Скачать 117.71 Kb.
|
Автономная некоммерческая организация Средняя общеобразовательная частная школа «Наследник» Принято Согласовано: Утверждена на заседании кафедры Зам. директора по УВР Приказом директора «Искусств» Протокол заседания №___ «_____»__________ 2012 г. № ____от «____ » _________2012 г. «___»____________2012__ г. ______________________ ___________________ Руководитель кафедры Прозорова С.Б. Л.Н.Духанина ____________________Ф.И.О. Рабочая программа театральной студии «Учимся играть в театр» Программа дополнительного образования для детей 6-10 лет 2012-2013 учебный год Кафедра Искусств Автор: Баратенко Людмила Азеровна «УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ТЕАТР» (программа дополнительного образования для детей 6 – 10 лет) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, раскрепощенности. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Она позволяет развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя. Актуальность программы Занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Игры, проводимые на занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а неорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников. с определенными правилами. Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечнососудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речью. Дыхательной гимнастикой, ребенок одновременно укрепляет свое здоровье, тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство особенно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечеткой, неразборчивой , не доносит до слушающего главный компонент речи – ее содержание. Все это может в дальнейшем негативно отразиться на его профессиональной деятельности. Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения. Доминантной формой обучения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Предлагаемая программа соответствует: - Современным целям общего образования. - Основным положениям Концепции модернизации Российского образования. - Перспективным целям начального образования в школе. Задачи:
Режим и формы занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут в концертном зале или репетиционном классе. Виды занятий – практические, игровые упражнения, театрализованные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др.. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные. На занятиях используется как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики. Также используются актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников. Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержание тем. Дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Требования к уровню подготовки : К концу первого года обучения дети приобретут следующие умения и навыки: - Свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками. - Импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации ( при передаче характерных особенностей различных персонажей и т.д.) - Самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки. - Работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Ожидаемые результаты:
Способы проверки результатов обучения: В качестве промежуточных результатов освоения учащимися программы могут рассматриваться выразительность исполнения разученных стихов, актерская работа в инсценировках сказок, театрализованных представлениях. Методы и формы работы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация и т.д.). в качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями и творческие достижения каждого обучающегося. Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы: - театральные постановки, - игры, - открытые занятия, - участие в школьных концертах.
Примерное учебно-тематическое планирование
Содержание программы
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
Игры на знакомство. Массовые игры. Упражнения на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемым предметами. Этюды на заданные предлагаемые обстоятельства. Этюды на основные эмоции. Импровизация игр – драматизаций. 3. Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением, басней., повествовательными текстами, диалогами. 4 . Сценическое движение Коммуникативные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. 5. Театрализация Инсценировка сказок, литературных произведений. 6. Итоговое занятие Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности. Методическое обеспечение Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. В образовательном процессе объединения используются различные виды игр: - эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры): - интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции ( словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные): - креативные игры, способствующие развитию ассоциативного. Нестандартного . конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные: - подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д.,одна из важнейших особенностей – вариантность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, игры). Особое место в методическом обеспечении учебной деятельности играет тренинг - Специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций. Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач, кроме того, в работе возможно и использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения. Структура разминки
Примерное тематическое планирование Первый год обучения «Начальная театральная школа» «Раскрепощение»
-Снятие зажимов: мышечных, голосовых, мыслительных. Эмоциональное и энергетическое раскрепощение. - Развитие творческой активности. - Коммуникабельность и избавление от комплекса неполноценности. - Развитие индивидуальности. 2. Первые роли. - Этюды, миниатюры, массовки. - участие в общем творческом процессе, праздниках, литературных вечерах и т.д. Второй год обучения «Театр представления»
- Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. - Развитие навыков коллективизма и конкуренции. - Освоение актерского багажа: художественное слово, пластика, реквизит, . наблюдения.
- Образ, характер, приспособления. - Атмосфера, обстоятельства. - Отношения. События. Конфликт. 3. Учебный спектакль - сказка. - Знакомство с драматургией. -Действенный анализ и событийный ряд. - Построение роли с использованием приобретенных навыков, работа над образом.
Третий и последующие года обучения «Театр переживания»
- Внимание и Воображение - Внутреннее пространство. - Психологический жест. - Пространство и время. - Импровизация. 2. Работа над спектаклем. -Драматургия материала, конфликт, действия. - Персонажи, их взаимоотношения. - Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков… ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
Список используемой литературы:
ТЦ «Сфера»,2007г.
|