Проверка: мальчики по цепочке проверяют у девочек, девочки – у мальчиков. (Показ 3 слайда)
5.2 Игра «Самый внимательный»Разучивание корневых гнёзд. Морфемный диктант.
Задание: прослушав слово, дети записывают зелёной ручкой только корни.
заБЕГать, уБЕЖать.(-БЕГ, -БЕЖ)
сБЕРЕГать, БЕРЕЖливый, БЕРЕЧЬся, пренеБРЕГать, неБРЕЖный (-БЕРЕГ, -БЕРЕЖ, -БЕРЕЧЬ, -БРЕГ, -БРЕЖ)
проГЛОТить, заГЛАТывание, поГЛОЩение (-ГЛОТ, -ГЛАТ, -ГЛОЩ)
Проверка. (Показ 4 слайда)
5.3. Игра «Найди лишние слова»-Какие из данных слов не однокоренные?
-Какие слова имеют форму одного слова, назови их. (Показ 5 слайда)
1 набор: роза, розовый, розочка, розами, розоветь,
розы.2 набор: петух, петушиный, петушиться,
петухом, петушок.
3 набор: смешной, смешинка, смешить
, смешать, смех.
4 набор: лес,
лестница, лесничий, лесочек.
5 набор: водяной, водопровод, воды,
водитель, подводник.
-Все ли слова однокоренные? (Показ 6 слайда).
5.4. Игра «Назови профессию»Подбери однокоренные слова, называя профессии человека. (Показ 7 слайда)
Грузовой –
(грузЧИК), каменный –
(каменЩИК), подводный –
(подводНИК)лесной
– (лесНИК) ,морской –
(морЯК), рыбный
– (рыбАК),футбольный –
(футболИСТ),шахматный
– (шахматИСТ).Прочитайте по цепочке, выделяя голосом суффиксы (морфемное чтение).
Проверка.
- Молодцы. Вернемся к нашей сказке.
-У этого короля была прекрасная дочь Окончание. Но принцесса была очень капризна, избалована и все время изменялась. Редко кто мог ей угодить.
5.4. Упражнение в выделение окончания. Роль окончания в предложении.Учебник, с.18, упр. 2 – фронтальная работа на доске и в тетрадях.
5.5. Ф И З М И Н У Т К А (Показ 8 слайда)
- Продолжу сказку.
По соседству с королем корнем жил молодой принц Суффикс. Это был красивый и добрый принц, поэтому он совершал только добрые поступки и оказывался всегда там, где нужна помощь. Где он появлялся, сразу все мирились и становились добрыми.
5.6. Выборочный диктантВыпиши слова:
- с суффиксом –ик–. ДомИК, дворИК, тикать, гномИК,лучИК, крикнуть;
- с суффиксом –ок–. ПрыжОК, локотОК, кружОК, срок, сапожОК, урок.
Проверка (Показ 9 слайда)
5.7. Выполнение сложного задания по образцу.Учебник с.19 упр. 4 (трудное) – коллективное выполнение под руководством учителя.
Схема:ключевое слово (корень)- предмет - признак предмета - действие предмета.Образец: Гость – ГОСТиница, ГОСТевой, ГОСТить.
Соль -……СОЛонка, СОЛёный, СОЛить.
Лёд – ……ЛЬДина, ЛЕДяной, ЛЕДенеть.
Задание выполняется с использованием технологий морфемного чтения и письма.
- Есть еще в стране Морфемии маленькие трудолюбивые человечки -Приставки. Это ближайшие придворные короля Корня. Без них невозможно прожить, приехать, взлететь. Они всегда примыкали к Корню, поэтому жили вместе с ним в одном замке.
5.8. Самостоятельная работаТетрадь «Учусь писать без ошибок» с. 25, упр. 58, 59.
Проверка: несколько человек сдают тетради для индивидуальной проверки, остальные проверяют устно, фронтально.
- Хочу продолжить сказку.
Но вот однажды в Морфемию из далекой страны Самостоятельных Частей Речи приехал коварный князь Предлог. Он тайно пробрался в замок. Приставки встретили его приветливо, ведь он очень был похож на них! А Предлог задумал злое дело – поссорить Приставки с Корнем, чтобы они отделились от своего короля и стали бы жить отдельно. К счастью, Приставки оказались не только трудолюбивым народом, но и верным своему королю. Они прогнали Предлог из своего замка. Так и живет он теперь отдельно от Корня, а Приставки – вместе с ним.
5.9.Упражнение в различении приставки и предлогиЗапись под диктовку (два человека работают за доской или на больших плакатах) первый выписывает слова с предлогами, второй – с приставками:
(от)плыть (от)берега, (до)лить (до)краев, (на)рисовать (на)листе, (за)бежать(за)дом.
Проверка: Работающие у доски дети показывают свою работу, объясняют написание. (Показ 10 слайда)
6. Закрепление.6.1. Отработка алгоритма разбора слова по составу (Учебник, с. 16, слово «настольный»)
6.2. Игра «Измени слова»На карточках даны слова во множественном числе. Надо записать их в единственном числе и проявить корни зелёной ручкой. Читаем, применяя метод разучивания морфем: один читает, выделяя голосом корни, все повторяют за ним, также выделяя корни голосом:
(Показ 11 слайда)
ГУСята – (ГУСёнок)
ГРИБники – (ГРИБник)
БЕРЕГа – (БЕРЕГ)
ДОРОЖки – (ДОРОЖка)
ЗАБОРчики – (ЗАБОРчик)
| (Показ 12 слайда)
ИГРоки – (ИГРок)
ИСКРы – (ИСКРа)
КЛАДовщики – (КЛАДовщик)
КЛЮЧи – (КЛЮЧ)
КУСТарники – (КУСТарник
|