка учителя русского языка и литературы Никандровой О.В. 2011 г. Тема. Суффиксы -ЕК- и –ИК- в именах существительных. Цель: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик. Задачи: Образовательные: Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик. Развивающие: Развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; орфографическую зоркость, логическое мышление. Воспитательные: воспитание внимательности, аккуратности, любознательности. Оборудование. Компьютер, проектор, презентация урока, карточки со словами, чистые листочки. Ход урока. I.Организационный момент. Проверка домашнего задания А сейчас давайте повторим, что вы знаете об имени существительном. Внимание на слайд.(2,3,4,5) II.Изучение нового материала Ребята, мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.
У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».(Просмотр эпизода) У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? – Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–. – Определите тему нашего урока. – Чем же мы будем заниматься? – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? – Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -. – Познакомиться с правилом, используя которое, можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик Сообщение темы урока. Откроем тетради, запишем число, классная работа. И тему нашего урока: «Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик» – Можно прочитать правило в учебнике. – Можно самим вывести это правило. – Какой путь вы выбираете? Д. – Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме. -Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.
-На какие две группы можно разделить эти слова? (На существительные в единственном числе и множественном числе). Дети по одному выходят к доске и располагают слова в два столбика.
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. (Я думаю, что если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-. А посмотрите внимательно на экран! (Слайд 6) Что интересного вы заметили? У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. Смотрим фрагмент. -Как видим, Витя Перестукин смог отличить –ик- от –ек-. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек-, а если не выпадает, пишется –-ик-. У Вити было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.
Слайд 7. Правило. Суффикс –ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает. Суффикс –ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И. Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: кирпичИк-кирпичИка-кирпичИки. В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: орешЕк-ореШКа-ореШКи. -Верно мы с вами сформулировали правило? (Да). У. – А чтобы проверить верность наших выводов и высказывания Вити, надо прочитать правило в учебнике. У. – Обратимся к учебнику, страница 105. Прочитайте правило. Что вы для себя уяснили? Слайд 8. Работа над упражнением 251,стр 105. Слайд 9. Проверка. IV.Физкультминутка. При произношении слова с суффиксом –ИК- приседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки. ПальчИк, кусочЕк, личИко, мешочЕк, мячИк, винтИк, платочЕк, овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк. V. Закрепление нового материала. -Ещё раз внимательно прочитаем правило по учебнику «Свернём» его в инструкцию. Составляем алгоритм написания суффиксов. 1.Изменить форму слова. 2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-, Если гласный сохраняется, пиши –ИК-. -Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила. Слайд 10-20 Фотодиктант Слайд 21 Проверка VI. Итог урока. -Доскажите слова по алгоритму. -Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ЕК- гласный выпадает, то в суффиксе пишется… (Буква Е). -В суффиксе –ИК- пишем букву И, если… (При изменении формы слова гласный не выпадает). -Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ЕК-, -ИК-. Дом задание. Упр.252 стр105 -Вы проделали серьёзную работу. -Что нового открыли для себя? -Вы замечательно работали. Урок окончен. Я довольна вашей работой. Спасибо! |