Скачать 65.49 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЕЛИКИЕ ЛУКИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» комбинированного вида» Составила музыкальный руководитель Бороздинская Н.И. 2013г Кукольный театр – как один из жанров музыкальной деятельности С давних времён люди начали играть . Игра – естественное состояние ребёнка. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить ему законы взрослых. Детские игры подобны импровизированным театральным постановкам, где кукла , как реальный человек имеет свою одежду, свои игрушки и вещи. Ребёнок становится и постановщиком и , и режиссёром, и актёром. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребёнок играет по – своему: кому – то нравится строить, а кому-то воевать. Потому , как и в какие игры играют наши дети, можно судить о том, как будет выглядеть мир, когда они станут взрослыми. Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должны играть – одна из важнейших задач , в осуществлении которой может помочь кукольный театр. Театр кукол 0одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность -его спектакли увлекают в равной степени и взрослых и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребёнку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном уровне, кукольный спектакль их сближает. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. А ещё кукольный театр – это уроки это уроки актёрского мастерства, тренировка мелкой моторики, развитие речи, 2 художественного вкуса и фантазии. Чтобы добиться положительных результатов необходимо кропотливая работа: Это развитие: сенсорики- познание цвета, формы, особенности звуков Психических процессов: Внимания, мышления, памяти Развития речи, голоса, выразительности движений, пластики. Существуют специальные упражнения для игрового тренинга на занятиях, развлечениях, индивидуальной работе. Музыка –неотъемлемая часть кукольного театра . Театр кукол музыкален уже сам по себе , потому что его пантомимический природе свойствен ритм. Так как вне ритма не может быть « пантомимически-кукольного действия. Слова , произносимые « нараспев; танец – это все проявления в кукольном театре. Незамысловатый сюжет кукольного представления требует дополнительных средств выразительности, одним из которых стала музыка. Мелодии в спектакле носят ярко выраженный характер. Таким образом, в динамично развивающемся спектакле музыка способствует драматическому развитию спектакля, раскрывает и «уточняет» смысл сцен, создаёт настроение спектакля. Музыка в кукольном спектакле предназначена для детей , поэтому она всегда должна соответствовать пониманию и восприятию детской аудитории. Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров( пальчивовый, настольный , плоскостной, бибабо и др.) Известно , что дети любят играть в театрализованными куклами, и эти игры побуждают ребёнка к общению, творческому самовыражению. Однако, не смотря на разносторонность кукольного театра, традиционность его использования в работе с дошкольниками 3 потенциал увлекательных игр далеко не исчерпан. В связи с этим рекомендуется создавать театральные студии . Главная идея создания театральных студий- это воспитание при помощи кукол, в действиях которых дети могут увидеть своё отображение , и , таким образом увидеть себя со стороны. На протяжении многих лет в нашем саду работает театральная студия. Основатели её – Васильева Нина Васильевна и Абрамова Ирина Николаевна. В разные годы на конкурсах они занимали первые места. Постепенно рамки студии расширялись и появилась творческая студия кукольного театра., где в процессе обучения дети не только показывают спектакли, но и оказывают помощь в изготовлении кукол, костюмов и атрибутов к спектаклям. Привлекаем родителей, которые принимают участие в изготовлении кукол, костюмов, различных атрибутов для спектаклей и с желанием участвуют в самих спектаклях, что вы сегодня и смогли увидеть. А сейчас мы покажем наиболее характерные куклы и атрибуты , необходимые для занятий театрализованной деятельностью. 1.Куклы – прыгунки- это лёгкие мягкие игрушки к голове которых прикреплена венгерская резинка.. Прыгунки ходить не умеют , они прыгают, то медленно, то быстро, высоко –низко. Используются в работе с младшими дошкольниками. Дети покажут упражнение «Играть вместе веселей» 1 младшая группа ( ф-но « Ах, ты берёза») 2.Варежковая кукла - Надевается на кист рук . Манипуляция такой куклой развивает гибкость и подвижность рук «Рыбка, рыбка где ты спишь?» 2-ая младшая группа ( №1) 4 Управление этими куклами способствует развитию плавности, чёткости речи. Музыка плавная, льющаяся, соответстующая движению рук. 3. « В гости к нам пришли матрёшки» 2-ая младшая группа. Управление этими куклами способствует развитию дикции и развитию чувства ритма. ( ф-но) 4. Штоковые куклы - Есть малые и большие штоковые куклы, которые водят с помощью одного или двух штоков (палочек) Эти куклы также полезны для развития мелкой моторики. Способствуют развитию речи детей. Музыкальное оформление развивает музыкальный вкус. Постановка с использованием штоковых кукол «Спал цветок и вдруг проснулся» средняя группа( №2) 5.Платковые куклы - сделана из платков. Голова куклы крепится на шее у кукловода, что даёт кукловоду возможность свободно двигаться, танцевать. Музыкальное сопровождение способствует развитию ритмических движений, любви к русской народной музыке. Упражнение «Русская проходка» « Русская проходка», средняя группа (№3) 6.Перчаточные куклы Для этих кукол необходимо предварительно делать упражнение для гибкости пальцев. Сценка с музыкальным сопровождением: « Необычное путешествие» подготовительная группа. С помощью музыкального сопровождения создаётся радостное настроение у детей. Музыка, подобранная к этой сценке, усиливает восприятие сюжета и способствует более удачной передаче образа полёта « птиц» и « тучки». Воспитывает любовь к природе посредством музыки.(№4) 5 7. Пальчиковый театр – это миниатюрные куклы. Которые надеваются на указательный , средний палец или на все пальцы кисти руки. Работа с ними так же способствует укреплению мышц пальцев. Музыка создаёт спокойный фон во время проведения спектакля. Сказка « Курочка ряба»- старшая группа.( №5) Куклы полумарионетки: Куклы на нитях, одни концы нитей прикреплены к голове, руках, другие на ваге ( палочке)Управляя палочкой, кукловод заставляет полумарионетку двигаться. Задорная бравурная музыка создаёт весёлое настроение у детей и проявляет сопричастность детей к действию. «Весёлые клоуны», старшая группа ( мальчики)( №6) Содержание работы в студии кукольного театра реализуется в играх, упражнениях, этюдах, разыгрывании маленьких сценок, в небольших театрализованных представлениях.Освоение кукол и актёрского мастерства -это задача трудоёмкая, поэтому занятия с детьми необходимо проводить по определённой системе: от простого к сложному , от знакомого к новому , повторяя и закрепляя освоенные навыки и умения. Театр кукол пытается решать и проблемы воспитания будущего поколения, научить любить , понимать прекрасное и высокое искусство. Через игру, забавы куклы приобщают к литературе, поэзии, музыке, учат мыслить и анализировать. Напольная (Ростовая кукла)- это куклы, которыми могут управлять один ребёнок или двое детей. Работа с такими куклами помогает развить чувства партнёрства и координации. Подобрав музыку, соответствующую к образу кукол и выполняя действия с ними можно вызывать праздничное настроение. Что мы и хотели вызвать у вас. «Затейники»- подготовительная группа (№7) Таким образом, в нашем дошкольном учреждении созданы все условия для развития художественно-эстетического воспитания посредством музыки и театра. |